Доллар США $ — 00,00 руб. Евро € — 00,00 руб. Юань ¥ — 00,00 руб. Тенге ₸ — 00,00 руб.

ВАЛЕРИЙ КОВАЛЕНКО, НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ ГИБДД УМВД РОССИИ ПО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

– Валерий Викторович, давайте сразу начнем с главного вопроса. Можно ли рассматривать законодательно закрепленные взаимоотношения ГИБДД и водителей, нарушивших правила дорожного движения, в качестве экономических отношений?

– Чтобы ответить на этот вопрос, сразу определимся: ГИБДД – это контрольно-надзорная государственная структура, работа которой финансируется государством. Наши главные задачи – обеспечивать безопасность и бесперебойность дорожного движения, предупреждать, насколько это возможно, дорожно-транспортные происшествия и пресекать нарушения правил дорожного движения. Кроме того на нас возложены обязанности следить за содержанием дорог и соответствием конструкций и технического состояния транспортных средств требованиям безопасности, выдавать водительские удостоверения и регистрировать транспортные средства, учитывать дорожно-транспортные происшествия и вести разъяснительную работу среди детей и взрослых. Как видите, ни одна из этих функций под определение экономической деятельности не подходит.

Взаимоотношения ГИБДД с водителями, которые нарушили правила дорожного движения (ПДД), — это в частности правоохранительная деятельность по пресечению правонарушений и преступлений, а в общем — работа по обеспечению безопасности дорожного движения.

– Но когда речь идет о штрафных санкциях, человек говорит: «Я заплатил штраф». И появляется некая экономическая видимость взаимоотношений. Некоторые даже называют сотрудников дорожно-патрульной службы (ДПС), уж извините, «продавцами полосатых палочек»…

– Для тех, кто так говорит, я еще раз повторю, что дорожно-патрульная служба, в соответствии с законодательством и возложенными на ее сотрудников обязанностями выявляет и пресекает правонарушения и преступления в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Оплачивая штраф, нарушитель ПДД ничего ни у кого не покупает, а несет ответственность, установленную Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ). Штраф — это вид наказания, и для сотрудника ДПС оштрафовать не значит «заработать», а значит «выявить и пресечь». Если оштрафованному водителю удобнее считать, что он за что-то платит, то пусть уж он будет честным с самим собой. Он расплачивается за собственную безответственность, за свое пренебрежение к требованиям закона.

Наказание рублем

– Сколько видов нарушений ПДД предусматривает штрафные санкции согласно КоАП РФ? И каковы размеры штрафов?

– Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает 110 видов нарушений ПДД, эксплуатации транспортных средств и правил перевозки. Из них лишь 12 видов предусматривают ответственность только в виде лишения права управления транспортным средством на тот или иной срок. Остальные предусматривают штрафы либо как единственное наказание за нарушение, либо как один из возможных видов наказания. Размеры штрафов разнятся: от 100 рублей, налагаемых на граждан, до 20 000 рублей, налагаемых на должностных лиц и 500 000 рублей, налагаемых на юридических лиц.

– И куда поступают суммы, которые платят оштрафованные? Зависит ли оснащение подразделений ГИБДД от того, сколько штрафов сотрудники выписали нарушителям?

– Госавтоинспекция финансируется из федерального бюджета на 100 %. По закону денежные взыскания за правонарушения в области дорожного движения подлежат зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации. Штрафы за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации подлежат зачислению соответственно в федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ или местный бюджет по нормативу 100 %. Выделение финансирования на вопросы технического оснащения подразделений ГИБДД из средств, поступающих в виде денежных взысканий, не предусмотрено.

– Год от года ответственность за нарушения ПДД ужесточается. Отражаются ли эти изменения на статистике правонарушений? Например, как изменилась статистика за последние два года?

– К сожалению, статистика нарушений ПДД в последние два года практически не изменилась. По-прежнему основными нарушениями остаются превышение установленной скорости движения, нарушения правил обгона, выезд на полосу, предназначенную для движения встречных транспортных средств, управление транспортным средством, не имея права управления автомобилем, и несоблюдение очередности проезда.

– Какими критериями руководствуются инспекторы ГИБДД при назначении сумм штрафов, предусматривающих «вилку»?

– Критерии оценки отягчающих и смягчающих обстоятельств при назначении административного наказания определены Кодексом об административных правонарушениях РФ. Инспекторы ДПС руководствуются ими при принятии решения по санкциям, предусматривающим минимальный и максимальный размер штрафа, или назначение наказания в виде предупреждения.

– А почему некоторые виды нарушений ПДД, например, движение транспортных средств по тротуарам, парковка на газонах, пешеходных переходах и тротуарах, выпадают из сферы внимания инспекторов ГИБДД и практически не наказываются штрафами, предусмотренными законом?

– Работа в данном направлении нашей службой проводится, она организована и есть результаты. За данный вид нарушения предусмотрены и штрафные санкции, и такая мера обеспечения, как эвакуация транспортного средства. Еженедельно только на территории города Оренбурга за нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств инспекторы привлекают к административной ответственности более 200 водителей, ну а в том случае если автомобиль создает помехи в движении пешеходам и другим транспортным средствам, то проводится его эвакуация на специализированные стоянки. Таких фактов еженедельно более 120.

– Как обстоит дело с техническим оснащением подразделений ГИБДД современными приборами контроля дорожного движения?

– В Госавтоинспекции Оренбургской области предусмотрены технические средства контроля за дорожным движением, в том числе фоторадарные комплексы, работающие в автоматическом режиме. Вообще специальные технические средства – одно из перспективных направлений развития современных методов контроля за соблюдением правил дорожного движения.

На сегодняшний день наши подразделения эксплуатируют более 30 автоматических комплексов, имеющих функции фото- и видеозаписи. Их технические характеристики и специфика использования позволяют значительно увеличить количество вынесенных постановлений о назначении административного наказания. Только за декабрь 2012 года удельный вес вынесенных штрафов за нарушения ПДД, зафиксированные при помощи приборов фотовидеофиксации, составил 57 % от всех выявленных правонарушений.

Кстати, системы фотофиксации и видеонаблюдения применяются не только в процессе контроля за дорожным движением. Они используются также в подразделениях ГИБДД, занимающихся регистрацией транспортных средств и приемом квалификационных экзаменов на право управления автомобилем. Это одна из мер противодействия коррупции и повышения объективности принятия решений. В настоящее время системами дистанционного видеонаблюдения оборудованы все территориальные регистрационно-экзаменационные подразделения Оренбургской области. Кроме того, системой видеоконтроля оборудовано 12 экзаменационных автомобилей.

– Раз уж Вы заговорили об антикоррупционной работе, то каковы ее результаты?

– Экипажи дорожно-патрульной службы при несении службы используют видеорегистраторы, которых у нас более 70. Эти приборы позволяют исключить противоправные действия как со стороны сотрудников полиции, так и со стороны граждан. Кстати, в 2011–2012 годах в наших подразделениях не установлено ни одного факта взяточничества. Зато установлено пять попыток дачи взятки сотрудникам дорожно-патрульной службы. В отношении граждан, пытавшихся откупиться от административной ответственности, были возбуждены уголовные дела.

Кто в ответе за разметку

– Валерий Викторович, в начале нашего разговора Вы сказали, что на ГИБДД возложены полномочия по контролю за состоянием дорог. А состояние дорожной разметки и знаков дорожного движения попадает в сферу вашей компетенции?

– Да, Госавтоинспекция осуществляет государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе контролирует, соответствуют ли дорожные знаки и разметка требованиям норм, стандартов и правил безопасности дорожного движения. Нанесение дорожной разметки, установка либо демонтаж дорожных знаков и светофоров, согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», производится владельцами улично-дорожной сети. То есть федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

– А если, допустим, выявлены несоответствия разметки или дорожных знаков требованиям и нормам? Какие рычаги воздействия на владельцев улично-дорожной сети есть у ГИБДД?

– Для устранения нарушений нормативных требований, допущенных при содержании технических средств организации дорожного движения, владельцам улично-дорожной сети направляются предписания и представления, которые обязательны для исполнения. Должностные и юридические лица, допустившие нарушения, привлекаются к административной ответственности. Кроме того, о нарушениях законодательства мы информируем органы прокуратуры.