Доллар США $ — 00,00 руб. Евро € — 00,00 руб. Юань ¥ — 00,00 руб. Тенге ₸ — 00,00 руб.

АНДРЕЙ СОЛОМИН, РУКОВОДИТЕЛЬ УФНС РОССИИ ПО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

– Андрей Алексеевич, на что бы Вы обратили внимание налогоплательщиков в первую очередь, говоря о последних изменениях в действующем налоговом законодательстве?

– Федеральным законом от 25.06.2012 № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены поправки в отношении специальных налоговых режимов и введен новый режим — патентная система налогообложения.

– Как, на Ваш взгляд, эти изменения отразятся на налогоплательщиках?

– Главный результат этих изменений состоит в том, что с 2013 года налогоплательщики получили возможность выбирать систему налогообложения. Это должно стать дополнительной мерой стимулирования развития среднего и малого бизнеса. А налоговым новшеством наступившего года стало введение патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей, которая заменила упрощенную систему налогообложения на основе патента. На территории Оренбургской области она введена Законом Оренбургской области от 14.11.2012 № 1156/343-V-ОЗ «О патентной системе налогообложения».

– Расскажите подробнее, в чем суть патентной системы налогообложения?

– Данный режим призван стимулировать самозанятость населения и легализацию малого бизнеса. Патент можно получить как на отдельный вид предпринимательской деятельности (в Оренбургской области патентная система налогообложения применяется в отношении 48 видов), так и на разные сроки работы (от одного до 12 месяцев в пределах календарного года). Все зависит от выбора самого предпринимателя. Но при принятии решения он должен учитывать следующее. Если патент берется на срок до полугода, то плату за него необходимо будет внести сразу в полном объеме, а если патент берется на срок более полугода, то сначала нужно заплатить 1/3 от стоимости патента. Стоимость патента составляет 6 % от потенциально возможного годового дохода по виду предпринимательской деятельности, размер которого установлен законом Оренбургской области, о котором я уже говорил.

– Вы считаете, что у патентной системы есть плюсы?

– Безусловно, есть. Во-первых, налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения, в налоговые органы не представляется. Кроме того, предприниматели вправе не использовать ККТ при условии выдачи по требованию покупателя или клиента документа, подтверждающего прием денежных средств. Это может быть товарный чек или квитанция. Также патентная система налогообложения может применяться вместе с другими режимами налогообложения.

– Предусматривает ли патентная система ведение налогового и бухгалтерского учета?

– Если предприниматель принял решение перейти на патентную систему, то налоговый учет он обязан будет вести. Налоговый учет ведется налогоплательщиками в книге учета доходов индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения. Причем книга учета доходов ведется отдельно по каждому полученному патенту. Форма и порядок заполнения книги учета доходов утверждены Минфином России. Что касается бухгалтерской отчетности, то Закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который вступил в силу с 1 января 2013 года, четко определил, что индивидуальный предприниматель имеет право не вести такой учет, если он ведет книгу доходов и расходов.

– Андрей Алексеевич, преимущества патентной системы Вы назвали, хотелось бы знать и ее минусы?

– В первую очередь это возможность применения ее только индивидуальными предпринимателями и ограничение по численности работников. Причем если налогоплательщик ведет несколько видов деятельности, то количество наемных работников не должно превышать 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности. Далее, при работе на патентной системе не предусмотрена возможность уменьшения стоимости патента на сумму страховых взносов на обязательное страхование. Это ухудшает положение налогоплательщиков, перешедших на патентную систему, по сравнению с предпринимателями, применявшими УСН на основе патента. И здесь я повторюсь, что переход на патент абсолютно добровольный, и если стоимость патента не устраивает, то можно продолжить применять ЕНВД или перейти на упрощенную систему налогообложения. Более того, патент можно приобрести, например, на месяц или два и попробовать поработать по этой системе, оценить ее. Конечно, при применении нового закона всегда возникает много вопросов. Я уверен, что пройдет время и патент станет востребованным у налогоплательщиков.

– Какие изменения вводятся с 2013 года в «упрощенку»?

– С 1 января лимит доходов для перехода на УСН не должен превышать 45 млн рублей за девять месяцев. Эта сумма теперь прописана непосредственно в Налоговом кодексе.

Также в кодексе указано, что данный показатель будет ежегодно увеличиваться накоэффициент-дефлятор. В 2013 году он равен единице. Кстати, определение коэффициента_дефлятора введено в кодексе впервые. Этот коэффициент устанавливается ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитывается как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав кодекса в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году. Предельная величина доходов в целях применения УСН составляет 60 млн рублей. Данный показатель также увеличивается на коэффициент-дефлятор, но только с 2014 года. Переход на УСН носит уведомительный характер и для такого перехода представляется уведомление, а не заявление, как было раньше. И если налогоплательщик нарушил срок подачи уведомления, то он не считается перешедшим на УСН. Для только что созданных организаций и вновь зарегистрированных предпринимателей срок уведомления о переходе на УСН отодвинут с 5 до 30 дней с момента начала деятельности. И третье изменение касается срока подачи налоговых деклараций. В случае если налогоплательщик утратил право применять УСН либо решил больше не применять ее, то он обязан в течение 15 дней со дня прекращения деятельности сообщить об этом в налоговый орган и в течение 25 дней подать налоговую декларацию.

– А что ждет плательщиков единого налога на вмененный доход?

– Во-первых, в результате изменений система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) получила статус добровольного налогового режима. Во-вторых, законодатель более четко определил порядок постановки плательщика ЕНВД на учет.

Организации или индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого налога на вмененный доход, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход. Следовательно, если налогоплательщик не подавал в налоговый орган заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход и не осуществлял предпринимательскую деятельность, подлежащую налогообложению единым налогом на вмененный доход, то он не обязан представлять налоговые декларации по ЕНВД.

Снятие с учета налогоплательщика ЕНВД при прекращении им предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, переходе на иной режим налогообложения осуществляется на основании заявления, представленного в налоговый орган. Установлен порядок определения размера вмененного дохода при неполном налоговом периоде – квартале в связи с постановкой и снятием с учета в качестве налогоплательщика. В случае если постановка организации или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика ЕНВД или их снятие с указанного учета произведены не с первого дня календарного месяца, размер вмененного дохода за данный месяц рассчитывается исходя из фактического количества дней осуществления предпринимательской деятельности. И наконец, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

– Андрей Алексеевич, Оренбуржье – регион с весомой аграрной составляющей экономики. Что изменилось для плательщиков единого сельскохозяйственного налога?

– В отношении единого сельхозналога (ЕСХН) также действует уведомительный порядок. Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный предприниматель должны уведомить налоговый орган о переходе на ЕСХН в течение 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет. Организации и предприниматели, которые не представили уведомление о переходе на уплату ЕСХН в установленные сроки, не признаются плательщиками ЕСХН. Ранее зарегистрированные налогоплательщики и не утратившие право на применение ЕСХН такое уведомление не представляют. Важное изменение для вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных предпринимателей, перешедших на ЕСХН. При отсутствии в первом налоговом периоде доходов от сельскохозяйственной деятельности и отсутствии нарушений требований, установленных для применения ЕСХН, они вправе продолжать применять ЕСХН в следующем налоговом периоде. При прекращении деятельности налогоплательщик обязан в течение 15 дней со дня прекращения деятельности сообщить об этом в налоговый орган. Уплатить налог и подать декларацию по ЕСХН нужно не позднее 25 числа месяца, следующего за тем, в котором согласно соответствующему уведомлению прекращена деятельность.

– И в заключение беседы еще один вопрос: где предприниматели и бизнесмены могут получить исчерпывающую информацию по системе налогообложения и изменениям в ней?

– Все, что происходит в сфере налогового законодательства, отражено на официальных сайтах Федеральной налоговой службы www.nalog.ru и УФНС России по Оренбургской области www.r56.nalog.ru. На этих интернет-ресурсах можно получить ответы на все интересующие налогоплательщиков вопросы. Хочу обратить внимание читателей на то, что ФНС России занимает одно из лидирующих мест в развитии услуг в интернет-пространстве. Работа сайтов многократно упрощает взаимодействие между налоговыми органами и налогоплательщиками. На сегодняшний день на наших интернет-ресурсах размещено свыше 30 интерактивных сервисов. И налогоплательщики могут узнать о наличии задолженности, объектах налогообложения, ставках и льготах по имущественным налогам, найти ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, обратиться в налоговую инспекцию, подать заявление о постановке на учет и сделать многое другое, не посещая налоговую инспекцию.