РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСОВ ЧИТАТЕЛЕЙ*:
* - ежегодный опрос ТПП Оренбургской области

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛЕМИКА

Проект бюджета Оренбургской области на 2014 год и на плановый период 2015_2016 годов  был вынесен на первое чтение на заседании Законодательного собрания 6 ноября. Ровно через месяц после этого, 6 декабря, главный финансовый документ региона должен быть принят окончательно. Об экономической ситуации, бюджете и бюджетном процессе высказались руководители партийных фракций ЗС.

Владимир Киданов, руководитель фракции «Единая Россия»:

– Бюджет очень напряженный. И мы должны отдавать себе отчет, какие решения мы принимаем. И разделять ответственность с правительством за принятые решения. Если предлагается увеличить финансирование в той или иной сфере, нужно точно знать, откуда эти деньги могут прийти и придут ли они. Необходимо быть готовыми к тому, что область пойдет на заимствования, в первую очередь, чтобы не допустить недофинансирования социальной сферы.

Что касается предложений от других фракций по поводу отмены льготы при выплате налога на прибыль для нефтяных предприятий и увеличения за счет этого доходов бюджета на 2,7 млрд рублей, фракция «Единая Россия» это предложение не поддерживает. Во-первых, льготой пользуются не только нефтегазовые компании. Во-вторых, я уже не раз говорил, что налоговая льгота – это возможность сохранить крупных налогоплательщиков на территории Оренбуржья. Благодаря привлекательным условиям, они не переводят точку налоговых выплат в другой регион, хотя имеют на это право. Этот механизм позволяет гарантированно получать доходы в бюджет от налога на прибыль, при этом регион теряет минимум на предоставлении льготы.

Работе с инвесторами регион в ближайшие три года вообще уделяет особое внимание. Формируется инвестиционная стратегия Оренбургской области, развивается государственно-частное партнерство, создается инвестиционный фонд. Это позволит сформировать новые потоки пополнения доходной части бюджета.

Сейчас это очень важно. Россия является элементом мировой экономической системы, и финансовый механизм в стране оказался на деле хрупким. Мы находимся в довольно сложном положении: экономика в определенной степени сжимается, несмотря на усилия власти. Исходя из ситуации, и бюджет мы формировали именно в этом тренде. Сразу оговариваюсь, что порядка 8 млрд рублей федеральных средств мы пока не учитываем, потому что сегодня только на 3 миллиарда нам поступили подтверждения, т. е. лишь 12 % межбюджетных трансфертов распределены. К сожалению, на остальные федеральные средства подтверждающих документов еще нет. Но мы рассчитываем их получить в размере лишь чуть ниже, чем в 2013 году. Тем не менее сегодня это факт, подтверждающий, что непросто идет согласование статей расходов и на федеральном уровне. Нужно отдавать себе отчет, что любое наше решение – это очень ответственный шаг. В целом хочу сказать, что бюджет претерпел очень серьезные перераспределения, и мы говорим абсолютно открыто всему обществу, что надо подтягивать пояса. Тем не менее, бюджет формируется как социально ориентированный, две трети средств будет направлено именно в эту сферу. И, конечно, приоритетным является исполнение «майских» указов президента, в первую очередь это касается повышения оплаты труда работникам бюджетной сферы.

Владимир Фролов, руководитель фракции «Справедливая Россия»:

_ В целом мы не видим положительной динамики и эффективности вложения явно недостаточных средств областного бюджета в программно-целевой принцип его формирования. Налицо продолжающаяся политика ликвидации малокомплектных школ, массового сокращения койко-мест в больницах и закрытия ФАПов в сельских населенных пунктах, ликвидации учреждений социального обслуживания населения. В то же время мы наблюдаем недофинансирование сельского хозяйства, скудное финансирование культуры. Несмотря на то, что 2014 год объявлен Годом культуры, сокращение расходов на культуру составит 27,2 %. Ассигнования на сельское хозяйство в 2014 году уменьшаются на 50,9 %.

В проекте бюджета вообще не предусматриваются поступления от акцизов на алкогольную продукцию, хотя получил лицензию и приступает к производству алкогольной продукции Первомайский ЛВЗ. Его предполагаемая мощность - 1 млн бутылок в месяц. Естественно, с продажи водки будут уплачиваться акцизы в областной бюджет. Видимо, Минфин региона создает для бюджета «подушку безопасности».

Увеличиваются расходы на содержание органов исполнительной власти. В 2014 году они составят 1 750 022 тыс. рублей. Считаем, что эти расходы являются завышенными и подлежат сокращению как минимум на 10 % (175 млн рублей.) Государственный внутренний долг областного бюджета к 1 января 2017 года планируется удвоить - с 23806,6 млн рублей до 48496,3 млн рублей.

Финансовые заимствования оправдывают тем, что они нужны для сбалансированности бюджета. Фракция «Справедливая Россия» не согласна с формированием доходной части областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов и выражает свое несогласие с финансированием системы здравоохранения, социальной защиты населения, сельского хозяйства и культуры Оренбургской области. Мы прямо заявляем о фактах нарушений в определении расходов в ряде министерств, выявленных проверкой Счетной палаты Оренбургской области, особенно в Министерстве образования.

Депутаты фракции приняли решение отклонить проект областного бюджета и направили в комитет по бюджетной, налоговой и финансовой политике предложения и рекомендации по его изменению.

Владимир Новиков, руководитель фракции КПРФ:

- Фракция КПРФ оценивает проект областного бюджета как антинародный, который входит в прямое противоречие с Конституцией РФ, запрещающей принимать законодательные акты, ухудшающие социальное положение граждан. Характерных отличий в бюджетах прошлых лет и будущего года нет, так как они одинаково не решали и не решают действительных задач социально-экономического развития региона, реального повышения до достойного уровня жизни граждан области.

Предложенный проект бюджета не способствует экономическому и социальному развитию области. Напротив, он направлен на дальнейшую деградацию отечественной экономики, на ее разрушение. Реалии российской и областной экономики плачевные, и это вина самой власти. Однако и в этих условиях есть резервы повышения доходной и расходной частей федерального и областного бюджетов, если исходить из интересов всех людей, а не олигархической части населения. Поэтому мы предлагаем:

- провести национализацию природно-сырьевых ресурсов и энергоемкого производства;

- ввести прогрессивный налог на сверхприбыли;

- вернуть средства стабилизационного фонда из зарубежных банков в российские банки и снизить проценты отчислений с выдаваемых инвестиционных кредитов, например, до 5%.

- пресечь вывоз капитала за рубеж (только в этом году туда ушло около 2,5 трлн руб).

Эти меры значительно увеличат доходную и расходную части бюджета как страны, так и региона.

У фракции КПРФ вызывает неприятие отсутствие реальных точек роста промышленного производства, реальной поддержки малого предпринимательства, что не создает дополнительных источников поступления доходов в бюджеты следующих лет; предоставление льготы на инвестиционные проекты, которыми пользуются только нефтяники и газовики; слабая финансовая поддержка агропромышленного комплекса; увеличение в два раза финансирования команд профессионального спорта, в то время как расходы на массовый спорт, даже увеличенные вдвое, меньше расходов на профессионалов в 10 раз.

Мы не согласны с реальным ростом государственного долга и увеличивающимися расходами по его обслуживанию.

Фракция КПРФ внесла конкретные предложения по увеличению расходов на социальные выплаты при получении ипотеки, на охрану труда, на компенсации железнодорожникам за перевозку пассажиров в пригородном сообщении, на поддержку АПК. Нами внесено 25 предложений по финансированию конкретных объектов. Все эти предложения изучаются в министерствах и бюджетном комитете. Надеемся, что будем услышаны. Хотя практика прежних лет говорит, что к предложениям политических фракций мало прислушиваются.

Андрей Рейзлер, руководитель фракции ЛДПР:

Депутаты фракции ЛДПР к работе с проектом областного бюджета на очередной финансовый год всегда относятся очень ответственно, поскольку это - главная задача депутатов, представителей населения. От того, насколько точно будет спланирован бюджет, насколько верно в нем будут расставлены приоритеты, зависят жизнь наших граждан, развитие или неразвитие нашей области.

На сегодняшний день депутатами проделана большая работа по ознакомлению с положениями проекта закона, с теми документами и расчетами, которые предоставляются вместе с ним, и проведен их анализ. Исходя из этого, конечно, у фракции сложилось свое мнение. В условиях большой зависимости областного бюджета от сырьевого производства, пробуксовки модернизации экономики, незначительных результатов инвестиционной деятельности область ждет нелегкий год. Если говорить непосредственно о цифрах, то представленный на рассмотрение проект бюджета Оренбургской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов при общей сумме расходов в размере 67,1 млрд рублей предлагает направить более 42 млрд рублей на социальную сферу (здравоохранение, образование, социальную политику), что, конечно же, находит поддержку у депутатов фракции ЛДПР.

В то же время мы видим характерные для бюджетов последних лет черты, с которыми мы не можем согласиться, а именно – существенный перекос в финансировании массового спорта и спорта высших достижений, незначительное финансирование обеспечения отдельных категорий граждан социальным жильем, а также планирование предоставления правительством области налоговых льгот по налогу на прибыль в размере более 2,7 млрд рублей.

В связи с этим мы приняли решение, согласно которому фракция предлагает увеличить общий размер доходов за счет увеличения прогнозируемого налога на прибыль в 2014 году на 2780425,6 тыс. рублей за счет исключения запланированной льготы.

Что касается конкретных предложений по расходам определенных статей бюджетной классификации, то они будут рассматриваться фракцией и предлагаться в рамках рассмотрения проекта закона во втором чтении. В то же время уже сейчас однозначно можно заявить, что мы будем предлагать увеличить расходы по обеспечению лекарствами и социальным жильем, а также расходы на строительство детских садов, поддержку массового спорта и другие направления развития социальной сферы.

Алексей Петров.