РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСОВ ЧИТАТЕЛЕЙ*:
* - ежегодный опрос ТПП Оренбургской области

Бюджет – это непросто

В седьмой раз 8 сентября наша страна отметила День финансиста. Дата выбрана не случайно, именно в этот день 1802 года Манифестом императора Александра I было учреждено Министерство финансов Российской империи. Накануне праздника ФЭБ побеседовал с министром финансов Оренбургской области Татьяной Мошковой.

– Татьяна Геннадьевна, а трудно ли быть «распорядителем бюджетных средств»? И в чем эти трудности заключаются?

- Распорядителем Минфин можно назвать условно. Расходы бюджета утверждаются законом. Задача Минфина – сбалансировать доходные возможности бюджета и расходные обязательства, обеспечить участников бюджетного процесса средствами в необходимом объеме так, чтобы учреждения работали эффективно, заработная плата повышалась, коммунальные услуги оплачивались в режиме рационального использования, а мероприятия регионального уровня проводились с большим социальным и экономическим эффектом, но с минимумом затрат. На сегодняшний день расстановка приоритетов в бюджетной политике ведется в непростых экономических условиях, когда на счету каждый бюджетный рубль. Думаю, Вы сами понимаете – это задача не из легких.

- Всегда ли Вам удается вести конструктивный диалог с бюджетным комитетом Заксоба перед распределением бюджетных средств?

- Минфин и комитет по бюджетной, налоговой и финансовой политике Законодательного собрания работают, что называется в одной стезе.

На этапе рассмотрения проекта областного бюджета мы раз в год в ноябре совместно с комитетом проводим публичные слушания. В обсуждении нередко участвуют студенты, жители области, а также представители политических партий.

В июне проходят аналогичные совместные обсуждения по отчету об исполнении областного бюджета. Проводятся различные рабочие группы, например, по совершенствованию межбюджетных отношений, по преобразованию муниципальных образований, по передаче ряда полномочий с уровня поселений на уровень муниципальных районов.

Совместная работа с комитетом ведется непрерывно, конструктивно и позволяет расставлять акценты на самых важных направлениях формирования и исполнения бюджета.

- В апреле текущего года была озвучена сумма – более 400 млн рублей, которые удалось сэкономить вашему ведомству. Чем это можно объяснить?

- Экономия бюджетных средств достигается, безусловно, благодаря команде профессионалов, которая сложилась не за один год. Перед нами стоит задача вести взвешенную долговую политику. Реализуется целый комплекс мер, направленных на сокращение размера государственного долга, оптимизацию его структуры и минимизацию расходов по его обслуживанию. Это и досрочный выкуп облигаций Оренбургской области, и использование механизма среднесрочных возобновляемых кредитных линий, и эффективное управление средствами на едином счете бюджета. Мы используем все возможные механизмы для сокращения кассовых разрывов и управления долгом.

Также наше ведомство совместно с правительством области тесно работает с федеральным центром, в результате чего нам перевели валютный долг в рубли, выдали дешевые в обслуживании бюджетные кредиты, которые мы успешно направили на погашение дорогих рыночных долговых обязательств. Используем ставший традиционным для нас механизм – привлечение казначейских краткосрочных кредитов, они аналогичные нашим возобновляемым кредитным банковским линиям, но значительно дешевле. Как результат – в 2017 году экономия расходов на обслуживание госдолга с учетом последних поправок составила 562,1 млн рублей.

- Правда ли, что бюджет области с каждым годом собирается все тяжелее? Какой процент находится в «тени»? Что может предложить министерство финансов в решении этого вопроса? И как считаете, помог бы «налог на тунеядство» или он противоречит Конституции РФ?

- Согласно основным показателям социально-экономического развития  Оренбуржья в 2016 году численность экономически активного населения составляла 1012,2 тыс. человек. При этом только 838 тыс. человек, в том числе и ИП, отчитались за свои доходы. Значительная часть «теневой» экономики сосредоточена в сфере оказания услуг населению, таких, например, как сдача в наем жилья, оказание транспортных и бытовых услуг.

В Оренбургской области реализуется ряд мероприятий, направленных на поддержку предпринимателей, в том числе только начинающих: действует закон о «налоговых каникулах», расширен перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, снижена налоговая ставка для отдельных категорий налогоплательщиков по упрощенной системе налогообложения. Так, по итогам 2016 года налоговыми каникулами воспользовались 109 налогоплательщиков. По состоянию на 1 января текущего года в области выдано 9972 патента, что соответствует 5-му месту в России после крупнейших субъектов и городов федерального значения.

В рамках предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции считаем необходимым продолжать поддержку легально работающего бизнеса с одновременным ужесточением ответственности за незаконное предпринимательство.

В целях снижения неформальной занятости в сфере малого предпринимательства необходимо совершенствовать порядок налогообложения и уплаты страховых взносов для «самозанятых» граждан, работающих без привлечения наемных работников. При этом соответствующий перечень видов деятельности, считаю, целесообразно расширить.

Сокращению теневой экономики, на мой взгляд, безусловно, будет способствовать новый порядок применения контрольно-кассовых машин. Новые технологии дадут возможность отслеживать объем и динамику выручки в сфере розничной торговли и услуг, в том числе плательщиков ЕНВД и патента.

По поводу «налога на тунеядство»: мы, финансисты, за введение подобных социальных платежей для граждан, которые работают неофициально. Ведь они, не отчисляя налоги в бюджет, пользуются всеми благами социальной инфраструктуры.

- Татьяна Геннадьевна, если сравнивать советскую финансовую систему и нынешнюю, когда было легче работать финансистом? В чем заключаются сегодняшние преимущества работы?

- Четко и с твердой уверенностью ответить на этот вопрос, когда было легче, я думаю, нельзя. Везде есть свои плюсы и минусы. При советской финансовой системе был ежегодный народнохозяйственный план, совершенно другие принципы налогообложения и кассовое исполнение государственного бюджета осуществлял Госбанк СССР. По поручениям финансовых органов учреждения банка принимали, учитывали и выдавали средства госбюджета. Несмотря на то, что казначейского исполнения бюджета не было, тем не менее отчет и распределение шло до копейки.

Действующая финансовая система является более прозрачной, и каждый финансовый орган, будь то министерство финансов, министерство внутреннего госконтроля или федеральное казначейство, все осуществляют контроль за эффективностью использования каждого рубля.

Но сейчас работать интереснее. Каждый день мы сталкиваемся с новыми вызовами экономики, а также постоянными изменениями бюджетного и налогового законодательства, в таких ситуациях большое значение приобретает анализ организации управления финансами, рождаются нетривиальные подходы, появляется поле для реализации творческих возможностей, новых идей.

- Последние несколько лет ваше ведомство проводит уроки финансовой грамотности в различных форматах. Насколько эффективными оказались эти уроки? Можно ли измерить индекс грамотности оренбуржцев?

- Вопросы финансовой грамотности касаются каждого гражданина, поскольку благополучие нашей жизни напрямую зависит от правильного финансового поведения.

За 2016-2017 годы мероприятиями по финансовой грамотности населения нами совместно с коллегами из других ведомств было охвачено более 145 500 человек. Хотелось бы отметить, что Оренбургская область была удостоена Диплома Минфина России «Самый высокотехнологичный регион Всероссийской недели сбережений - 2016» за самое большое количество жителей региона, прошедших тестирование на сайте «вашифинансы.рф». Можно смело констатировать, что заинтересованность населения в повышении уровня своей финансовой грамотности растет.

Приведу пример. Если раньше вкладка «Бюджет для граждан» на официальном сайте Минфина привлекала внимание в среднем 300 пользователей, то в марте - июле текущего года среднемесячное количество посещений превысило отметку 3800 пользователей. Но, чтобы выявить насколько грамотно население региона и страны в целом, придется осуществить колоссальную работу, подобно переписи населения.

Хочу заметить, что в Оренбургской области набирает обороты такое направление, как привлечение населения к решению текущих вопросов местного значения. В 2017 году впервые осуществляется поддержка инициатив сельских жителей. На конкурсной основе были отобраны 32 инициативы жителей сельских поселений. Общая стоимость проектов составила 46,7 млн рублей, в основном они касаются ремонта дорог, водопровода и благоустройства парков и скверов. На третьем месте по востребованности – проекты, связанные со строительством спортивных площадок.

Степень вовлечения жителей составила 8,7 % от общего числа жителей сельских поселений, участвовавших в конкурсном отборе, при этом число благополучателей больше: 45 %, или 40 317 человек. Много это или мало? Рассудит время. Поскольку мы планируем продолжать внедрять данную практику.

Подготовила Елена Булгакова