РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСОВ ЧИТАТЕЛЕЙ*:
* - ежегодный опрос ТПП Оренбургской области

Как сдаться по Интернету?

14 лет назад организации и предприятия начали переходить на электронный способ передачи отчетности и различных данных. Как и по каким правилам работает этот рынок теперь? На вопросы ФЭБ отвечают эксперты – специалисты телекоммуникационных систем.

Рынок сложился

Сегодня на российском рынке электронной отчетности работает 13 спецоператоров (http://orenstat.gks.ru/). Но в последнее время наметилась четкая тенденция на сокращение количества систем и укрупнение операторов. Как отмечают эксперты, 85 % рынка занимают четыре игрока: ООО «Такском» (г. Москва), используемая технология отчета - «Онлайн Спринтер»; ЗАО «ПФ «СКБ Контур» (г. Екатеринбург), отчетность «Контур. Экстерн»; ЗАО «КалугаАстрал» (г. Калуга) – «1 С»; ООО Компания «Тензор» (г. Ярославль) – «СБиС++Электронная отчетность».

В Оренбургской области 10 региональных представителей спецоператоров, которые работают с вышеперечисленными системами интернет-отчетности. Наиболее популярные среди организаций и предприятий региона - «Контур.Экстерн», «СБиС++ Электронная отчетность» и «Онлайн Спринтер».

- Новому участнику зайти на рынок электронной отчетности практически нереально. Самый важный критерий при выборе оператора – надежность, а она напрямую связана со временем присутствия на рынке, - уверен Александр Мышкин, эксперт сервиса «Контур. Экстерн». - Без надежного имени новый игрок сможет предложить рынку только низкую цену.

Финансовые риски компаний существенно выше, чем цена решений текущих операторов, поэтому низкая цена не поможет новому игроку укрепиться на рынке. Наоборот, может сложиться ощущение, что раз стоимость невысока, значит, оператор ненадежный или уровень сервиса оставляет желать лучшего.

Схожее мнение и у других экспертов.

- Считаю, что в настоящий момент продвинуть на рынок новыйпродукт будет непросто. Поскольку существующие сервисы разрабатывались годами, оттачивая качество путем проб и ошибок. У каждого оператора развита партнерская и/или филиальная сеть по продаже и обслуживанию клиентов, среди которой и распределены нынешние пользователи электронной отчетности, - говорит Константин Панфёров, директор ООО «Оренбургский удостоверяющий центр». – А потому новым игрокам будет сложно найти своих потребителей.

Кто и как отчитывается

По данным УФНС по Оренбургской области, на 01.04.2017 г. 86 % организаций и 70 % индивидуальных предпринимателей представляют налоговую и бухгалтерскую отчетности посредством телекоммуникационных систем (ТКС).

- Если рассмотреть рынок в разрезе организационно-правовых форм, то мы увидим, что среди юридических лиц только 3 % отчитываются на бумаге, то есть это юрлица, сдающие ненулевую отчетность в ФНС. Среди ИП таких чуть менее 20 %. Среди организаций и ИП, которые сдают нулевую отчетность, не подключены к телекоммуникационным операторам и отчитываются на бумаге 25 %, – дает свою статистику Александр Мышкин.

Совершенно неинформированных налогоплательщиков, конечно, уже не осталось, считают игроки рынка.

- Подключаемые сегодня клиенты – это организации, набравшие обороты и позволившие себе статью расходов на электронную отчетность. Также многим стало выгодно подключать электронную отчетность в контролирующие органы в купе с прочими сервисами, такими как: отчетность в ФСРАР, Росприроднадзор, сервис ЕГАИС, сервис оператора фискальных данных для кассового оборудования, проверки контрагентов в реальном времени или электронного обмена документами с контрагентами и другими, - поясняет Константин Панферов.

- Расширение электронных услуг позволяет налогоплательщикам перейти на бесконтактное взаимодействие с налоговыми органами, снизить нагрузку на сотрудников налоговых органов, а также повысить налоговую культуру граждан, - объясняет советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса Игорь Щукин.

Напомним, что налоговые декларации (расчеты) представляются в электронной форме по ТКС в случае: если среднесписочная численность работников предприятия за предшествующий календарный год превышает 100 человек; если создана (в том числе реорганизована) организация с численностью работников, превышающей 100 человек; и если такая обязанность предусмотрена применительно к конкретному налогу. С 01.01.2014 г. данная обязанность действует в отношении налога на добавленную стоимость.

- Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц за предшествующий расчетный (отчетный) период превышает 25 человек, также должны представлять расчеты в электронной форме по ТКС, согласно п. 10 ст. 431 НК РФ, - уточняет Игорь Щукин.

Как поясняют эксперты рынка, практически 80-90 % предприятий перешли на электронную отчетность до 2011 года.

При этом Игорь Ветлугин, генеральный директор ООО «Компания «Мехатроника», отмечает, что число новых клиентов не увеличивается, а количество старых незначительно, но снижается.

- Многие компании закрываются, не выдержав кризиса, а кто-то уходит в «тень», - предполагает Игорь Ветлугин.

На фоне региональных игроков спецоператоры-разработчики «чувствуют» себя намного лучше.

Как отмечает Дмитрий Мраморов, генеральный директор ЗАО «ПФ «СКБ Контур», выручка компании по итогам 2016 года составила 8,6 млрд рублей — на 23 % больше, чем в минувшем году.

- Переходить на электронную отчетность экономически оправданно, и прирост трафика в 2016 году это подтверждает. Так, благодаря ужесточившемуся контролю над исчислением и уплатой НДС, только за 2016 год пользователи «Контур.Экстерн» получили около 150 000 требований о представлении пояснений по расхождениям. Если контрагенты обмениваются электронными документами и автоматически принимают их к учету, риск расхождений резко снижается,— поясняет Дмитрий Мраморов (https://kontur.ru/press/news/company/2016/2/3835).

Цены приятно удивят?

Из-за высокой конкуренции на рынке операторов ТКС цены на их услуги практически стабильны или растут незначительно. Так, на сегодня ежемесячный тариф за обслуживание одного предприятия оператором ТКС на оренбургском рынке колеблется от 400 рублей и выше.

- Расценки на «простые» услуги по предоставлению, к примеру, только налоговой отчетности и данных в ПФР, конечно, почти не меняются, - подтверждает Константин Панферов. - Но со временем регулярно добавляются различные новые сервисы: отчетность в ФСРАР, Росприроднадзор, сервис ЕГАИС, сервис оператора фискальных данных для кассового оборудования, проверки контрагентов в реальном времени или электронного обмена документами с контрагентами и прочее. И при необходимости их использования конечная цена пакета тарифов будет расти на сумму за каждый вновь подключенный сервис.

Также стоимость предложения телекоммуникационных операторов зависит и от других факторов.

- Первый: стоимость серверного оборудования. Ведь для надежной работы сотен тысяч пользователей требуются мощные серверы и инфраструктура для их обслуживания. Все серверное оборудование производится за границей, и его цена зависит от курсов иностранных валют. Второй: доступность технической поддержки в отчетные периоды – один из важнейших критериев выбора для бухгалтера. Пользователю важно получить консультацию здесь и сейчас именно по его личному вопросу. Снижение очереди в техподдержку напрямую связано с количеством специалистов «на трубке». Поэтому у оператора, который дает возможность получить оперативную помощь по любым вопросам, цены будут выше, чем у оператора с большими очередями в call-центре. И третий фактор: стоимость разработки. Чтобы разрабатывать и поддерживать систему электронной отчетности, нужны высококлассные специалисты. Квалифицированныеразработчики – самая важная составляющая при создании сервиса отчетности. А их услуги оцениваются достаточно высоко, - разъясняет Александр Мышкин.

Спрос на услуги спецоператоров будет расти

Сегодня неотъемлемой частью электронных отчетностей и документооборота является электронная подпись. Как отмечают эксперты, в 2016 году бизнес стал потихоньку возвращаться к нормальной работе и участвует в торгах. А это вызвало волну спроса на электронные подписи.

- Вырос интерес к сервису поиска и отбора закупок «Контур.Закупки» в пять раз,- делится Дмитрий Мраморов (https://kontur.ru/press/news/company/2016/2/3835).

Другой фактор роста спроса на ЭЦП — появление новых сфер ее применения. Так, с 2016 года квалифицированная электронная подпись теперь необходима для оформления строительной документации (Постановление Правительства РФ от 07.12.2015 г. № 1330, Приказ Минстроя России от 21.11.2014 г. № 728/пр).

Другой пример — саморегулируемые организации. С 1 октября 2016 года сведения о членстве в СРО нужно вносить в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности. И для работы на сайте ЕФР СФДЮЛ требуется также квалифицированная электронная подпись.

Подстегнули спрос на ЭЦП изменения на алкогольном рынке. В 2016 году 260 тысяч организаций России — розничных продавцов пива и алкоголя подключились к ЕГАИС через специальные сервисы (https://kontur.ru/press/news/company/2016/2/3835). При этом у каждой торговой точки должен быть крипто-ключ с электронной подписью, поясняют эксперты.

Ответственность и безопасность

Пожалуй, это главные вопросы, которые волнуют бухгалтеров и руководителей фирм.

- Ответственность перед клиентом несут оператор связи и принимающая сторона: ФНС, ПФР или электронный портал обработки входящей от клиента отчетности, - поясняет Константин Панферов. - Но в настоящее время сбоев на стороне оператора уже не случается. У каждого из операторов ТКС простые серверы, работавшие ранее, заменены на огромные центры обработки данных (ЦОД), занимающие целые этажи в несколько помещений. Они сконструированы таким образом, чтобы не допустить сбоя ни в оборудовании, ни в канале связи. Что касается обеспечения безопасности, ее обеспечивает защищенное соединение и шифрование всей передаваемой отчетности с использованием ключей электронной подписи. Таким образом, даже перехватив какое-либо зашифрованное письмо с файлом отчетности предприятия, злоумышленник все равно не узнает его содержимого. Используемые нами сегодня алгоритмы шифрования еще никому в мире не удалось взломать!

Если все же случаются сбои в сети, технические неисправности в работе программного обеспечения или другие неполадки, то операторы ТКС фиксируют время. Это важно, так как суды поддерживают налогоплательщиков и технические сбои рассматривают как основание для отмены или смягчения ответственности.

- На суде мы выступаем в качестве арбитров. Мы можем предоставить необходимые данные для проведения независимой экспертизы, - говорит Игорь Ветлугин.

В целом все крупные операторы рынка электронной отчетности предоставляют схожие услуги, несут ответственность и отвечают за безопасность каждого клиента.

- Однако пользователь властен выбирать оператора по удобству обслуживания, возможности комбинации наборов сервисов в пакеты тарифов той или иной технологии, удобству работы с определенным интерфейсом программы и, конечно, цене, -  заключает Александр Малышкин.

Елена Булгакова