РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСОВ ЧИТАТЕЛЕЙ*:
* - ежегодный опрос ТПП Оренбургской области

У одних ясно, у других туман

Некоторое время назад «ФЭБ» писал о реализации стратегий инвестиционного и инновационного развития в регионе («ФЭБ» № 180, «Районы выявляют «точки роста»»). В материале упоминалось, что центр тяжести по созданию благоприятного инвестиционного климата области сегодня переносится в муниципалитеты. «ФЭБ» взялся определить, кто из районов лидирует в этом направлении, на чьи успехи ориентироваться остальным.

Зная, что наиболее плотно вопросом развития инвестиционного климата «на местах» занимается ОАО «Корпорация развития Оренбургской области», мы и обратились туда за содействием. Специалисты корпорации разработали методику оценки активности муниципалитетов в вопросе создания благоприятного инвестиционного климата «на местах» и собственно провели исследование, предоставив редакции его результаты.

- Безусловно, итоги проведенной оценки покажут эффективность районов и городов области в формировании благоприятного инвестиционного климата. Это позволит понять, где находятся слабые места, а где достигнуты значительные успехи. Надеюсь, исследование подтолкнет администрации муниципалитетов к обмену опытом, новым решениям, активности, и через год перед нами предстанет совершенно другая картина. Будем считать это отправной точкой, от которой будем отслеживать дальнейшую динамику, – выразил пожелание Александр Сазонов, генеральный директор ОАО «Корпорация развития Оренбургской области».

Совокупность показателей, отражающих эффективность работы муниципалитета по развитию благоприятного инвестиционного климата, была сформулирована следующим образом:

1. Внедрение муниципального инвестиционного стандарта.

2. Развитие предпринимательской среды.

3. Объем инвестиций в основной капитал.

4. Представленность информации инвестиционного характера на сайте МО.

5. Быстрота реагирования администрации района на запрос инвестора (контрольная закупка).

Четыре показателя имеют балльную систему оценок, которая подробно расписана в методике исследования, а показатель «Объем инвестиций в основной капитал» - денежное выражение (рублей на душу населения).

Внедрение муниципального инвестиционного стандарта

По результатам этого критерия в число лидирующих районов вошли те муниципалитеты, которые набрали от 2 до 3 баллов. Таких набралось 6. Наивысшие 3 балла заработали города Оренбург, Орск, Новотроицк и Соль-Илецкий район. Новосергиевский район и Сорочинский городской округ перешагнули 2-балльный порог, получив 2,6 и 2,2 балла соответственно. Еще 10 набрали от 1,5 до 2 баллов, остальные не перешагнули и эту отметку.

При этом важно отметить следующее: изначально МО были разделены экспертами на 4 группы в зависимости от времени начала внедрения стандарта. Однако результаты показали, что временные рамки не оказывают влияние на итог. К примеру, Соль-Илецкий район, отнесенный к 3-й группе МО (самое позднее начало внедрения стандарта), смог заработать 3 балла, до которых не смогли дотянуть районы, включенные в группу пилотных (внедрение стандарта ведется с начала 2015 года).

Кроме того, показатель выявил явных аутсайдеров этого направления, коих оказалось 6: Бугурусланский, Бузулукский, Кваркенский, Тюльганский, Асекеевский и Матвеевский районы. Все они получили 0 баллов.

Развитие предпринимательской среды

Разбег данного коэффициента составил 0,27 единиц. В лидеры вошли те, чей коэффициент попал в диапазон от 0,52 до 0,62. Таких счастливчиков оказалось 12. Максимальное значение коэффициента досталось Бугурусланскому району. Видимо, несмотря на неактивность администрации МО во внедрении муниципального инвестиционного стандарта (предыдущий показатель), предпринимательство здесь активно развивается и крепнет. Наименьшее значение показателя продемонстрировали Александровский и Красногвардейский районы (по 0,35).

Объем инвестиций в основной капитал

Готовность предпринимателя вкладывать средства в развитие бизнеса говорит о его уверенности в завтрашнем дне, а значит, характеризует стабильность и благоприятность района и для потенциальных инвесторов. Минимальным размером инвестиций, позволившим войти в десятку лидеров, стали 36 055 рублей на человека, который был достигнут в Сакмарском районе. Более всего инвестиций на одного жителя МО приходится в г. Бузулуке – 305 946 руб. Таким образом, «вилка» этого показателя даже у ТОП-10 имеет почти десятикратный разбег. Наименьшее же значение критерия зафиксировано в Курманаевском районе и составляет 2773 рубля на одного жителя.

Представленность информации инвестиционного характера на сайте МО

Лидерство по этому критерию определялось по трем показателям оценки информации инвестиционного характера, размещенной на сайте МО, а именно: удобство навигации, наглядность контента и содержание информации. В список передовиков по этому критерию вошли 5 муниципальных образований, сумевших набрать от 5 до 7 баллов. Первенство досталось городу Орску, он набрал 7 баллов из 9 возможных. Илекский район получил 6 баллов, а Александровский район, город Оренбург и Сорочинский городской округ по 5 баллов каждый. И вновь выявилось 6 муниципалитетов-аутсайдеров, не заработавших ни одного балла. Это Асекеевский, Бугурусланский, Матвеевский, Саракташский, Ташлинский и Шарлыкский районы. Неожиданным стало попадание в эту шестерку Саракташского района, который по комфортности предпринимательской среды и объему инвестиций входил в состав лидеров. К тому же район имеет весьма показательный пример реализованного инвестиционного проекта: ООО «Оренбив». А вот до работы над сайтом видимо руки не дошли.

Быстрота реагирования администрации района на запрос инвестора (контрольная закупка)

Важным показателем для инвестора является наличие обратной связи от администрации МО, готовность к диалогу. Для оценки этого критерия всем муниципалитетам было направлено письмо-запрос от потенциального инвестора, содержащее описание инвестпроекта и вопросы о районе/городе. Быстрота ответа, его полнота и уровень деловой этики определяли лидеров по данному критерию. Для усиления заинтересованности органов местного самоуправления в предлагаемом инвестпроекте были учтены особенности районов. Так, районам с развитым животноводческим направлением предлагался проект по строительству мясоперерабатывающего завода, МО смешанного типа с развитой промышленностью – завод по производству ЖБИ. Еще 5 муниципалитетов получили предложение о строительстве завода по производству фильтров для воды.

Оценка муниципалов по этому показателю стала весьма показательной (приносим извинения за тавтологию). Из 41 участника рейтинга отреагировали на контрольную закупку лишь 11, то есть фактически четвертая часть. Видимо, у остальных 30 МО нет потребности в инвесторах и недосуг тратить время на обратную связь с ними. Среди тех, кому все же интересен вопрос инвестирования в свой район/город, лидером оказался город Оренбург, набравший 9 баллов из 9 возможных. Грачевский, Тоцкий, Первомайский и Сакмарский районы набрали по 7 баллов каждый; Саракташский и Новосергиевский районы – по 6 баллов; Красногвардейский, Кваркенский, Домбаровский и Ясненский районы – по 5 баллов. Все они, безусловно, заслужили право войти по данному показателю в лидеры.

Общий итог

Абсолютным лидером, занявшим лидирующие позиции по всем 5 критериям оценки, в этом рейтинге стало муниципальное образование «город Оренбург». Достойно для областного центра! Поздравляем!

В шаге от него остался город Орск, не сумевший воспользоваться шансом в контрольной закупке и тем самым упустивший возможность оказаться по-соседству с Оренбургом на первом месте. Третью строчку поделили Сорочинский городской округ и Саракташский район, проявившие успехи в трех показателях. Еще 24 муниципальных образования положительно отметились в 1-2-м критериях, но для достижения результата нужен комплексный подход, а данные результаты комплексностью не назовешь.

Остальным 13 муниципальным образованиям необходимо срочно пересматривать свою позицию в вопросе работы по привлечению инвесторов и начинать работу в этом направлении. Благо есть с кого брать пример.

Ирина Федотова.

Методика рейтинга

41 муниципальное образование Оренбургской области оценивалось по 5 критериям:

1. Внедрение муниципального инвестиционного стандарта. Это стандарт деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальных образованиях Оренбургской области. Активность его внедрения говорит о заинтересованности администрации МО в создании благоприятного инвестклимата. Из 15 показателей, характеризующих работу МО по внедрению этого стандарта, для исследования были отобраны 3:

- заинтересованность администрации во внедрении стандарта (весовой коэффициент 0,4, оценка от 0 до 3 баллов, где 0 – отсутствие обратной связи от администрации МО, 1 – обратная связь есть, но работа не начата, 2 – нарушаются сроки, не выполняются требования стандарта, формальный подход, 3 – наличие заинтересованности, инициативы, работа в соответствии с Дорожной картой);

- активность созданной экспертной группы (весовой коэффициент 0,2, оценка от 0 до 3 баллов, где 0 – экспертная группа не сформирована, 1 – экспертная группа сформирована, но работа не начата, 2 – отсутствуют идеи и предложения, формальный подход, низкая активность, 3 – проявление инициативы, регулярные заседания, активное обсуждение в системе);

- наличие лучших практик (весовой коэффициент 0,4, оценка 0 или 3, где 0 – отсутствие, 3 – наличие).

2. Развитие предпринимательской среды – показатель, отражающий динамику численности субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципалитетах. В основу расчета этого критерия легла методика «О порядке выделения грантов городским округам и муниципальным районам Оренбургской области по результатам оценки показателей эффективности деятельности», которая выводит индекс среднего темпа роста числа субъектов МСП в расчете на 10 000 человек населения района.

3. Объем инвестиций в основной капитал – характеризует инвестиционную активность предприятий муниципалитета. Приведенные значения показателя не включают бюджетные инвестиции.

4. Представленность информации инвестиционного характера на сайте МО. Было решено, что максимально доступным источником получения информации потенциальным инвестором о привлекательности района для инвестиций является сайт муниципалитета. Поэтому этот показатель был включен в систему оценок. Критерий представляет собой сумму баллов (от 0 до 3, где 0 – низкий уровень, 2 – средний уровень, 3 – высокий уровень) за навигацию, наглядность и содержание сайта.

5. Быстрота реагирования администрации района на запрос инвестора. Для оценки этого показателя была проведена контрольная закупка, представляющая собой письмо потенциального инвестора о предоставлении информации о районе, отправленное в адрес администрации. Четыре составляющих определяют оценку районов по данному критерию:

- наличие обратной связи (оценка 0 или 3, где 0 – отсутствие обратной связи, 3 – наличие обратной связи в любом проявлении);

- оперативность ответа (от 1 до 3 баллов, где 1 – ответ в срок более 6 дней, 2 – ответ в срок 5-6 дней, 3 – ответ в срок до 4 дней);

- наличие конкретных предложений (от 1 до 3 баллов, где 1 – информация не соответствует запросу, 2 – предоставлена неполная информация, 3 – предоставлена полная информация, конкретные ответы на вопросы);

- культура общения (от 0 до 2 баллов, где 0 – низкая культура общения, 1 – не соответствует нормам деловой этики, 2 – полностью соответствует нормам деловой этики).

Сводный показатель выводится по принципу лидирования по всем показателям. То есть муниципальные образования, занявшие пять лидирующих позиций по всем пяти показателям, признаются самыми эффективными и успешными в вопросе формирования благоприятного инвестиционного климата.

Муниципальное образование

Внедрение инвестиционного стандарта

Комфортность предпринимательской среды

Инвестиции в основной капитал

Информативность сайта

Контрольная закупка

Итог

г. Оренбург

3

0,56

79235

5

9

1

г. Орск

3

0,53

42430

7

0

2

Саракташский район

1

0,52

49799

0

6

3

Сорочинский городской округ

2,2

0,51

59488

5

0

3

 

 

 

 

 

 

 

Абдулинский район

1,5

0,51

10848

4

0

 

Адамовский район

0,4

0,54

9065

1

0

 

Акбулакский район

1,3

0,42

7461

3

0

 

Александровский район

1,5

0,35

16241

5

0

 

Асекеевский район

0

0,51

14180

0

0

 

Беляевский район

1,5

0,50

41407

4

0

 

Бугурусланский район

0

0,62

9576

0

0

 

Бузулукский район

0

0,48

9167

2

0

 

г. Бугуруслан

1,5

0,55

65073

4

0

 

г. Бузулук

1,1

0,51

305946

3

0

 

Гайский городской округ

0,4

0,52

93983

3

0

 

г. Медногорск

1,2

0,45

16049

4

0

 

г. Новотроицк

3

0,54

33019

4

0

 

Грачевский район

1,5

0,47

12286

4

7

 

Домбаровский район

1,6

0,46

3859

4

5

 

Илекский район

1,5

0,48

8560

6

0

 

Кваркенский район

0

0,47

15358

1

5

 

Красногвардейский район

0,4

0,35

12068

2

5

 

Кувандыкский район

0,8

0,50

9143

2

0

 

Курманаевский район

1,1

0,58

2773

4

0

 

Матвеевский район

0

0,39

8762

0

0

 

Новоорский район

1,2

0,53

21863

1

0

 

Новосергиевский район

2,6

0,39

13139

4

6

 

Октябрьский район

0,8

0,47

15028

1

0

 

Оренбургский район

1,4

0,44

84585

4

0

 

Первомайский район

0,6

0,41

13102

3

7

 

Переволоцкий район

1,4

0,42

8877

4

0

 

Пономаревский район

1,5

0,40

10008

1

0

 

Сакмарский район

1,5

0,36

36055

3

7

 

Светлинский район

0,6

0,60

13662

4

0

 

Северный район

1,1

0,52

10966

2

0

 

Соль-Илецкий район

3

0,48

18251

4

0

 

Ташлинский район

1

0,41

25063

0

0

 

Тоцкий район

1,9

0,50

4281

4

7

 

Тюльганский район

0

0,49

11591

1

0

 

Шарлыкский район

0,4

0,46

10630

0

0

 

Ясненский район

1,2

0,47

19527

3

5