РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСОВ ЧИТАТЕЛЕЙ*:
* - ежегодный опрос ТПП Оренбургской области

Олег Авдеев: «Задачи ТПП останутся прежними, изменятся методы»

«Одним из условий успешного социально-экономического развития общества часто называется поддержка независимых институтов. В России эти институты традиционно слабы, и их роль берут на себя такие организации содействия деловой активности, как торгово-промышленные палаты», - считает новый президент ТПП Оренбургской области Олег Авдеев, который был избран на должность 27 марта 2015 года на общем отчетно-выборном собрании Палаты. Журнал «ФЭБ» представляет первое интервью нынешнего главы Торгово-промышленной палаты региона.

- Олег Николаевич, Вас обрадовал исход голосования членов ТПП области за Вашу кандидатуру на должность президента?

- C одной стороны, я рад за оказанное мне столь высокое доверие. Теперь появляется возможность в полной мере реализовать свои возможности. С другой стороны, не совсем, учитывая нынешнюю экономическую ситуацию в стране, думаю, будет непросто решать некоторые вопросы.

- Что изменится в структуре и работе ТПП Оренбургской области с момента Вашего избрания президентом Палаты? Появятся ли новые подразделения, будет ли оптимизирована численность аппарата, а может, что-то поменяется в Уставе? И нужно ли что-то преобразовывать, на Ваш взгляд?

- Изменения в Уставе приняты на очередном собрании. Изменения будут достаточно серьезные, изменится даже название Палаты, теперь это будет Союз «Торгово-промышленной палаты Оренбургской области», что приводится в соответствии с законодательством. По новому Уставу президент ТПП не сможет совмещать должность председателя правления, эти должности разведены. Председателем Совета ТПП избран Виктор Андреевич Сытежев. Что касается структуры ТПП, в ней также произойдут некоторые изменения, она будет оптимизирована. Создание новых подразделений или сокращение численности Палаты пока не планируется.

- Важнейшая стратегическая задача для Палаты – привлечение инвестиций как необходимое условие решения остальных задач. Здесь, к сожалению, у нас, как у страны, пока не самые лучшие позиции. Инвестору должно быть выгодно и безопасно работать в России. Что, на Ваш взгляд, нужно сделать в первую очередь в этом направлении?

- Утверждать, что важнейшая стратегическая задача для Палаты – привлечение инвестиций, не совсем так. Стратегической задачей скорее является создание благоприятных условий для развития предпринимательства в регионе. В том числе, конечно, Палата продолжит заниматься и привлечением инвестиций. Планируется более серьезно подойти к работе со странами Юго-Восточной Азии, в первую очередь – Китаем, Южной Кореей, с точки зрения инвестиций. Планируем наладить контакты с партнерскими организациями в этих странах и через них продвигать инвестпроекты наших предпринимателей. Сегодня есть перечень приоритетных проектов, которые находятся в работе, занимается ими и правительство области, и Приволжский округ. По нашей инициативе туда включены проекты по строительству кирпичного завода, тепличного комплекса, есть ряд проектов, которые идут по линии Министерства сельского хозяйства, Министерства экономического развития. Еще одна из задач, которую будет решать ТПП Оренбургской области, это развитие экспорта. Девальвация рубля увеличила конкурентоспособность нашей продукции за рубежом, и сейчас самое время осваивать новые рынки.

- Раз уж мы заговорили об инвестициях, то задам такой вопрос: в наше время, когда почти всю интересующую информацию можно найти через Интернет, что может предложить иностранным компаниям организация типа ТПП Оренбургской области?

- Не всю информацию можно найти через Интернет, многие предприятия предпочитают не выкладывать информацию о предстоящих проектах на своих сайтах, разве что о «купи-продай».

Но вот получить исходную информацию, подготовить, отфильтровать, обеспечить ее достоверность, содействовать бизнесу в решении острых вопросов, представлять и, если надо, защищать его интересы, предложить огромный спектр услуг и гарантировать качество, быть проводником на сложном меняющемся рынке может именно Палата, а не электронная страница. Электронный ресурс никак не может гарантировать экспертизу и качественный отбор проектов и т. д. Роль ТПП достаточно значима, поскольку к нам поступает информация, которая может быть востребована странами-партнерами.

- Какие еще приоритетные задачи Вы как новый президент Палаты определили для себя? Продолжите ли Вы политику прежнего президента?

- Что касается политики. Это политика не предыдущего президента, а политика ТПП региона, которая осуществляется в соответствии с политикой Палаты Российской Федерации. Задачи, стратегические направления остаются прежними, методы их осуществления будут зависеть от экономических реалий.

- Олег Николаевич, в чем Вы видите уникальные возможности ТПП нашего региона в достижении основных экономических целей России – модернизации ее экономики и развития инновационных подходов?

- Уникальность возможности ТПП как раз в том, что создан весь спектр услуг для того, чтобы содействовать модернизации экономики и инновационных подходов. Такой организации в Оренбургской области больше нет. Мы как Палата представляем и отстаиваем перед властью интересы малого, среднего и крупного предпринимательства, но при условии, что эти интересы не противоречат интересам общества. В нашу «зону ответственности» входят все области предпринимательства: промышленность, внутренняя и внешняя торговля, сельское хозяйство, финансовая система, услуги.

- Спрос на инновации в стране сегодня невысок. В России только 10 % предприятий внедряют инновации. Для сравнения, в Германии и Бельгии на инновационные проекты приходится порядка 50–70 % проектов. У наших малых и средних предприятий, как правило, элементарно не хватает собственных оборотных средств, а заемные средства для них пока дороги. Крупные предприятия не видят сегодня в расходах на инновации практического смысла из-за слабости конкуренции. Как ТПП Оренбургской области может помочь в решении данного вопроса предпринимателям и руководителям предприятий? Какие успехи уже есть?

- Торгово-промышленная палата содействует развитию инновационного предпринимательства в первую очередь тем, что создает нормативно-правовую базу. Этого недостаточно. На сегодняшний день существуют серьезные проблемы с выдачей кредитов предпринимателям. У нас отсутствует часть инфраструктуры для развития инновационных проектов, в частности в регионе нет венчурного фонда. В существующий фонд Бортника, который сегодня финансирует стартаповские проекты, пробиться непросто, среди оренбургских – единицы предприятий, которые воспользовались его поддержкой. Надеюсь, что кризис, который мы сейчас испытываем, даст толчок для федерального правительства на создание венчурных фондов в регионах, которые бы позволяли не только финансировать, но и комерциализировать инновационные разработки.

- Сегодня ТПП Оренбургской области объединяет более 500 членов, среди них предприятия различных отраслей ИП. Олег Николаевич, как используется этот ресурс и каких результатов удалось достичь?

- ТПП – проводник идей, которые вносятся предпринимательским сообществом. В первую очередь этот ресурс оказывает влияние на развитие экономики области, возможность осуществления обратной связи с региональными, муниципальными властями. Как используется он? При губернаторе, общественных советах обсуждаются проблемные вопросы. Информация по проблемам изначально исходит от членов Палаты, затем они прорабатываются, анализируются, готовятся по ним предложения, выносятся на обсуждения на круглых столах, на различных конференциях, затем все это направляется либо губернатору, либо в правительство РФ. Наша задача сегодня – не увеличивать численность членов Палаты, а сохранить имеющуюся базу, поскольку кризисное явление есть кризисное явление. Достаточно многие предприятия находятся в тяжелейшем состоянии.

- С какими вопросами обращаются представители крупного и малого бизнеса? Меняется ли характер проблем, с которыми они сталкиваются?

- Меняется. Преобладающее количество обращений связано с расширением рынков сбыта. В этом направлении мы работаем с региональными палатами, которые подбирают партнеров для наших предприятий. Налаживаем контакты с зарубежными партнерами. Есть вопросы по импортозамещению. Не раз поднимался вопрос о создании транспортно-логистического центра, пока проект в разработке, он в перечне приоритетных. Осуществить его достаточно реально, особенно при условии, что в скором времени будет построена региональная автодорога, по которой пройдет дорога из Европы в Китай. К нам обращаются за услугами, с жалобами. Заметно возросло число обращений по практике применения законодательства. К примеру, закон о госзакупках гласит, что не менее 15 % госзаказа нужно отдавать малому бизнесу, а в реальности небольшие предприятия к госзаказу нередко просто не допускают. Идет информация о недостатках правовых актов, о том, что в новых законах полезно бизнесу, а что ему вредит. В свое время, например, малый бизнес практически не имел поддержки от государства, сейчас форм поддержки достаточно много, и малые предприниматели обращаются с просьбой помочь разобраться с возможностями и выгодами для них тех или иных программ. Раньше одной из острейших проблем были постоянные проверки бизнеса, причем обычно они были продиктованы желанием проверяющих получить деньги за положительное заключение. Сейчас частота проверок законодательно ограничена, и хотя на практике нарушений еще предостаточно, все равно бизнес вздохнул чуть свободнее. Так что работы у нас сегодня очень много.

Подготовила Елена Булгакова.