РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСОВ ЧИТАТЕЛЕЙ*:
* - ежегодный опрос ТПП Оренбургской области

Антикризисный бюджет

Депутаты Оренбургского городского Совета приступили к рассмотрению бюджета областного центра на 2015 год. Главный финансовый документ города, занимающий две объёмные коробки с предполагаемыми расчётами будущих доходов и расходов, пока представляет собой лишь «рамочный » проект. В жарких дискуссиях по комитетам и в двух итоговых чтениях народным избранникам ещё только предстоит обсудить и утвердить все детали. Однако в общих чертах уже сегодня можно представить, как (и главное, на что) будет жить Оренбург в ближайшем году.

 

Год осторожного оптимизма

Тот факт, что приближающийся 2015-й будет непростым годом в плане финансов – ни для кого уже не новость. Экономика России стагнирует, доллар и евро бьют один ценовой рекорд за другим. В то же время главный экспортный товар нашей страны - нефть, наоборот, потеряла более 20 % стоимости с начала года.

Для Оренбуржья, чья областная казна более чем на 60 % складывается как раз благодаря работе (и доходам) нефте- и газодобывающей отрасли, подобные ценовые скачки на мировых биржах особенно чувствительны. Не останется в стороне и сам город Оренбург, хотя в структуре его доходов «углеводородный фактор» не такой значительный, как в структуре доходов региона в целом.

Масла в тлеющие угольки кризиса подливают и европейские санкции. Причём наиболее болезненны они в части финансового сектора. Поскольку перекрыт доступ на рынок дешёвых западных кредитов, многим крупным оренбургским предприятиям приходится занимать деньги у российских банков. А это ещё плюс 4-6 % к процентной ставке, что неизбежно сказывается на рентабельности бизнеса в целом.

По словам руководителя компании - крупного налогоплательщика «Газпром нефть Оренбург» Алексея ОВЕЧКИНА, общая внешнеэкономическая ситуация «хоть и не критична, но давление санкций довольно ощутимо». И хотя речи о сворачивании основных инвестпроектов и снижении платежей не ведётся, общая нервозность в бизнес-сообществе присутствует. Как же будет исполнятся в такой ситуации бюджет города Оренбурга? На что нам надеяться?

- Проект бюджета ещё только рассматривается, поэтому названные мной цифры ни в коем случае не окончательные, - комментирует Игорь КОРОВЯКОВСКИЙ, председатель комитета по бюджетно-финансовой и налоговой политике Оренбургского городского Совета. - Но то, что мы сегодня видим по результатам анализа и прогноза налоговых органов и общего состояния экономики Оренбурга, в принципе выглядит неплохо. Общая тенденция такова, что бюджет 2015 года ожидается как минимум не хуже бюджета 2014-го. А если прогнозы сбудутся, то цифры, может быть, окажутся и чуть лучше в плане доходов, например в части налоговых поступлений. Так, мы ожидаем прирост по подоходному налогу на уровне 10 %; есть определённые надежды на рост собираемости имущественных налогов. Так что я бы назвал представленный проект бюджета «проектом осторожного оптимизма». Будем жить, будем работать как минимум не хуже, а вероятнее всего и лучше, чем в 2014-м.

В частности, депутаты видят резервы в увеличении неналоговых доходов: по прогнозам, они составят около 680 миллионов рублей, большая часть из них, свыше 460 миллионов, - это доходы от использования муниципального имущества. Прирост по всем этим видам доходов может составить немногим более 10 миллионов рублей.

- Мы видим и резервные источники пополнения городского «кошелька». Например, в статьях, касающихся управления муниципальным имуществом, в рекламе, столь популярной у СМИ в последнее время. Очень активно мы обсуждали вопрос негативного воздействия на окружающую среду. Количество транспорта в Оренбурге растет, а денег в городском бюджете в связи с этим больше не становится. Учет этот ведет Росприроднадзор, но около половины этих денег попадает в городской бюджет. Мы будем тщательно разбираться, насколько добросовестно предприятия платят этот сбор. Так что работа идет, и идет активно, - прокомментировал председатель постоянного депутатского комитета по бюджетно-финансовой и налоговой политике Игорь Коровяковский.

 

Программы в силе

По расчётным данным, общие доходы городской казны в будущем году составят порядка 7,7 миллиардов рублей. Прирост по сравнению с 2014 годом составит около 600 миллионов рублей, что в непростой санкционный период весьма оптимистично. Есть вероятность, что рублёвые доходы даже превысят эти прогнозные данные, поскольку стоимость валюты растёт, а значит у предприятий, которые продают товары за границу, будет расти и рублёвая выручка.

Впрочем, расходы городской казны всё равно останутся ощутимо выше доходов. Пока в самом общем, «рамочном», виде бюджетные траты превысят 8 миллиардов 179 миллионов рублей. Таким образом, дефицит составит порядка 440 миллионов рублей, или около 9 %, то есть почти предельный.

Бюджетный кодекс позволяет верстать казну муниципального образования с дефицитом до 10 %, так что определённый «запас» у главного финансового документа города по-прежнему остаётся.

- Окончательные параметры бюджета мы примем 18 ноября в первом чтении, тогда можно будет детально говорить и о конкретных суммах, выделяемых на финансирование основных бюджетных программ. А сейчас идут активные слушания во всех комитетах, - говорит Андрей ШЕВЧЕНКО, заместитель Главы города Оренбурга. - Прежде чем говорить о расходной части, важно понять доходную часть. Но основной вектор бюджета - социальная направленность - безусловно, останется прежним.

Мы не планируем останавливать реализацию ни одной из городских программ, тем более что большинство из них рассчитано не на один год, а на два и три. В складывающейся ситуации важно проанализировать ход исполнения каждой целевой программы. Депутаты должны провести ревизию, оценить эффективность их реализации и определить, какие из них будут наиболее важны в 2015 году.

Один из примеров - реализация программы «Двор» в Оренбурге. Она продолжается уже около 10 лет и прекрасно себя зарекомендовала. За время её реализации в нашем городе благоустроено более 500 дворов, но в основном это территория у многоквартирных домов, в центральной части и ряде других микрорайонов города. Однако на территории Оренбурга хватает и районов с частной застройкой. Там живут такие же оренбуржцы, которые тоже имеют право на ухоженные дворики, новые детские площадки, чистые асфальтированные тротуары и т. д. Возможно, в будущем году приоритетом должно стать благоустройство и создание условий комфортного проживания именно жителей частного сектора. Во всяком случае, такие мнения озвучивали депутаты Городского совета, и я согласен, что их нужно проработать.

Ещё одна программа, которая наверняка потребует корректировки в рамках будущего бюджета - это «Город - малышам». Изначально, когда она разрабатывалась и принималась, то перед муниципальными властями стояла задача ликвидации очереди в детские сады для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Сейчас можно сказать, что эта задача практически выполнена: только за год в городе создано дополнительно 1700 мест в садиках и сегодня уже практически нет проблем с тем, чтобы отдать малыша в младшую группу. Но теперь на первый план выходит новая задача - создание мест в яслях для детей с полутора до 3 лет.

- К счастью, мы видим, что демографическая ситуация в Оренбурге улучшается. Который год подряд у нас рождаемость уверенно растёт, - говорит Андрей Шевченко. - И мы должны помочь всем семьям, кто хочет отдать ребёнка в детский сад с полутора лет.

Андрей Анатольевич отметил также, что, как и в предыдущие годы, львиная доля бюджета - более 70 % - будет направлена на социальные нужды: образование, льготы горожанам и т. д.

- Предполагается определённый рост благосостояния людей. Город будет благоустроеннее и краше, комфортнее для проживания. А международные санкции не должны существенно сказаться на муниципальном бюджете, - сказал он.

Кроме того, существенным источником для пополнения бюджетных средств в будущем году станет имущественный налог. Он целиком идёт в казну города, и по мере проведения инвентаризаций и кадастрового учёта земель и объектов недвижимости, его поступления будут расти.

 

Транспортный вопрос

Ещё одна тема, которая сейчас обсуждается депутатами Городского совета – как реорганизовать систему компенсации проезда пенсионерам и иным льготным категориям граждан.

- Я не открою тайны, если скажу, что сегодня у нас в городе есть определённые проблемы с обновлением подвижного состава на муниципальном транспорте, - комментирует Игорь Коровяковский. - Автобусы и троллейбусы изношены, часто ломаются и их не хватает. Особенно остро это чувствуется во время дачного сезона. Но у бюджета в данный момент нет дополнительных средств на покупку новых машин, а собственной выручки остро не хватает. Хотя это не вопрос ближайшего будущего, а скорее 2016-2017 годов. Поэтому есть предложение - те деньги, то мы сейчас выплачиваем льготным категориям граждан на проезд, направить именно на обновление муниципального пассажирского автопарка. Ежегодно на 180 миллионов рублей можно покупать по 70 новых автобусов или троллейбусов. При этом пенсионерам, инвалидам и ветеранам вернуть прежнюю схему бесплатного проезда на муниципальном транспорте по удостоверению.

Это предложение нужно обязательно обсудить с жителями на общественных слушаниях, взвесить все «за» и «против». Просто на сегодняшний день получается, что бюджет ежегодно фактически дотирует частных автоперевозчиков на огромные суммы, в то время как свой транспорт испытывает нехватку средств.

При этом во всём мире общественный транспорт убыточен, зарабатывать на нём не получается. Он несёт в первую очередь социальную нагрузку, гарантируя каждому жителю города возможность добраться до нужного места. Именно поэтому, по мнению Игоря Коровяковского, город должен инвестировать в собственные автобусы, а не в коммерческие.

А что же касается опасений, что мы опять вернёмся в начало 2000-х, когда люди просто физически не могли воспользоваться правом на льготу, то депутат уверен - этого не произойдёт. Уже сегодня сеть муниципального транспорта развита довольно существенно, а при регулярном обновлении и пополнении парка новыми машинами проблем с тем, чтобы уехать на городском троллейбусе или автобусе, не будет.

Подводя итог обзору город ского бюджета, Андрей Шевченко и Игорь Коровяковский высказали практически одну и ту же мысль: грядущий год будет непростым, хотя и не катастрофичным. Нам всем придётся тщательно планировать расходы и контролировать буквально каждую копейку. Бюджет2015 требует очень внимательного и рационального подхода. И депутатам в ближайшие недели предстоит большая работа, от итогов которой будет зависеть жизнь города в ближайший год.