РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСОВ ЧИТАТЕЛЕЙ*:
* - ежегодный опрос ТПП Оренбургской области

Триумвират оренбургских дорог: сохранение сети, безопасность проезда, инновации

Директор Главного управления дорожного хозяйства Оренбургской области Дмитрий Хусид об итогах сезона 2013 года и перспективах на ближайшее будущее.

 

- Дмитрий Леонидович, строительный сезон 2013 года в дорожной отрасли Оренбуржья можно считать закрытым. Наверняка уже подведены его основные итоги. И мы можем о них поговорить.

- По большому счету – да. Хотя ноябрь и дает дорожникам шанс доделать то, что по каким-то причинам, в том числе и погодным – почти полтора месяца осенних дождей, они завершить не успели. В целом же задачи, поставленные перед отраслью на текущий год, успешно выполнены. А их было три: сохранить существующую сеть автодорог области, обеспечить по ним безопасный проезд и продолжить внедрение инноваций. Для их решения был использован весь инструментарий, который имеется у нас как у заказчика.

В части сохранности. Выполнены все запланированные работы по ремонту дорожного покрытия. В этом году они проведены на 614 километрах дорог. Много это или мало? Хорошо или плохо? Если сравнивать с 2010 годом, когда было 20 километров, с 2011-м, когда было 40, то много. Но зная, что практически вся сеть, а это 12,7 тысяч километров дорог, в серьезном недоремонте, то мало. Дороги стареют и требуют все больших капиталовложений. Ситуация к лучшему начала меняться в прошлом году, когда вступил в действие принятый Законодательным собранием закон «О дорожном фонде Оренбургской области». Он закрепил источники доходов дорожной отрасли, обеспечив ее стабильное финансирование. В 2012 году в дорожный фонд поступило более 6 миллиардов рублей, и мы сумели отремонтировать 526 километров автодорог. В нынешнем сезоне почти на 90 километров больше, хотя денег было даже на несколько десятков миллионов меньше – 6,05 миллиарда. Из них 1 миллиард был направлен в виде субсидий на ремонт муниципальных дорог как сельских, так и городских.

Начата реконструкция дороги Илек - Ташла - Соболево, которая соединит между собой три райцентра кратчайшим путем и обеспечит проезд транзитного транспорта из Самарской области и Республики Татарстан в Казахстан и Среднюю Азию. Это первый в области инвестпроект на строительстве дороги. Генподрядчик в течение трех лет выполняет работы за счет собственных оборотных средств, а затем заказчик производит расчет. Есть в этом деле плюсы, минусы, много сложностей, тем не менее работа идет, хотя и с отставанием. В рамках реализации областной программы «Обеспечение подъезда к населенным пунктам Оренбургской области по автомобильным дорогам с твердым покрытием на 2010-2020 годы» введено в эксплуатацию 11,7 километров к 12 селам.

В результате мы получили федеральную составляющую - 80 млн рублей. Мы будем продолжать работать по этой программе и дальше ближайшие семь лет, обеспечив тем самым все села, в которых живет не менее 125 жителей, дорогами с твердым покрытием.

- Речь идет о гравийных дорогах?

- Не только. Есть подъезды и с асфальтобетонным покрытием, но это обязательно новые дороги. Всего же в области сейчас 7 тысяч километров гравийных дорог. Это больше половины региональной сети.

Причем их не ремонтировали два десятка лет и более. Только два последних года мы начали заниматься этой работой. В этом году капитально отремонтировано 408 километров гравийных дорог. Понятно, что объем ремонтов колоссальный. Потребуются не только большие деньги, но и время.

- А оно диктует новые требования. Взять хотя бы так называемую оптимизацию. В целом ряде сел закрываются школы, больницы и даже фельдшерские пункты, объединяются сельсоветы. Жителям волей-неволей приходится больше ездить, причем не только взрослым, но и детям. Школьные автобусы сегодня курсируют между населенными пунктами отнюдь не всегда по хорошим дорогам…

- Это очень важный участок нашей работы. При составлении планов ремонта дорог с гравийным покрытием мы обязательно согласуем его с руководством районных администраций и с отделами образования, чтобы в первую очередь делать дороги, по которым осуществляется движение школьных автобусов.

Подвижки в этом вопросе есть, уже собрана вся первичная документация под 2014 год, постараемся темпы работы сохранить.

Ситуация на гравийных дорогах усугубляется тем, что в последнее время нагрузка на них очень возросла, причем не только за счет увеличения парка легковых автомобилей у жителей населенных пунктов, сколько за счет тяжелого автотранспорта, принадлежащего бизнес-структурам. По дорогам, рассчитанным на максимальную нагрузку 6 тонн на ось, двигаются 40-тонные машины, разбивая ее в пух и прах.

Полтора месяца дождей нынешней осенью усугубили ситуацию, ускорилось старение. Налицо конфликт интересов. С одной стороны - нефтяники, газовики, рудодобывающие предприятия и т. д. с их производственными задачами. С другой население, отрезанное от ближайшей школы, больницы, райцентра…

Яркий тому пример дорога Новоорск – Энергетик. Большегрузы разбили ее буквально за полтора месяца, превратив дорогу общего пользования в карьерную. А ведь сохранность дорог – это зона нашей ответственности. И мы ее ремонтируем, вкладывая туда большие деньги.

- А что вы можете противопоставить этим самым бизнес-структурам?

- Прежде всего, это посты весового контроля. Причем широко используем передвижные варианты, выставляя их там, где замечен несанкционированный проезд тяжелогружёных автомобилей. Посты работают круглосуточно в тесном контакте с ГИБДД, сотрудники которой имеют право останавливать машины и направлять на взвешивание.

Совершенно не самоцель кого-то поймать и наказать рублем. Главное – сохранить дороги, ограничив по ним движение тяжелых машин. Понятно, что грузы должны перемещаться. Задача: понудить их владельцев приобрести пропуска. Впрочем, хотя они стоят недешево, все равно не являются эквивалентом нанесенному дорогам ущербу. Бизнес должен строить собственные технологические дороги.

- Вы отметили положительную динамику развития дорожной отрасли в последние два года. И тем не менее темпы сбора средств в дорожный фонд области в текущем году оказались ниже предыдущего. В чем причина?

- Назову основную. Акцизы от продажи ГСМ поступают в меньшем объеме, чем прогнозировалось. А они, как известно, основная составляющая фонда.

Поверьте, очень хочется строить дороги, гравийные переводить в асфальтобетон. Для этого у нас есть и производственные мощности, и квалифицированные кадры: в области сформировался солидный пул организаций, которым по плечу любые дорожные работы, в том числе с использованием новейших технологий, материалов и механизмов. Ограничения только в средствах. Если ремонт одного километра гравийного покрытия в среднем по области стоит от 900 тысяч до 1,5 миллионов, то асфальтобетона – в семь-восемь раз дороже. Капитально отремонтировать дорогу с доведением ее параметров нагрузки на ось до 11,5 тонн – 25 миллионов рублей на километр.

Дорога – это конечный продукт, и в стоимости каждого ее квадратного метра заложены затраты на энергоносители (газ, электроэнергия, ГСМ), железнодорожный тариф на доставку грузов, приобретение материалов… Ни один из составляющих за последние годы дешевле не стал.

Хотя если говорить об удешевлении, то я его реально вижу в максимально широком применении местных стройматериалов. Они есть, причем в достаточном количестве, качестве и ассортименте. Единственное узкое место – это законодательная база, регулирующая их разработку. Мы ведем большую работу в этом направлении и находим поддержку в правительстве области. Но это всероссийская проблема.

- Обычно потребитель пеняетна качество дорог и их недолговечность. На Ваш профессиональный взгляд, меняется ли ситуация к лучшему?

- Контроль над качеством дорог – это сверхважная задача, которая лежит на нас как на заказчике. И мы просто обязаны быть требовательными к подрядчикам, причем требования эти за последние годы серьезно ужесточились. На всех наших объектах, выставляемых на торги, в контрактах проговорены гарантийные обязательства. Любой подрядчик подписывает гарантийный паспорт по сдаче объекта, к примеру, сегодня гарантия верхнего асфальтобетонного слоя увеличена до четырех лет, а каждый конструктивный элемент, лежащий ниже, имеет еще более длительные сроки службы. Любой грех, который допущен подрядчиком, устраняется за его счет. И это правило работает. Контроль осуществляется и в ходе производства работ. Для этого у нас есть не только оборудованная на современном уровне стационарная лаборатория, но и три передвижные, две из которых куплены в этом году.

Одна - диагностическая, комплектацию которой мы подбирали сами, работая совместно с флагманом российской дорожной науки – РОСДОРНИИ. Она сегодня выполняет полный комплекс диагностических работ: диагностику, включая видеосъемку, причем в движении, георадарная установка позволяет смотреть сквозь землю, устанавливая причины просадок, вспучивания, пустот. Вторая – укомплектована с упором на контроль качества элементов безопасности, чего ранее, к сожалению, не делалось: правильность нанесения разметки, отражающую силу дорожных знаков, качество барьерного ограждения и т. д.

Эта работа ведется постоянно. И ситуация будет только ужесточаться, потому что главное - обеспечение безопасности дорог, причем не только региональных. Нынешней осенью наши лаборатории в порядке оказания консультативной помощи по заданию Минстроя области работают на муниципальных дорожных объектах, построенных за счет дорожного фонда. Будут выданы заключения о качестве выполненных работ.

- Ну и Ваша любимая тема, Дмитрий Леонидович, - инновации.

- Действительно, любимая. Каждый год мы стремимся привнести что-то новое в работу. Мы имеем на вооружении инновационные продукты во всех областях. Две интересные работы в части асфальтобетона. Это щебеночно-мастичное покрытие. Наши дорожники уже знакомы с ним, но работая за пределами региона. В этом году первый в области участок с применением ЩМА был уложен на трассе Бугульма – Уральск. Покрытие жесткое, которое должно служить более 20 лет. Построен экспериментальный участок дороги из фиброасфальтобетона, изготовленного по американской технологии с добавлением полимерного волокна, которое становится некой армирующей составляющей. Работы велись в присутствии консультантов фирмы Forte. Очень перспективное направление. Если ЩМА пустили в серию, то за этим участком понаблюдаем. Интересной наработкой года является пропитка stilgart. Она придает полотну шероховатую поверхность, которая улучшает сцепление колес с дорогой и способствует омоложению битума внутри старого асфальтобетона, продлевая его срок службы. Это тоже американская технология. Экспериментальный участок выполнен на дороге Оренбург – Беляевка. Активно продолжаем применять органоминеральные смеси в основании дорог, метод холодной регенерации.

Холодный асфальтобетон – технология не новая, но ранее в регионе не применялась. Благодаря дружбе с кафедрой автомобильных дорог и таким партнером, как РОСДОРНИИ, есть намерения и возможность осуществить несколько совместных инновационных разработок. Кстати, университет уже не один десяток лет готовит для дорожной отрасли хорошие инженерные кадры, которые мы с удовольствием берем на работу.

- Ну и в завершение разговора о планах на ближайшую перспективу.

- В 2014 году объемы дорожных работ планируются на уровне 6,2 миллиарда рублей, в том числе 1 млрд – муниципалам. То есть третий год подряд сохраняется примерно один уровень.

- С деньгами понятно. А вот непосредственно с объектами? Когда потенциальные подрядчики смогут принять участие в торгах, чтобы сформировать свои планы на год грядущий?

- Мы постарались учесть ошибки прошлого, когда торги проводились и в мае, и в июне, и в июле. Уже сегодня идут активно торги под программу 2014 года. До 1 января все основные объекты будут выставлены на торги. Мы такое обязательство на себя взяли. И намерены ему следовать, поскольку ситуация довольно непростая: с 1 января вступает в силу новый принцип проведения торгов в рамках Федеральной контрактной системы.

Стоит вспомнить, как внедрялся 94-ФЗ: примерно полгода никто не мог провести торги ни по одному из объектов. Неразбериха на старте возможна и на этот раз. И это еще один из серьезных поводов провести торги уже в этом году.

- Желаю Вам и всем, кто трудится на дорогах, успехов и на старте и на финише!

 

Беседовала Татьяна Юлаева