Доллар США $ — 00,00 руб. Евро € — 00,00 руб. Юань ¥ — 00,00 руб. Тенге ₸ — 00,00 руб.

QR-КОД ДЛЯ БИЗНЕСА

Безналичная оплата товаров и услуг набирает обороты. Это удобно, быстро и безопасно как для покупателей, так и для продавцов. Сегодня всё большую популярность приобретает оплата по QR-коду. В чём особенности этой технологии? Как предпринимателю сэкономить на комиссиях банку, если клиенты будут оплачивать заказы по QR-коду? Об этом рассказали в Отделении Банка России по Оренбургской области.

В чём специфика оплаты по QR-коду?

Оплата по QR-коду — это один из способов безналичной оплаты, альтернатива платежам банковскими картами или электронными деньгами. В QR-коде можно зашифровать банковские реквизиты, а также информацию о конкретной покупке. Продавец показывает QR-код покупателю в электронном или распечатанном виде, а тот считывает его с помощью мобильного приложения своего банка. После этого со счёта покупателя списывается сумма покупки и за несколько секунд зачисляется на счёт продавца.

— Чтобы настроить оплату по QR-коду в своей торговой точке или онлайн-­магазине, нужно обратиться в банк. Все крупнейшие российские банки уже подключились к Системе быстрых платежей (СБП), через которую можно проводить QR-оплату. Если банк, в котором у вас открыт расчётный счёт, является участником СБП, то вы сможете принимать оплату по QR-коду от клиентов любых банков, которые присоединились к СБП, — объяснил управляющий Отделением Банка России по Оренбургской области Александр Стахнюк.

Некоторые банки развивают собственные сервисы оплаты по QR-кодам, но могут при оплате через эти сервисы устанавливать ограничения — например, принимать платежи только от клиентов того же банка либо вводить повышенные комиссии за переводы со счетов сторонних банков. В СБП максимальный размер комиссий, которые банк может взимать с продавца, ограничен Банком России. А в собственных сервисах банки могут устанавливать тарифы на своё усмотрение.

Сейчас настроить приём QR-платежей через СБП могут только индивидуальные предприниматели и юридические лица, у которых есть расчётный счёт для ведения бизнеса. Для самозанятых, которые не зарегистрированы как ИП, эта опция пока не работает, но может появиться в будущем.

Преимущества сервиса

По сравнению с оплатой по картам у QR-технологии есть несколько преимуществ. Во-первых, это выгоднее. Комиссия, которую банки берут за эквайринг, иногда превышает 3 % от суммы покупки. Комиссия за QR-платежи обычно ниже, даже если банк проводит их через собственный сервис. А платежи через СБП обойдутся максимум в 0,7 % от суммы покупки.

Во-вторых, такая технология оплаты быстрее. После того как покупатель подтверждает перевод, деньги зачисляются на счёт за несколько секунд. Вы получите от банка уведомление о зачислении средств. Кроме того, информация сразу же отобразится в вашем онлайн- и мобильном банке. Платежи по банковской карте приходят на счёт гораздо позже.

В-третьих, это проще. Для приёма платежей по QR-коду необязательно использовать специальное оборудование. Можно просто приклеить у кассы QR-код, который банк сгенерирует для вас.

В-четвёртых, это удобнее для покупателей. Достаточно, чтобы на смартфоне было установлено банковское приложение и имелась встроенная камера. Телефон мгновенно считает QR-код, денежный перевод пройдёт за считаные секунды.

Какой QR-код выбрать?

QR-коды бывают статические и динамические. Разница между ними в том, что в первом случае покупателю придётся вбивать сумму покупки вручную, а во втором — нет, потому что код уже содержит эту информацию.

Статический код — это QR-наклейка. Он многоразовый, такой код возможно использовать для всех покупок в вашей точке. В нём зашифрованы только ваши реквизиты, а сумму покупки покупатель должен ввести вручную в своём банковском приложении. Банки предлагают разные способы получения этого кода. Одни сгенерируют его и пришлют в электронном виде на почту или распечатают прямо при вас в отделении. Другие позволят вам самостоятельно создать код в банковском приложении или личном кабинете на сайте банка. Статический QR-код вам подойдёт, если у вас небольшая торговая точка и не слишком большой поток покупателей. Вам достаточно будет один раз получить и распечатать QR-код, а затем использовать его для всех продаж.

Динамический QR-код — это одноразовый код, который присваивается каждой конкретной покупке. Он содержит не только банковские реквизиты, но и сумму к оплате. Многие банки предлагают предпринимателям настроить самый простой способ оплаты по динамическому коду — для этого понадобится лишь скачать специальное банковское приложение для бизнеса на свой смартфон или планшет. Если оно у вас уже установлено, достаточно просто активировать на нём функцию генерации динамических QR-кодов. Уточните процедуру настройки в своём банке.

В приложении вы сможете в режиме онлайн формировать динамический QR-код и выводить его на экран вашего гаджета. А покупатель считает код с вашего экрана. Банк также может предложить перепрограммировать или заменить ваши платёжные терминалы, чтобы они генерировали динамические коды после сканирования товаров на кассе. Код можно показывать на экране терминала или распечатывать на чеке и предъявлять покупателю. Но перенастройка терминала может быть платной.

Динамический код удобен для крупного бизнеса с большим потоком клиентов. Такой код уже включает в себя сумму к оплате, поэтому клиенту не придётся вводить её вручную, а кассиру — проверять. Это экономит время.

Если у вас онлайн-­магазин, то банк поможет встроить динамический QR-код в страницу оплаты товаров на вашем сайте. Покупатель может считывать его прямо с экрана компьютера. Можно отправлять код в личный кабинет клиента на сайте либо по электронной почте. В любом случае оплата займёт у покупателя меньше времени, чем ввод реквизитов карты или электронного кошелька.

Вы можете сами выбрать, какой вид кода подходит вашему бизнесу. Но нужно убедиться, что ваш банк предоставляет такую услугу. Вид QR-кода не влияет на размер комиссии, которую надо будет отчислять в банк с каждой покупки.

Как подключить оплату по QR-коду?

Обратитесь в банк, в котором у вас открыт счёт для бизнеса. Выясните, может ли он настроить вам приём платежей по QR-кодам. Узнайте, подключен ли банк к СБП или же проводит QR-платежи через собственную систему. Банки — участники СБП могут принимать QR-платежи через мобильные приложения всех других банков, входящих в СБП. Если же банк создал свой сервис, важно выяснить, клиенты каких банков смогут платить по его QR-кодам.

Уточните комиссии, которые банк берёт за платежи по QR-кодам, а также стоимость других услуг — например, цену интеграции модуля ­QR-оплаты в ваш сайт. Если ваш банк пока не оказывает такую услугу, изучите предложения других организаций, сравните их и выберите приемлемый вариант.

Ольга МАШРАПОВА,

пресс-­секретарь

Отделения Банка России по Оренбургской области

Фото: business.ru