Доллар США $ — 00,00 руб. Евро € — 00,00 руб. Юань ¥ — 00,00 руб. Тенге ₸ — 00,00 руб.

НОВОЕ — ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Старшее поколение, жившее при советской власти, хорошо помнит красивые купюры облигаций с водяными знаками в бабушкиных сундуках, которые способствовали созданию в послевоенное время мощной экономики и промышлен­ости страны.

Известно, что в России закредитованность населения составляет более 2 триллионов руб­лей, многие теряют работу и вынуждены для обслуживания кредитов перекредитовываться в микрофинансовых организациях. В 2008 году драйверами мирового кризиса были банки и ипотечные компании США, предоставлявшие «дешёвые» кредиты, раздувая «мыльный пузырь» финансовых обязательств. Заёмщики не могли рассчитаться с кредитами, цены на недвижимость росли, банки увеличивали процентные ставки и в итоге забирали заложенную недвижимость с последующей продажей по низким ценам. Рынок недвижимости перенасытился. Такая порочная схема дешёвых напечатанных денег породила как безответственность заёмщиков, так и стремление банков к повышенной прибыли. В итоге это и привело к финансовому коллапсу. «Мыльный пузырь» лопнул. Наступил мировой кризис. Об этом и настоящем положении финансирования строительной отрасли мы говорим с экспертом Людмилой Савицкой — советником государственной гражданской службы 1-го класса.

— Уважаемая Людмила Александровна, вы недавно были на совещании в ЦБ по вопросу выпуска облигаций с участием журнала ФЭБ, ТПП и строительной компании «Статус». Могли бы вы рассказать о теме совещания?

— Да, действительно, мы обсудили со специалистами Отделения Банка России по Оренбургской области вопросы эмиссии облигаций, в частности, «зелёных» облигаций, организациями реального сектора экономики. Совещание проходило в Оренбургском отделении с участием по видео-­конференц-связи ведущих специалистов Уральского главного управления Банка России.

— Раз вы заговорили о «зелёных» облигациях, могли бы подробнее рассказать об облигациях как инструментах финансирования коммерческих проектов?

— «Зелёные» облигации — один из активов так называемого ответственного инвестирования (ESG). В чём оно заключается? Выбор ценных бумаг основывается на экологических, социальных и управленческих (Environmental, Social, Governance) факторах. По сути, «зелёные» облигации ничем не отличаются от обычных — это такие же долговые бумаги с фиксированным доходом, покупая которые, инвестор отдаёт свои средства на конкретный срок взаймы эмитенту — организации, выпустившей эти облигации. Но в случае «зелёных» облигаций привлекаемые средства идут не только на коммерческий проект, но и на улучшение экологической обстановки и минимизацию вреда природе, развитие возобновляемых источников энергии, рекультивацию земель, строительство комплексов по переработке отходов, внедрение электротранспорта, совершенствование очистных сооружений, адаптацию к изменению климата и тому подобное.

Кратко об истории возникновения «зелёных облигаций», так называемых «зелёных бондов». В 2007 году Европейский инвестиционный банк выпустил первую «экологическую» облигацию под названием Climate Awareness Bonds. Средства предполагалось направить на финансирование проектов в области альтернативных источников энергии и повышения энергоэффективности. Через год Международный банк реконструкции и развития выпустил облигации, которые уже носили название «зелёные» (Green Bonds). Затем подобные бумаги стали выпускать и другие компании и банки развития. Переломным стал 2013 год, когда с «зелёными» бондами на рынок вышли крупные компании. С этого времени выпуск подобных облигаций постоянно растёт.

В нашей стране ответственное инвестирование тоже начинает развиваться, первые шаги уже сделаны. Дебютный выпуск официальных «зелёных» бондов состоялся в 2018 году: компания «Ресурсосбережение ХМАО» разместила на Московской бирже выпуск облигаций объёмом 1,1 млрд. Средства привлекались на создание межмуниципального полигона для размещения, обезвреживания и обработки твёрдых коммунальных отходов в Нефтеюганском районе.

Первой российской компанией, разместившей «зелёные» облигации на внешнем рынке, стала РЖД. Выпуск был сделан в мае 2019 года объёмом €500 млн, средства планируется направить на финансирование кредитов, привлечённых на покупку электровозов и пассажирских поездов «Ласточка», то есть на замену старого подвижного состава РЖД на новые «экологичные» локомотивы.

В связи с переходом на проектное финансирование строительные компании вынуждены искать альтернативные источники привлечения средств. Облигации в этом случае являются эффективным инструментом привлечения инвестиций. Их выпуск позволяет сделать это в достаточно короткое время. Основным критерием выхода девелоперов на рынок облигаций является его гибкость, даже несмотря на более высокую, чем у банков, ставку финансирования. Кроме того, заменяя банковские кредиты облигациями, девелопер увеличивает свободные лимиты в банках, что позволяет ему приступать к новым проектам. Эта тенденция началась после введения эскроу-­счетов, в результате чего девелоперы лишились источника финансирования в виде средств дольщиков.

Доля девелоперов на рынке облигаций увеличивается с каждым годом. До перехода на проектное финансирование облигации размещало незначительное число крупных застройщиков, сейчас на рынок активно выходят и небольшие компании. В 2020 году доля девелоперов от всего локального рынка высокодоходных облигаций составила около 25 %, а в 2018 году она была немногим более 10 %.

— Есть ли преимущество привлечения средств путём выпуска облигаций перед банковским кредитом? Нужны ли для этого залоги, оборотные ­средства, страхование и другие обеспечительные меры, требуемые банками?

— Облигации обладают рядом позитивных преимуществ, среди которых — быстрота получения средств. Первый выпуск, как правило, занимает примерно 3–6 месяцев, но уже второй можно осуществить практически за неделю. Главное, чтобы был спрос на бумаги эмитента. Важное преимущество — контроль своей задолженности, ведь компания-­эмитент сама устанавливает и точно знает сроки и суммы платежей. Эти условия указываются в документах эмиссии и неизменны. Существенным преимуществом является то, что облигационный долг не имеет залога, так как выпуск облигаций не предусматривает предоставления залога. Фактически это заём под честное слово. В отличие от классического банковского кредита, который без залога практически не выдаётся. Немаловажным преимуществом является право использовать заёмные средства по своему усмотрению на любые задачи бизнеса. Никто не ограничивает и не контролирует эмитента в том, на какие цели тратятся деньги от выпуска облигаций. Банк же, выдавая целевые кредиты, лишает заёмщика гибкости в использовании кредитных средств. Кроме этого, постановление Правительства РФ от 30.04.2019 № 532 предоставляет возможность ряду компаний возместить затраты на выпуск облигаций до 1,5 млн руб­лей и компенсировать до 70 % купонной ставки. Время от подачи заявки в Минэкономразвития до получения средств из бюджета составляет около двух месяцев.

— Всем известно, как трудно получить кредит в банке начинающему предпринимателю. Могут ли предприниматели с небольшим оборотом и малым объёмом основных средств получить финансирование через облигации?

— Возможность эмиссии ценных бумаг субъектами малого и среднего бизнеса урегулирована законодательством РФ и контролируется регулятором — Банком России, в частности, Положением Банка России от 19.12.2019 № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг». Основными финансовыми показателями потенциального эмитента в соответствии с требованиями регулятора будут являться: минимальный размер выручки — 120 млн руб.; минимальный объём выпуска — 50 млн руб.; чистый долг/EBIT (операционная прибыль) — менее 3 или объём выпуска — не более половины от объёма выручки или валюты баланса; средний темп прироста выручки (CAGR) — не менее 10 % за последние 3 года. Есть, конечно, и другие требования, но по этим каждый сам сможет определить своё соответствие требованиям и возможность стать потенциальным эмитентом.

— Вы также говорите о ПИФах. Можем ли об этой очень важной для предпринимателей теме поговорить в следующем номере журнала?

— Паевые инвестиционные фонды (ПИФы) — это отдельная и очень объёмная тема. Я думаю, она будет интересна читателям ФЭБ.

Роман СВОБОДНЫЙ

Фото из открытых источников