Прогнозы перед выборами в Госдуму-2021
Главной интригой относительно результата предстоящих выборов, безусловно, является то, сохранит ли «Единая Россия» имевшееся у неё в парламенте прошлого созыва конституционное большинство (не менее 300 из 450 мандатов). Или же ей придётся довольствоваться так называемым простым большинством (250 или немногим более мест в парламенте), и в таком случае для принятия действительно важных решений она вынуждена будет искать компромисс с представителями других партий, которых при таком раскладе в Госдуме может оказаться не менее пяти-шести.
Постепенно начинают вырисовываться реальные перспективы электоральных баталий.
Судя по тому, что единороссы провели в рядах собственного партийного списка весьма серьёзные рокировки, на какие-либо результаты, кроме победного, они не нацелены. Следует отметить, что корректировка относительно тех, кто поведёт политическую силу, олицетворяющую нынешнюю власть России, к победе (или поражению) на будущих выборах, с политтехнологической точки зрения выполнена очень грамотно и вместе с тем несёт в себе вполне однозначный подтекст.
Так, из первой пятёрки «Единой России» впервые за долгое время выпал экс-президент и бывший премьер-министр страны Дмитрий Медведев. По оценкам экспертов, ни о какой его политической опале это не свидетельствует, а лишь является результатом того, что у абсолютного большинства наших соотечественников этот государственный деятель ассоциируется как минимум с вызывающей предельный негатив пенсионной реформой. Хотя странно. Будто бы участвовал в этом один Медведев…
Впрочем, нынешнего премьера Михаила Мишустина в единороссовском топ-пять тоже не будет.
Вместо них обоих в первую линию выдвинуты министр обороны Сергей Шойгу, глава МИД Сергей Лавров, сопредседатель Общероссийского народного фронта Елена Шмелёва, детский омбудсмен Анна Кузнецова. Присутствует там и главный врач больницы в Коммунарке Денис Проценко.
По мнению аналитиков, такая конфигурация свидетельствует о нескольких тенденциях одновременно. Прежде всего, ставя перед собой цель удержать максимальный контроль над парламентом, власть стремится дистанцироваться от максимального числа «всенародных раздражителей» и от персон, так или иначе напоминающих о них электорату. С другой стороны, выборы (по крайней мере, со стороны «Единой России») будут проходить под явными или скрытыми лозунгами защиты Отечества и укрепления его обороноспособности, отстаивания и укрепления традиционных ценностей, борьбы с пандемией коронавируса и заботы о будущем России.
Можно ли назвать подобный набор надуманным? В нынешней внутри- и, прежде всего, внешнеполитической ситуации — вряд ли. Россия сегодня и вправду более всего походит на крепость, окружённую теми, кто вовсе не желает ни её процветания, ни её укрепления, ни мира и покоя в нашем общем доме. Нет даже тени сомнения в том, что выборы в Государственную Думу наши недруги постараются использовать сполна — как для попыток дестабилизации обстановки в России, так и для очередной волны огульной критики в её адрес.
Впрочем, критика звучит уже сегодня, так сказать, авансом. Западные СМИ и различные «аналитические центры» спешат подсчитать число «российских граждан, лишённых права быть избранными из-за произвола властей», оценивая таковое чуть ли не в десяток миллионов человек. При этом, правда, замалчивается тот факт, что большинству таких лиц путь в депутаты закрыт из-за судимостей по чисто уголовным статьям.
Ну а что до отлучения от выборов тех, кто замешан в деятельности террористических или экстремистских организаций, имеет иностранное гражданство или замечен в получении финансирования из-за рубежа, то назвать такие решения дискриминационными могут только западные «поборники демократических ценностей» с их двойными стандартами и весьма гибкой моралью. Россия просто защищает себя от проникновения в высшие государственные органы её открытых и скрытых врагов.
Кстати говоря, отдельные эксперты считают, что будущая Государственная Дума «станет клоном, точной копией собственной провластной предшественницы», поскольку «российский электорат пассивен и охвачен апатией», следовательно, вряд ли способен «преподнести сюрпризы», если только его не «разбудят». Может быть, и так. Главное, чтобы «будить» россиян и пытаться превратить нынешние выборы в очередной повод для новой смуты не принялись те, кому вмешиваться в дела нашей страны категорически не следует.
При этом обсуждается и то, что в связи с пандемией голосование может претерпеть изменения. Например, высказаны предположения, что голосование могут предложить к проведению и в дистанционном варианте — например, через сайт госуслуг. Насколько это поможет контролю над ходом подсчёта голосов, вопрос открытый. Но открыт вопрос контроля подсчёта, например, и для США, где, как известно, голосовали в том числе по почте.
Александр ХАРАЛУЖНЫЙ,
политический обозреватель
Фото: moment-istini.com