Доллар США $ — 00,00 руб. Евро € — 00,00 руб. Юань ¥ — 00,00 руб. Тенге ₸ — 00,00 руб.

МКТУ — ЭТО ВАМ НЕ МГТУ!

Часто в Торгово-­промышленную палату Оренбургской области приходят, чтобы узнать о регистрации товарного знака. Специалист палаты в беседе с клиентом спрашивает, знает ли он, что такое МКТУ. В 90 процентов случаев ответ — «нет». И это нормально. Нигде, кроме сферы товарных знаков, данная аббревиатура не используется.

Но необходимость разобраться в этом наборе букв имеется всё равно. И для несведущего тут возникает проблема. Основная масса определений МКТУ из доступных источников напоминает историю с сепульками из «Звёздных дневников Иона Тихого» польского фантаста Станислава Лема:

«Нашёл следующие краткие сведения:

«СЕПУЛЬКИ — важный элемент цивилизации ардритов (см.) с планеты Энтеропия (см.). См. СЕПУЛЬКАРИИ».

Я последовал этому совету и прочёл:

«СЕПУЛЬКАРИИ — устройства для сепуления (см.)».

Я поискал «Сепуление», там значилось:

«СЕПУЛЕНИЕ — занятие ардритов (см.) с планеты Энтеропия (см.). См. СЕПУЛЬКИ».

«Всезнающая» Википедия сообщает нечто подобное: «Международная классификация товаров и услуг (МКТУ) — классификация товаров и услуг, используемая для регистрации товарных знаков». Логично. Но непонятно.

Давайте разбираться.

Видов товаров и услуг в мире существует неисчислимое множество. Более того, одну и ту же услугу или товар разные предприниматели могут называть по-разному. Например, «уборка» и «клининг», «сладости» и «кондитерские изделия». Так вот, чтобы не путаться, на международном уровне был утверждён единый список товаров и услуг, для которых можно зарегистрировать товарный знак.

Конечно, поименовать и пронумеровать всё многообразие товаров и услуг невозможно. В связи с этим специально обученные люди (эксперты) исходя из практики выбрали наиболее часто используемые и понятные названия для товаров и услуг и собрали их в один перечень. А для удобства поиска и выбора товары и услуги, относящиеся примерно к одной и той же сфере, объединили в разделы. Разделы назвали классами — потому и «классификатор». Таким образом, МКТУ — это список из 45 пунктов (классов), в котором с 1-й по 34-ю позиции обозначены товары, а с 35-й по 45-ю — услуги. Каждый класс имеет максимально общее название. Например, класс 44 — это «Услуги медицинские; услуги ветеринарные; услуги в области гигиены и косметики для людей и животных; услуги в области сельского хозяйства, аквакультуры, огородничества и лесоводства». А внутри класса перечислены 83 услуги, относящиеся к указанной в классе сфере. Причём наименования услуг тоже носят максимально общий характер. Например, вы специалист по грумингу (груминг — комплекс процедур по уходу за шерстью, кожей, когтями, ушами и глазами собак). А такой услуги в МКТУ нет. Как быть? Вопрос решаем: груминг вполне укладывается в рамки услуг «ветеринарная помощь» и «уход за животными». Такое обобщение позволяет охватить максимальный объём услуг, не раздувая при этом классификатор до бесконечности.

Для чего придуманы такие сложности? Для честной конкуренции. Если вы под торговой маркой «Весёлая собачка» производите карамельки, а ваш знакомый оказывает в салоне с таким же названием услуги груминга, вы оба можете регистрировать торговый знак. Почему? Потому что карамельки — это 30-й класс МКТУ, а груминг — 44-й. Никакого пересечения они не имеют, а значит, ввести клиентов в заблуждение не смогут.

Конечно, в подборе классов МКТУ есть нюансы. Например, можно зарегистрировать идентичное название и для товаров/услуг одного класса — при условии, что они не пересекаются между собой. Уже упомянутую нами «Весёлую собачку» можно зарегистрировать и для салона груминга, и для услуг ландшафтного дизайна. Обе эти услуги закреплены в 44-м классе, но ничего общего между собой не имеют.

Обратная ситуация: кетчуп (соус) находится в 30-м классе МКТУ, а паста томатная — в 29-м. Несмотря на то, что классы разные, товары являются однородными. Это не позволит зарегистрировать марку «Чудо-помидорка» для кетчупа, если ­кто-то уже зарегистрировал её для томатной пасты.

Мы, наконец, подходим к самому главному вопросу, ради которого затевалась эта статья. А для чего предпринимателю вообще ломать голову над ­каким-то МКТУ? Зарегистрировал товарный знак — и ладно… Ничего подобного! Товарный знак регистрируется под конкретные товары и услуги, производимые и/или оказываемые заявителем. Ваш товарный знак будет защищать только те товары и услуги, которые вы указали в заявке на его регистрацию. А значит, выбирать нужно только то, что вам необходимо сейчас или пригодится в обозримом будущем. Чтобы не переплачивать пошлину и не повышать риск отказа в регистрации.

Неправильно подобранные классы могут привести к проблемам. Во-первых, товарный знак с ненужными классами МКТУ не защитит ваши товары и услуги. К примеру, товарный знак «Семки» № 338835, зарегистрированный для мяса, рыбы, колбасы и компотов, никак не защитит товар «семена подсолнечника», если производитель захочет его выпускать. Во-вторых, вы непреднамеренно можете нарушить чужие права, если расширите ассортимент товаров и начнёте выпускать их под своим зарегистрированным брендом без оглядки на МКТУ. Если владелец товарного знака «Колокольчик» для 28-го класса МКТУ (игрушки) решит выпускать под этой же маркой детскую мебель, то будут проблемы. Владелец товарного знака «Колокольчик» или даже «Золотой колокольчик», зарегистрированного для 20-го класса (мебель), будет возмущён до глубины души и наверняка предъявит вам претензию.

На прощание ещё немного аббревиатур: выбор классов МКТУ не зависит от кодов ОКВЭД. Неважно, что написано про вас в ЕГРЮЛ: вы можете зарегистрировать товарный знак на любой класс МКТУ, который вас интересует.

Если вы хотите разобраться с классами МКТУ или зарегистрировать свой товарный знак — обращайтесь в ТПП Оренбургской области. Всегда будем рады помочь!

Ирина ВОЛКОВА,

старший юрисконсульт отдела патентов и товарных знаков

Союза «Торгово-­промышленная палата Оренбургской области»

Фото: copylegal.ru, nuclearblog.ru