Доллар США $ — 00,00 руб. Евро € — 00,00 руб. Юань ¥ — 00,00 руб. Тенге ₸ — 00,00 руб.

Аэропорты воссоединились с турпотоком

Несмотря на наводнения и открытие полётов в Турцию, россияне не стали возвращать авиа­билеты в Крым и Краснодарский край. Аэропорты этих регионов не заметили снижения пассажиропотока и ожидают его дальнейшего роста в августе, на который традиционно приходится пик туристического сезона. Однако число новых бронирований авиабилетов на курорты юга России всё же снижается, свидетельствуют данные агрегаторов.

Туристов не отпугнули новые неожиданные сложности посещения курортов юга страны. С 17 июня в Крым пришли сильные ливни, которые привели к трём серьёзным наводнениям за несколько недель. В июле стихия обрушилась на Краснодарский край.

Кроме того, в этом регионе с 1 июля отели и гостиницы начали принимать постояльцев только при наличии отрицательного ПЦР-теста. На этом фоне туроператоры прогнозировали резкий спад интереса россиян к отдыху на юге страны, особенно после того, как авиакомпаниям разрешили возо­бновить полёты на турецкие курорты с 22 июня.

Однако в региональных аэропортах пока продолжают отмечать рекорды пассажиропотока. Так, в июне аэропорт Симферополя обслужил более миллиона пассажиров, что на 45 % превысило показатели июня 2019 года и в пять раз — июня 2020 года. При этом пассажиропоток продолжил расти и после возобновления полётов в Турцию. В последние выходные дни июня было обслужено свыше 41 тысячи человек в сутки. Такие показатели в 2020 году наблюдались только в пик курортного сезона — в августе и сентябре.

В пресс-­службе ГК «Аэродинамика» сообщили, что за июнь аэропорт Сочи принял 1,2 млн человек. Это в 5,7 раза больше в сравнении с июнем 2020 года и в 1,6 раза — в сравнении с 2019 годом. Оттока пассажиров там не фиксируют. Аэропорт Геленджика увеличил пассажиропоток в июне в годовом выражении в семь раз, до 174 тысяч пассажиров, и в 2,7 раза — по сравнению с 2019 годом. При этом представители аэропорта отмечают, что с 15 июня рост числа рейсов был не такой внушительный, как в начале лета, однако заполнение бортов выросло на 30 %.

В этих аэропортах ожидают, что пассажиропоток традиционно достигнет пиковых значений в августе. Однако эксперты полагают, что в нынешнем году ситуация может измениться. Аналитики сервиса «Туту.ру» подсчитали: 18 июня Турция вошла в топ-5 стран, куда путешественники оформляли билеты. Они также фиксируют снижение в сравнении с началом лета числа бронирований авиабилетов на 25 % в целом по России, в том числе по востребованным южным направлениям.

Билеты в Симферополь на июль—август активно бронировали в начале июня, затем произошёл спад активности, говорят в «Туту.ру». Билеты на июль-август в середине июня, когда были сильные дожди в Ялте, бронировали гораздо реже, чем в начале месяца, хотя обычно ближе к дате поездки активность пользователей возрастает. Однако в конце июня произошло довольно стремительное восстановление спроса на билеты в Крым на июль—август. Эксперты предполагают, что это связано с объявлением о необходимости ПЦР-тестов для туристов в Краснодарском крае.

— Стоимость авиаперелёта в Сочи, Геленджик, Анапу и Краснодар в июне 2021 года не сильно отличается от прошлогодней. Самым популярным направлением стал Сочи, — говорит генеральный директор Ozon.Travel Михаил Осин.

Несмотря на востребованность российских курортов, в тревел-­сервисе подтверждают, что за неделю с 22 июня, когда возобновились чартеры в Турцию, продажи авиабилетов в эту страну удвоились.

В отличие от допандемических времён, когда туристы раскупали большую часть билетов на лето ещё в мае, сейчас пассажиры планируют свои полёты ближе к дате отпуска. Это связано в том числе с ценовой политикой самих перевозчиков, многие из которых не поднимают цены до конца продаж. Некоторые эксперты тоже полагают, что часть туристов не хочет связываться с возвратом или обменом билетов из-за сложной и долгой процедуры.

— Люди продолжают лететь на российский юг — это специфика национального сознания и скорее поведенческая, а не экономическая и совсем не авиационная история, — возражает Фёдор Борисов из Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ.

По его словам, предположение о нежелании отменять перелёты из-за долгого возврата средств неверно, поскольку значительная часть российских туристов традиционно приобретает невозвратные билеты.