Весна этого года принесла нелегкие испытания всему оренбургскому бизнесу, а за ним и тем, кто в нем работает. Государство вводит пакеты социальных и экономических мер поддержки. Часть из них реализуется через банковскую систему.
– Сергей Викторович, ситуация сегодня не из типичных, поэтому у нас к Вам много вопросов и по части мер поддержки, и по части работы с клиентами, и по продуктам будущего. Наиболее волнующий сегодня наших читателей вопрос касается бизнеса, точнее, проблем, с которыми столкнулся бизнес.
– Да, бизнес сегодня пытается выжить и сохранить свою деятельность на докризисном уровне. Предприниматели активно рассматривают варианты поддержки, которые предоставляет государство. У большинства представителей бизнеса в структуре затрат на первых местах стоят фонд заработной платы и кредитный долг. Поэтому предпринимателям важно все, что на определенное время позволит снизить нагрузку по этим статьям. Такими мерами являются зарплатный кредит под ноль процентов и возможность беспроблемной реструктуризации долгов.
– И за тем и за другим можно приходить в ПСБ?
– Да. Мы имеем возможность обеспечить довольно быструю и качественную реструктуризацию долга, даем кредитные каникулы и предоставляем кредит на выплату заработной платы. При этом продукт по заработной плате чрезвычайно динамичен. С момента его недавнего старта он уже претерпел ряд изменений, в том числе самое значимое – увеличение суммы. Сейчас мы можем удовлетворить потребности любой компании. Главное – соответствие тем критериям, которые приведены в нормативных документах.
– Есть мнение, что шанс получить зарплатный кредит под 0 % на практике ничтожно мал. Это так?
– Нет. У нас уже есть одобренные заявки. Процесс одобрения кредита очень быстрый. Необходимо загрузить 2 – 3 документа и дождаться решения. Вопрос в том, что не все предприниматели могут предоставить нужные документы. Уже на этом этапе останавливается почти треть подавших заявку.
– Может, требования к документам завышены?
– Это стандартные бухгалтерские и кадровые документы, подтверждающие наличие деятельности у предприятия, и наличие сотрудников. Все-таки это целевые средства, поэтому банк должен видеть, что они пойдут именно на выплату заработной платы сотрудникам.
Еще важно соответствие деятельности компании основному коду ОКВЭД, обороты должны проходить по данному направлению.
При этом еще раз подчеркну, что результаты по данному кредитному продукту у нас есть.
– Можно ли реструктуризировать выданный ранее кредит от ПСБ?
– Безусловно. Здесь необходимо соответствовать двум базовым условиям. Первое: если сфера деятельности клиента относится к списку отраслей, наиболее пострадавших от пандемии. И второе – если задолженность не превышает 150 млн рублей. Причем этот кредит мог быть выдан единовременно, либо это могла быть кредитная линия, не важно, возобновляемая или нет.
– Как выстроено взаимодействие с клиентами банка сейчас, в режиме самоизоляции? ПСБ обеспечивает социальную дистанцию?
– Что касается корпоративного сектора, то мы и раньше делали упор на удаленном сервисе для наших клиентов. Это уже сложившаяся практика. Такой принцип работы дает возможность обмениваться электронными документами, подписанными электронной подписью. Удобно всем, особенно иногородним клиентам. Так, мы принимаем, например, заявления на выдачу траншей. В последующем оригиналы документов нужны, потому что это нормативы ЦБ, но такая схема позволяет ускорять процесс. Так что удаленное обслуживание работало и раньше, и сейчас мы не останавливались ни на один день. Ситуация с самоизоляцией только подтвердила, что мы на правильном пути в плане развития дистанционных каналов.
Если говорить о физических лицах, то мы рассредоточили наших операционистов, перенаправили потоки клиентов, обеспечили всех дополнительными мерами защиты, такими, как, например, экраны и нанесение разметки. Конечно же, вели активную пропаганду по использованию электронной почты для обмена документами.
– Люди идут за получением кредитных каникул?
– Обращения, конечно, есть. При этом каникулы на два месяца были в ПСБ всегда, сейчас их увеличили до полугода. Реструктуризацию можно оформить дистанционно, необходимо только прийти подписать заявление. Но это пока, а со временем и этот процесс мы тоже автоматизируем.
Могу похвалиться, что мы выдали первый ипотечный кредит под 6 % годовых. Обратите внимание, программа предусматривает 6,5 %, а наше условие на 0,5 процента ниже регламентированных ставок. Важно, что программа была запущена Правительством РФ 20 апреля, а мы в достаточно короткие сроки выдали такой кредит. Это к вопросу о быстроте сервисов ПСБ.
– Что еще нового предлагает ПСБ или предложит в ближайшем будущем?
– У нас доработан ряд программ, действовавших ранее. Например, программа Минэкономразвития по кредитованию под 8,5 %. Сейчас упрощен подход к ней. Если говорить предметно, то снято требование по предоставлению справки об отсутствии задолженности по налогам. Расширены возможности по применению этих средств. Ранее их допускалось направлять только на инвестиционные цели, теперь возможно пополнение оборотных средств.
Банк запустил онлайн-факторинг. Первые сделки уже пошли. Продукт позволяет по двум документам оформить факторинговое финансирование. Ориентирован он на торговые сети. Мы решили его сделать легким и удобным, заинтересовать клиента скоростью принятия решения. По итогам 2-го квартала можно будет уже озвучивать первые итоги. Думаю, этот продукт будет востребован. Подобный продукт мы ожидаем и по лизингу. При соблюдении критериев продукта не будет необходимости в глубоком анализе предприятия, то есть подтверждения истории, контрактной базы за несколько лет для его одобрения. К третьему кварталу, предполагаю, деловая активность начнет восстанавливаться и этот продукт у нас появится.
Мы по-прежнему продолжаем развивать электронные банковские гарантии. По ним есть ряд ограничений, хотя спрос периодически превышает их. Есть компании, которые готовы брать гораздо больше банковских гарантий, чем регламент позволяет давать. Здесь необходимо искать баланс между потребностью и рисками. Но горизонты будут расширяться.
– Трендовый термин, который уже напрямую относят к банкам, – экосистема. Как в этом плане работает ПСБ?
– Мы развиваемся и в этом направлении. У нас есть полноценные системы «ПСБ-онлайн» для юридических лиц и «ПСБ-ритейл» – для физических. «ПСБ-ритейл» весьма интересный продукт – своего рода искусственный интеллект, который дает владельцу подсказку при принятии решения о покупке. К примеру, оплата с помощью карты какой платежной системы даст владельцу большую скидку или больший кэшбэк в конкретном магазине. Вообще, такие продукты, как карты, необходимо нацеливать на интересы того сегмента, для которого они выпущены. Так, пенсионные карты «Мир» от ПСБ бесплатны и дают кэшбэк с покупок в аптеках 3 %, а на остаток свыше 3 000 рублей – 5 %. Это то, что наиболее интересно пожилым людям.
Если вернуться в сегмент юрлиц, то здесь активно идет выстраивание экосистемы. ПСБ уже предлагает услугу по ведению бухгалтерии клиента. Это продукт «Свое дело». Пусть он пока решает не слишком сложные кейсы. Важно, что выигрывают все. Когда банк будет видеть деятельность предприятия, знать насколько оно устойчиво, тогда клиент будет иметь возможность избегать этапа сбора и подачи пакета документов. Все будет решаться в один клик. Кроме того, если наладить взаимодействие, к примеру, с Пенсионным фондом, то сотрудники предприятия тоже получат некий бонус: при достижении пенсионного возраста отпадет необходимость самому нести документы, они будут направлены банком.
Это лишь точечные примеры возможностей, которые будут открыты для клиентов банка в недалеком будущем. Вирус закончится, экономика восстановится и потребует новых продуктов, которые мы готовы будем дать.