Доллар США $ — 00,00 руб. Евро € — 00,00 руб. Юань ¥ — 00,00 руб. Тенге ₸ — 00,00 руб.

Со свалки истории на свалку «с историей»

Реализуя «мусорную» реформу, Россия сейчас переживает исторический момент: мы или так и останемся страной «третьего мира», не перейдя на новые стандарты переработки отходов, или научимся ответственно утилизировать мусор, воспитаем поколение людей с экомышлением, а каждой свалке и мусорному баку дадим «прописку» с закрепленным кругом ответственных лиц.

Как сегодня работает система обращения с твердыми коммунальными отходами? Какие проблемы остаются актуальными для процесса снижения мусорной нагрузки на окружающую среду? Кто остается за бортом коммунальной реформы? Ищем ответы на эти и другие вопросы.

Необходимость коммунальной, или «мусорной», реформы в России назревала последние 40 лет. Примерно столько потребовалось европейским странам для создания цивилизованной системы обращения с отходами. Когда в Германии или, скажем, в Швеции учились утилизировать, а главное – перерабатывать бытовые отходы, в России все шло обычным, еще советским чередом. К моменту старта коммунальной реформы в стране было накоплено порядка 40 млрд тонн отходов, прираставших на катастрофические 70 млн тонн ежегодно.

Вместе с ростом объемов за последние годы значительно изменился качественный состав мусора, в котором стало больше пластика, полимеров, отходов, содержащих токсичные и трудноразлагающиеся вещества. При этом к началу 2019 года в России утилизировалось не более 5 (!) % мусора.

Коммунальная реформа системы обращения с ТКО стартовала 1 января 2019 года в 80 субъектах Федерации. Цели ее конкретные и однозначно благие: перевести всю работу с мусором на рыночные рельсы, вывести «из тени» и придать ей правовые основы; организовать раздельный сбор мусора и его переработку; сократить количество свалок. Есть еще важная цель – поднять уровень экологической ответственности в обществе, воспитать культуру обращения с мусором.

Старт реформы показал, что общество еще не дозрело для одномоментного перехода от старой, необременительной для потребителя системы обращения с ТКО к новой, более ответственной и более дорогой. Сегодня все части этой системы пока притираются, по оценкам специалистов, на это уйдет еще год-полтора.

Зоны ответственности

Нормативной базой коммунальной реформы являются Постановление Правительства РФ «Об обращении с твердыми коммунальными отходами», Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (в редакции от 27.12.2019 г.), а также ряд нормативных актов, конкретизирующих взаимоотношения в сфере обращения с ТКО.

Коммунальная реформа расставила все по своим местам. Курирует работу системы обращения с ТКО министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области. Контроль за работой «мусорной системы» осуществляют в области соблюдения законодательства прокуратура, в подведомственных направлениях – Роспотребнадзор и Росприроднадзор. На уровне субъекта РФ определяется региональный оператор по обращению с ТКО и формируются тарифы на вывоз мусора (в Оренбургской области это ООО «Природа») – в его обязанности входит транспортировка мусора. А вот по другим участникам все гораздо интереснее. Реформаторы четко прописали обязанности муниципалитета – это создание и содержание полигонов накопления ТКО, мусорных площадок, находящихся на муниципальной земле. Управляющие компании по закону также обязаны обслуживать места накопления ТКО, то есть контейнерные площадки. Для многих регионов страны это по сей день повод для дискуссий и споров. Ведь есть подросший тариф, есть регоператор – разве не он несет ответственность за весь мусор?  Отвечает, но только за вывоз и только при единой работе всех вышеперечисленных героев «мусорной» реформы. И тут появляются подводные камни.

Справка ФЭБ

В Оренбургской области в сфере обращения с ТКО занято порядка 1 000 человек, из них более 700 – работники регионального оператора ООО «Природа». В автопарке ООО «Природа» – 150 единиц спецтехники.

Объем вывоза мусора, заявленный в территориальной схеме обращения с ТКО, – 730 тыс. тонн в год. За 2019 год на полигоны вывезено порядка 0,5 млн тонн бытового мусора. Сегодня в среднем вывозится 1 000 – 1 200 тонн в день.

Подводные камни

С точки зрения потребителей услуг по вывозу и дальнейшей утилизации ТКО главная проблема – непорядок на контейнерных площадках, включая места для складирования крупногабаритного мусора. Площадки – это места, где пересекаются полномочия и ответственность муниципалитетов и регоператора, и относительный порядок здесь достижим при желании и заинтересованности сторон выстраивать диалог.

А вот потребителю без разницы, кто из участников мусорооборота за что отвечает. Он уверен на все сто: заплатил по коммунальному квитку, выбросил ненужное на мусорку – дальше, кому надо, разберутся. Между тем именно потребитель услуг, он же производитель мусора, является ключевым звеном коммунальной реформы. Он является нарушителем, и на него же нацелены благие намерения по воспитанию «мусорной культуры», которая рано или поздно выльется в обязанность раздельного сбора мусора перед его отправкой на контейнерную площадку. Как в Европе, до которой нам пока очень далеко. Кстати, так же как и до европейских тарифов.

Сегодня в российских регионах разница по тарифам весьма ощутимая – от 40,2 руб. в Республике Крым до 184,8 руб. в Воронежской области для жильцов многоквартирных домов. Разбег значительный. Оренбуржье в этом плане в середняках с тарифом в 75 рублей. Но даже воронежские 185 рублей не идут ни в какое сравнение с берлинскими 85 евро и обязанностью сортировать мусор перед его отправкой на утилизацию.

Не менее актуальной для коммунальной реформы остается вопрос полигонов. Они находятся в муниципальном ведении, и территориальные власти либо обслуживают их своими силами, либо отдают частнику по концессионному соглашению. Содержание полигонов ТКО – системная проблема, в большей или меньшей степени касающаяся всех российских регионов. В Оренбургской области в территориальную схему обращения с ТКО включено 11 полигонов. Из них фактически работает 10. А из этого десятка выполняет свои функции по первичной сортировке отходов половина. Недавнее увеличение тарифа на несколько рублей в Оренбургской области связано как раз с тем, что модернизация полигонов требует немалых вложений.

По-прежнему проблемным остается и вхождение в цивилизованный мусорооборот сельских населенных пунктов, где продолжают расти несанкционированные и необорудованные свалки. Для решения этой проблемы требуется как время, чтобы люди привыкли нести мусор на контейнерные площадки, а не за околицу, так и деньги, которые муниципальные образования должны изыскивать для организации этих самых контейнерных площадок. Плюс региональный оператор должен включать в логистическую схему все новые населенные пункты, которые зачастую удалены от административных центров, не обладают качественной дорожной инфраструктурой и малонаселены.

Оренбургский саботаж

С началом лета областной центр пережил настоящий «мусорный» бум: придомовые площадки мгновенно переполнялись за счет строительного мусора, ящиков и картонной упаковки, а оператор вынужден был перейти на круглосуточный вывоз отходов. Проблема достигла пика за счет тех, кто коммунальную реформу саботирует. Прежде всего речь идет о юридических лицах. Большинство из хозяйствующих субъектов не желают платить за вывоз ТКО. В месяц в качестве оплаты за вывоз мусора в регионе собирается порядка 135 млн рублей. Из них на долю юридических лиц приходится менее 10 %. Хотя законодательство обязывает юридические лица и индивидуальных предпринимателей заключать прямой договор на вывоз мусора. Даже тех, кто у кого нулевая отчетность.

Кроме юрлиц за бортом коммунальной реформы сознательно остаются садоводческие некоммерческие товарищества в окрестностях Оренбурга и, в меньшей степени, Орска, Новотроицка и Бузулука. Сегодня реальной картины с СНТ не знает никто. А ведь многие садоводческие товарищества фактически уже являются частью городов. Люди там живут круглый год, пользуются имеющимися контейнерными площадками, но деньги за вывоз мусора не платят. Примеры – дачные массивы поселка Южный Урал, поселка Пригородный, Зауралья, поселка им. Ленина, расположенные неподалеку от Оренбурга, и ряд подобных.

В Оренбурге пока не было ни одного показательного процесса или громкого разбора в СМИ, где действия юрлица, чьи отходы в десятки раз превышают ТКО обычной семьи, или СНТ, закрывающего глаза на действия своих жителей, предавались огласке. Рассчитывать на бурный всплеск сознательности саботажников не приходится. Решить проблему неплательщиков можно лишь планомерной работой органов власти с привлечением прокуратуры и, возможно, налоговых органов, которые обладают исчерпывающей информацией о хозяйствующих субъектах, и, конечно, регоператора, напрямую заинтересованного в большем охвате населения, в том числе с точки зрения получения прибыли. Еще один путь – непопулярный пока в нашем регионе – это ответственный подход. За ту территорию, где строишь бизнес, где растут твои дети, где живут родители, коллеги, друзья.

В реформе заинтересованы все

Виктор Доценко, директор ООО «Природа» — регионального оператора по обращению с ТКО на территории Оренбургской области:

– В коммунальной реформе должны быть заинтересованы все: люди и хозяйствующие субъекты, административные органы, начиная с Росприроднадзора и Роспотребнадзора, полиция, прокуратура, муниципалитеты, службы ЖКХ и региональные операторы. 2019 год был стартовым, когда система обращения ТКО проходила начальный этап. Сегодня работа налажена, но мы еще мало находимся в этом времени, все еще должно прийти в соответствие, войти в режим равновесия. Это касается всех регионов.

До начала коммунальной реформы мусор никогда не собирался и не учитывался в таких объемах, какие нам показал первый год работы. И то, что сегодня мы работаем в тех населенных пунктах, где раньше мусор просто за околицу вывозился, – это серьезный шаг. Мы регулярно увеличиваем зону покрытия, включая в схему обращения ТКО новые сельские населенные пункты. Соответственно растут объемы. Если сравнивать с 2019 годом, то у нас практически по всем территориям идет увеличение от 15 % до 20 %.

Будет ли переработка

Одним из ожидаемых результатов «мусорной» реформы является рост объемов утилизации ТКО. В 2024 году планируется увеличить ее до 60 % от объемов собираемого мусора. В 2030 году – уже 95 %. Для этого в России должны заработать 130 перерабатывающих комплексов. Такое количество пунктов переработки, по расчетам инициаторов реформы, позволит ликвидировать все несанкционированные свалки и развить эффективную структуру переработки.

Организовать глубокую переработку ТКО в Оренбургской области пока невыгодно – объемы выделенных полезных фракций у нас не настолько велики, чтобы экономически оправдать инвестиции, требуемые для строительства хотя бы одного мусороперерабатывающего завода.

Сейчас прорабатывается вариант кооперации с соседями – Башкортостаном, Татарстаном и даже Республикой Казахстан. Но он находится на начальной стадии обсуждения.

Вместо эпилога

Европейские страны идут к теме цивилизованной утилизации мусора треть века, США – с конца 80-х, Россия – в самом начале пути. Сколько лет нам потребуется, пока не знает никто. Но осваивать непростую науку россиянам придется. Альтернатива этому слишком непривлекательна.