Эксперты и книги знают: Оренбургская область уникальна не только своей многонациональностью, богатыми запасами топливных ресурсов и пуховым платком. Наш степной край обладает и особенными климатическими условиями, выходящими далеко за рамки «резко континентального» климата. Свежий горный воздух предгорий Южного Урала, реки, запасы минеральных веществ, лесные зоны создали целую инфраструктуру санаторно-курортного лечения, которая расширяется каждый год. Но будем справедливы: в соседнем Башкортостане, например, климатические условия гораздо более благоприятны для развития этой инфраструктуры. Так можем ли мы соперничать с таким соседом? И вообще, есть ли в нашем регионе санатории, отвечающие современным требованиям медицины и сервиса? Об этом мы беседуем с нашим постоянным экспертом – Салимом Чолояном, председателем комитета Законодательного собрания Оренбургской области по здравоохранению.
— Салим Бахшоевич, в нашей области еще с советского времени сформирована санаторно-курортная база. Каково состояние этой базы сейчас?
— Сегодня эта система насчитывает около 30 учреждений, примерно половина из которых относится к государственной и муниципальной системе здравоохранения, а вторая половина – частные учреждения. Все санатории и профилактории оказывают широкий спектр услуг взрослым и детям, такие как лечение заболеваний нервной, костно-мышечной системы, органов дыхания, профессиональных заболеваний и других. Выбирая санатории Оренбургской области по направлению лечения, необходимо обратить внимание на расположение лечебно-оздоровительного учреждения на карте региона. Так, санатории, специализирующиеся на оздоровлении органов дыхания располагаются, преимущественно, на юге области и используют в лечении сухой степной местный климат и уникальные соляные рудники для спелеотерапии. Свежий горный воздух предгорий Южного Урала поможет поправить здоровье в санаториях Гайского и Новоорского районов. А привычная российская лесостепная зона с обилием различных трав, лиственных лесов и более мягким фоном расположена в Бузулукском и других районах. Среди санаториев могу отметить такие, как «Озон», «Строитель», «Солнечный», «Бузулукский бор», «Гай» и др.
— Еще в СССР была построена система, при которой практически у каждого крупного предприятия был свой подведомственный санаторий, куда сотрудники и их семьи направлялись в качестве некоего бонуса. Эта система существует до сих пор?
— В какой-то степени, да. У оренбургских предприятий, например, у газовиков, нефтяников, энергетиков, есть свои санатории, как вы их назвали, подведомственные. Их мы относим к частным. Так, ООО «Озон» входит в систему оренбургских предприятий Газпрома, ОАО «Санаторий-профилакторий «Солнечный» относится к ОАО «Оренбургэнерго» и др. Однако сегодня практически все эти учреждения являются частными, поэтому, как раньше, не зависят от финансирования своими предприятиями. Сегодня эти они зарабатывают сами: продают путевки на лечение, участвуют в торгах на реализацию путевок от органов социальной защиты населения, оказывают дополнительный спектр платных услуг и т.д. Санаторий сегодня – это учреждение, самостоятельно ведущее хозяйственную деятельность, а значит, оно работает в абсолютно рыночных условиях.
— И все-таки подведомственность осталась?
— Да, отдельные учреждения получают финансирование от своих предприятий, но не как раньше в неограниченных объемах, а только после защиты бизнес-плана. Это и есть рынок.
— А в этих условиях мы можем конкурировать с соседними регионами, имеющими давние санаторно-курортные традиции, например, с республиками Татарстан и Башкортостан?
— Безусловно, можем. Здесь имеют значение многие факторы. Во-первых, благодаря сочетанию различных климатических зон и природных факторов, санаторно-курортная индустрия нашей области отличается от своих соседей значительным многообразием возможностей, как для оздоровления, так и для обычного отдыха в благоприятных экологических условиях. Во-вторых, цена путевки: ни для кого не секрет, сколько стоит 10-дневная путевка в башкирский санаторий «Янгантау» (к примеру). В оренбургский санаторий путевка может стоить дешевле, но не потому, что качество оказываемых услуг ниже. Просто «Янгантау» – более известный санаторий. В его маркетинг вложены средства, чего нашим санаториям не хватает.
Снова скажу про «Озон» — это санаторий очень высокого уровня. Здесь установлено современное физиотерапевтическое оборудование, работают профессиональные кадры, созданы очень хорошие бытовые условия, система досуга отдыхающих. Благодаря этому «Озон» достойно конкурирует с учреждениями из других регионов.
— Вы упомянули систему торгов по линии органов соцзащиты населения. Расскажите подробнее, все ли санатории могут участвовать в этих торгах.
— В настоящее время существуют категории граждан, которые по той или иной причине получают льготы на санаторно-курортное лечение. Это касается как взрослого, так и детского населения. Это социально незащищенные слои населения, семьи, доходы которых ниже прожиточного минимума, инвалиды и др. Какие-то категории граждан имеют право на бесплатные путевки в санатории, кому-то органы социальной защиты населения предоставляют 50-процентную скидку на лечение. Выбирая санатории, куда направлять своих подопечных, органы соцзащиты проводят торги. Теоретически любой санаторий может в них участвовать, но, конечно же, при этом он должен соответствовать определенным критериям, и, как того требует 94-й закон, предоставлять соответствующий уровень услуг по определенной стоимости. К примеру, по итогам торгов этого года органы социальной защиты реализуют сертификаты на отдых одного ребенка за 18 000 рублей.
— Существует ли проблема сезонности для оренбургских санаториев и здравниц?
— Конечно, существует. Самый оживленный период в этих учреждениях, безусловно, весна-лето. Но, тем не менее, все санатории работают круглый год и принимают пациентов и зимой, и летом. Ведь в санаторий приезжают не просто для того, чтобы сменить обстановку, подышать воздухом, насладиться купанием, как на море. В санаторий приезжают, чтобы получить определенный спектр услуг согласно направлению врача. А лечение и всевозможные приятные процедуры (гидромассаж, грязелечение, физиотерапия и др.) не противопоказаны ни в какой сезон.
— Предъявляются ли какие-либо особенные требования к персоналу санаториев?
— В первую очередь, в санаторно-курортных учреждениях работают специалисты с высшим образованием, которые прошли дополнительное обучение. К примеру, терапевт по диплому в санатории работает физиотерапевтом, поэтому он в обязательном порядке проходит дополнительные курсы в течение 560 часов. Кроме того, немаловажным фактором является психологические особенности общения с пациентами. Ведь очень важно, чтобы пациент избавился от ощущения себя больным, немощным, и почувствовал себя здоровым и полноценным. К сожалению, есть заболевания, которые невозможно вылечить полностью, и пациент этого не ждет от врача, медсестры и др. В санаторий же пациент приезжает с другой целью – получить оздоровительное лечение, которое после комплекса пройденных им ранее медикаментозных мероприятий должно усилить эффект от лечения, прибавить ему сил, веры в себя, и здесь очень важно, как персонал с ним обращается. Поэтому сотрудники санаториев строят свой подход к оздоровлению по принципу «медицина без больницы». Персонал санатория видит и чувствует настрой пациента: если он уезжает в хорошем настроении и блестящими глазами, это значит, что его пребывание здесь не прошло зря.
— Каковы перспективы санаторно-курортной инфраструктуры нашей области?
— Я думаю, самые лучшие. Имеющиеся у нас санаторно-курортные базы отвечают всем требованиям, предъявляемым к учреждениям данного типа. Все они работают согласно выданным минздравом Оренбургской области лицензиям. Но, учитывая затратность санаторно-курортной помощи и недостаточное финансирование этой сферы, а также высокую потребность этого вида медицинской помощи среди населения, скорее всего, дальнейшее развитие инфраструктуры будет развиваться за счет частных структур. А при должном внимании к этой сфере здравоохранения со стороны как государственных органов, так и собственников этих учреждений, при постоянном совершенствовании сервиса, оборудования, привлечении профессиональных кадров, освоении новых методов лечения оренбургские здравницы будут принимать все большее число пациентов, а значит, выполнять свою прямую миссию – заниматься оздоровлением нашего населения.