Доллар США $ — 00,00 руб. Евро € — 00,00 руб. Юань ¥ — 00,00 руб. Тенге ₸ — 00,00 руб.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕРЯЕТ НА СЕБЯ СТАНДАРТ

– Наталья Олеговна, экономическое министерство регулирует всю работу по привлечению инвесторов. Но, согласитесь, многое зависит от личной позиции губернатора региона и его вовлеченности в данный процесс…

– Личная порядочность и ответственность губернатора – важнейшая составляющая регионального инвестиционного климата. Так же как его способность вовлечь в этот процесс подчинённых, создать команду, способную обеспечить честную конкуренцию и равный подход ко всем инвесторам. Такая практика работает во многих передовых регионах. И мы к этому движемся.

Немалую роль в успешности будущего проекта играет доступность для предпринимателя первых лиц области. Юрий Александрович Берг лично встречается со всеми крупными инвесторами, приходящими в область с реальными проектами. Ни для кого не секрет, что его мобильный телефон доступен 24 часа в сутки, и при возникновении проблем губернатор незамедлительно реагирует на них с целью скорейшего разрешения. Ведь конкуренция за идею и капитал сегодня между регионами очень жесткая. Инвестор приходит не просто на территории, а в конкретный регион и сталкивается с конкретными проблемами.

– А министерство чем может помочь?

– Я бы не стала выделять отдельно Минэкономразвития от всего правительства. Сегодня всем министерствам поставлена задача по привлечению инвестиций. Сегодня в нашем регионе для поддержки инвестиционного развития используются разнообразные финансовые инструменты и механизмы:

— налоговые льготы;

— компенсации части процентной ставки по кредитам;

— государственные гарантии;

— отсрочки по налоговым платежам;

— прямое финансирование за счет региональной инвестиционной инфраструктуры.

Борьба за привлечение инвестиций обязывает руководство регионов создавать максимально комфортные условия для инициаторов инвестиционных проектов, заявляющихся на получение государственной поддержки.

– Какую роль тогда во всем этом играет Корпорация развития Оренбургской области?

– Практика показывает, что наибольших успехов добиваются регионы, в которых создан и работает регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна». Для обеспечения инвесторам режима «одного окна» необходимо наличие специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами. В Оренбуржье с этой целью и создано ОАО «Корпорация развития Оренбургской области».

Помимо прямого финансового участия в инвестиционных проектах, оно выступает как уполномоченная организация по содействию в реализации инвестиционных проектов, рассматривает обращения инвесторов, желающих реализовать инвестиционные проекты на территории области; оказывает по их запросу информационную, правовую и организационную поддержку; взаимодействует с федеральными и региональными органами государственной власти, местным самоуправлением по вопросам сопровождения инвестиционных проектов.

– Это все общо, а можете подробнее рассказать: вот я инвестор, пришел в корпорацию с хорошим проектом, а дальше что?

– При поступлении заявки инициатора инвестиционного проекта органы исполнительной власти Оренбургской области в срок, не превышающий 5 рабочих дней с момента ее поступления, производят регистрацию заявки и выносят мотивированное заключение о возможных мерах государственной поддержки, на которые может претендовать инициатор инвестиционных проектов. А именно:

1) сокращение органами исполнительной власти сроков рассмотрения вопросов, возникающих в ходе реализации инвестиционного проекта, входящих в их компетенцию;

2) координация своевременного получения инициатором инвестиционного проекта необходимых согласований и разрешений в органах исполнительной власти Оренбургской области;

3) поддержка ходатайств и обращений инициатора инвестиционного проекта в органы исполнительной власти Оренбургской области;

4) содействие инвесторам при обращении в федеральные органы государственной власти, органы местного самоуправления в Оренбургской области и организации по вопросам, связанным с инвестиционной деятельностью;

5) содействие инвесторам в подборе площадей и земельных участков в соответствии с параметрами инвестиционного проекта;

6) стимулирование участия инвестиционных проектов в международных, общероссийских и региональных выставках, форумах, в том числе посредством информирования инициаторов инвестиционных проектов о планируемых выставках, форумах;

7) оказание консультационной и организационной поддержки инициаторам инвестиционных проектов, в том числе при оформлении заявок на получение финансирования региональных и федеральных институтов развития, инвестиционных и венчурных фондов, частных инвесторов, кредитно-финансовых учреждений;

8) создание и развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности, обеспечивающей необходимый комплекс услуг для инвесторов, в том числе инфраструктуры аудиторских, консалтинговых и страховых услуг;

9) развитие системы информационного обеспечения инвесторов, в том числе посредством:

— формирования и мониторинга базы данных по инвестиционным и инновационным проектам, планируемым к реализации на территории Оренбургской области;

— формирования и мониторинга базы данных свободных производственных площадей, земельных участков на территории Оренбургской области, включая сопутствующую производственную инфраструктуру;

— оказания методической и консультационной помощи инвесторам;

— организации выставок и ярмарок инвестиционных проектов, планируемых к реализации и реализуемых в Оренбургской области;

— публикации информационно-аналитических материалов об инвестиционной деятельности;

10) оказание иных мер поддержки в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области.

– Ого, перечень немаленький. Между тем в нем, да и во всех остальных действиях правительства, четкая система стала прослеживаться относительно недавно. Это результат ведения работы по внедрению стандарта?

– Не только. Для инвестора основополагающим документом, подсказывающим предпринимателю направления развития региона, перспективные виды производств и планируемые меры господдержки для их стимулирования, является Инвестиционная стратегия.

На основании анализа лучшей региональной практики по созданию благоприятного инвестиционного климата разработан ряд так называемых «дорожных карт». Их цель – способствовать созданию комфортных условий для каждого, кто хотел бы заняться своим делом, снижению административных барьеров. Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе – их ключевая составляющая.

– На каком этапе сегодня находится область в борьбе за инвестора? Мы готовы принять его?

– Как показывает статистика, Оренбургская область по темпам экономического развития и производственному потенциалу является одной из ведущих экономик Приволжского федерального округа. В 2012 г. наш регион подтвердил свой рейтинг, присвоенный международным рейтинговым агентством Fitch Ratings. Регион улучшил свои позиции, сменив прогноз со «Стабильного» на «Позитивный».

Инвестиции в основной капитал в Оренбургской области увеличились за последние 10 лет почти в 11,3 раза. За 2012 год в экономику области поступило 406,4 млн долларов иностранных инвестиций, или 68,9 % к уровню 2011 г. Наибольший удельный вес в общем объеме поступивших инвестиций из-за рубежа приходится на прочие инвестиции – 79,4 %, доля прямых инвестиций – 20,2 %.

Если говорить об отраслях, то лидируют металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (152,7 млн долл., или 37,6 % от общего объема инвестиций) и добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (111,4 млн долл., 27,4 %).

С другой стороны, значительная доля инвестиций в основной капитал в регионе на протяжении 10 лет формируется за счет собственных средств. В 2012 г. данное значение составило 114169,2 млн руб., или 75,5 %.

Отрадно, что большую часть инвестиций в основной капитал Оренбургской области в 2012 г. составляют инвестиции в российскую собственность – 137305,5 млн руб. (90,8 %).

В настоящее время в различных видах экономической деятельности на территории Оренбургской области реализуется 31 крупный инвестиционный проект общей стоимостью 255,9 млрд руб.

Стратегия инвестиционного развития Оренбургской области до 2020 года определяет, что мы должны сформировать инвестиционный климат, характеризующийся высоким потенциалом (в виде совокупности высокоэффективных инвестиционных проектов), низким риском и нормативно-законодательной базой, обеспечивающей конструктивное взаимодействие ключевых субъектов инвестиционного процесса.

Стратегической целью является увеличение объема ежегодных инвестиций к 2020 г. до 219,2 млрд руб.

– Что сегодня больше всего беспокоит инвесторов? Какие препятствия и как быстро должен устранить разрабатываемый стандарт?

– И анализ, и встреча с инвесторами показали наличие четырёх ключевых проблем в области инвестиционного климата. Это сохраняющиеся административные барьеры, низкая эффективность региональных органов власти и местного самоуправления, ограниченный кадровый потенциал, нехватка финансовых ресурсов для создания инвестиционной инфраструктуры и развития бизнеса.

Опыт пилотного внедрения показал, что для выполнения всех мероприятий по внедрению стандарта требуется не менее одного года. Это минимальный срок, в течение которого задаются организационные условия для улучшения инвестиционного климата: запускаются инвестиционные сервисы в режиме «одного окна», создается специализированная организация, дорабатывается инвестиционная стратегия региона и внедряются остальные требования стандарта. Однако результаты принятых мер, действенность выбранной модели, например эффективность корпорации развития региона, будет ясна несколько позже. В выборе между сроком и качеством необходимо, безусловно, избрать качество. Ведь оценивать результаты деятельности региональных органов власти по внедрению требований стандарта будет бизнес-сообщество региона, при этом не только специально для этих целей сформированная экспертная группа, но и предпринимательское сообщество в целом.

Часть работы мы уже выполнили. Например, в Оренбуржье создан и действует на постоянной основе общественный совет по улучшению инвестиционного климата. В его состав входят представители органов исполнительной власти, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, инвесторов, общественных объединений предпринимателей, научного сообщества; недавно создан двуязычный инвестиционный портал ORBINVEST.RU, на котором реальный и потенциальный инвестор может найти всю интересующую его информацию: от существующей нормативно-правовой базы и контактов, куда обратиться за поддержкой, до схемы газификации области и плана строительства дорожной инфраструктуры.

– А зачем, собственно, так бороться за инвестора?

– Инвестиции – это вложения в регион, новые рабочие места, зарплата, налоги, а значит – доходы региона. Разумеется, все дополнительные доходы как регионов, так и муниципалитетов должны прежде всего дальше идти на развитие, на создание инфраструктуры, на благоустройство территорий, должны инвестироваться в человеческий потенциал, в здравоохранение и образование. Если регион привлекателен для жизни, если он притягивает лучшие кадры, талантливых, образованных людей – сюда еще больше потянутся инвесторы. Вот такой вот нескончаемый процесс.