Вот уже почти 13 лет аппарат Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) возглавляет Вячеслав Лагуновский.
Он – инженер по образованию и по призванию. Выпускник Казанского авиационного института до приезда в1987 году в Оренбург главным инженером аппаратного завода в 1987 году работал в авиационной, микробиологической и радиотехнической промышленности. Как сильный аналитик и талантливый руководитель Лагуновский был в 1992 году приглашен на работу в администрацию области, где занимался проблемами выхода предприятий региона на международный рынок. В декабре 2000 года его единогласно избрали директором исполнительной дирекции Оренбургского областного союза промышленников и предпринимателей (работодателей). В этой должности он и работает все эти годы.
7 сентября Вячеславу Кашифовичу исполняется 60 лет. Мы поздравляем юбиляра, желаем многих плодотворных лет жизни во благо развития Оренбуржья. Крепкого здоровья, благополучия ему и его близким.
– Вячеслав Кашифович, ощущение такое, что Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Оренбуржья был всегда. И в нем всегда были Вы – его исполнительный директор. Но давайте уточним, когда и как это объединение начиналось? И каковы были цели инициаторов его создания?
– Официальная дата рождения Союза –7 декабря 2000 года. В этот день в Доме Советов в Колонном зале прошла учредительная конференция, на которой Союз был официально создан. Правда, это была не первая попытка объединить оренбургских промышленников. Во второй половине 90-х годов в области было даже два союза: областной – при Павле Гуркалове (он тогда был генеральным директором ОХМК) и городской – при Геннадии Донковцеве (тогда мэр Оренбурга). Но так случилось — время, наверное, было такое, что оба они зачастую использовались в политических целях.
Принципиальное решение о создании единого Союза было принято Алексеем Андреевичем Чернышевым, но вопрос уперся в кандидатуру человека, который хотел бы и мог возглавить эту работу. Возможно, и сегодня это прозвучит для кого-то странно, но я, работая в правительстве области, дал согласие Борису Плохотнюку, который был первым заместителем губернатора, возглавить общественную организацию – объединение промышленников и предпринимателей. Идею создания Союза поддержали многие руководители нашей области. Они же поддержали мою кандидатуру на должность исполнительного директора. На мой вопрос, готовы ли они поддерживать Союз не только морально, но и материально, директора ответили, что готовы. На голосование этот вопрос не ставился, в протокол не заносился. Но к чести директоров, слово свое они сдержали. В этом мы с бухгалтером Союза убедились уже в конце декабря: деньги на счет поступили. Мы могли начать работать.
– И работа эта, судя по официальным отчетам, которые дирекция делает ежегодно, немалая. Что же в ней главное?
– Если говорить в общем, то в становлении цивилизованных отношений между бизнесом и властью, содействии в проведении экономических реформ в области, а также консолидации усилий промышленников и предпринимателей и защите их интересов. Самое трудное и важное — это находить главное направление взаимодействия. Оно может быть одно или несколько. В зависимости от болевых точек в экономике. При этом с самого начала мы стараемся никого не подменять, ни с кем не конкурировать: ни с самими промышленниками, ни с правительственными службами, ни с Торгово-промышленной палатой. Союз – это экспертное сообщество, инициатор определенного направления развития промышленности и бизнеса.
– Тогда такой вопрос: обсуждалась ли в Союзе ситуация, которая может возникнуть в реальном секторе экономики в ближайшей перспективе в связи с присоединением России к ВТО?
– Безусловно! Речь шла, прежде всего, о мерах поддержки уязвимых секторов экономики – от субсидирования процентных ставок по кредитам до госзаказа. И, конечно же, об улучшении качества деловой среды и позиционированию инвестиционной привлекательности региона среди зарубежных и российских инвесторов. Для этого Союзом были предложены поправки в проект регионального закона о государственно-частном партнёрстве и другие нормативно-правовые акты. В июне прошлого года указом губернатора был образован Общественный совет по улучшению инвестиционного климата, в который вошли 9 членов правления ОСПП, с полномочиями готовить рекомендации по господдержке инвестпроектов и оценивать результаты их реализации. Внесены изменения в Порядок формирования реестра приоритетных инвестиционных проектов Оренбургской области, по которым предоставляются меры государственной поддержки. В него включено более 80 проектов от 20 предприятий – членов ОСПП. Продолжается работа с правительством области по предоставлению грантов начинающим предпринимателям и учёным на завершение научно-технических разработок, создание и развитие собственного бизнеса, субсидированию части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченными хозяйствующими субъектами.
– То есть ваша задача: быть еще и посредником между властью и бизнесом?
– Мы стараемся работать в интересах членов содружества, а это в основном директора наших предприятий. По сути – именно они являются и движущей силой Союза, и его заботой. По моему твердому убеждению, должность директора одна из самых сложных. И не только потому, что уровень ответственности, возложенной на этого человека, очень велик — это и производство, и трудовой коллектив, и вышестоящее руководство, и административные органы…
Законодательно он всем обязан. А вот кто бы был обязан ему? Близкая дружба с подчиненными имеет свои изъяны, с вышестоящим начальством — тоже, отношения с другими директорами, как правило, ограничиваются деловыми… С кем ему отвести душу? Разве что в семье, но там о производственных проблемах говорить не принято. Поэтому я свой аппарат настраиваю: директорам надо сочувствовать, надо уметь понимать все сложности этого труда, а если ты на это не способен, то нужно искать работу в другом месте.
– Давайте попробую назвать проблему, о которой говорят почти все директора, в том числе и с трибуны заседаний Союза, причем уже на протяжении многих лет. Это недостаток квалифицированных рабочих кадров. Если буду не права, поправьте.
– Правы. Система профтехобразования в том виде, как она существовала в СССР, и продолжает по сути существовать сейчас, себя исчерпала. Перемены нужны кардинальные. И начинать их нужно со школы. Первое — возрождать уважение к труду. На мой взгляд, нужно вернуть в пятые классы, а то и раньше, уроки труда. В старших классах можно вводить УПК. Тоже неплохо зарекомендовавшие себя в доперестроечные годы. Конечно, говорить о том, что в школе ребенок овладеет профессией, нельзя. Но трудовые навыки он получит. И ему проще будет определиться в жизни. А дальше он должен получить и право и возможность стать профессионалом в избранном деле. Как это, например, делается в Германии, где каждый имеет право один раз в жизни получить финансовую помощь от государства на получение профессии. Я имел возможность знакомиться с этим опытом. К примеру, у меня малое предприятие. Мне нужно пять строителей широкого профиля. Я набираю молодых людей и направляю их на три года в соответствующий учебный центр, где они получают профессию. Финансирование обучения осуществляется за счёт образовательного кредита – эндаумента. Первый год они только учатся и получают стипендию, причем не только в профессиональном учебном центре, но и в общеобразовательном учебном заведении. Второй и третий годы включают практику и соответствующую доплату в виде заработка за произведённую работу. Затем экзамены, которые мои пять кадров сдают бригадным методом: за несколько дней им нужно выстроить тот или иной объект и сдать его независимой комиссии. Только в этом случае учащиеся получают свидетельства о завершении образования и возвращаются на предприятие готовыми специалистами. Получая зарплату, постепенно, небольшими суммами возвращает государству деньги за обучение… Все довольны. Есть и другой опыт.
– А кто или что мешает этот опыт применить?
– Все! И работодатель не готов. У него сейчас спроси: примешь пять школьников, чтобы через три года получить квалифицированных специалистов? Ответ, скорее всего, будет отрицательным. И знаете почему? У нас по КЗоТу, если ты принял на работу ученика, то ты и будешь платить ему зарплату с первого дня, когда он еще ничего не умеет делать. Это с одной стороны. А с другой – училища, в которых готовят специалистов неизвестно для кого. Директора профобразования тоже не готовы к переменам. Да, они жалуются: проблем масса, зарплата низкая, нет кадров. Но при этом держатся за то, что имеют. Предлагаю: давайте примем решение. Мы готовы взвалить на себя ответственность и взять училища под крышу промышленников, платить педагогам и мастерам зарплату. Я предлагал нашему министерству образования передать нам материально-техническую базу, и мы будем готовить рабочие кадры. Пока понимания не нашел… Вот и получается, что государство упирается: учит неким рабочим профессиям, тратит на это немалые деньги, а предприятиями эти кадры не востребованы.
– Что делать?
– Не оставлять проблему без внимания. Использовать для ее решения различные инструменты. Например, Союз начал проводить работу по внедрению на предприятиях Оренбургской области профессиональных стандартов. Плюс развитие конкурсного движения. В нем уже приняли участие тысячи специалистов различных профессий от 250 организаций области. По решению правления ОСПП в конкурсную программу включены процедуры по оценке квалификационного уровня этих специалистов. Прошли независимую сертификацию уже несколько сот человек. К уже проводимым конкурсам профмастерства были добавлены новые: среди электрослесарей, электромонтеров; специалистов по работе с персоналом и организации контроля качества. На очереди – работники сферы гостеприимства. Любой труд почетен. Если человек предан своей профессии, если он ею овладел в совершенстве, то он обязательно должен получать уважение в обществе и моральное удовлетворение. А это очень важно.
– Согласитесь, что кроме морального удовлетворения обязательно нужно и материальное. Человек должен быть уверен, что, получив ту или иную профессию и преуспев в ней, сможет обеспечить достойную жизнь себе и своей семье.
– Безусловно. И такая возможность есть. К примеру, квалифицированный сварщик уже сейчас зарабатывает 50–60 тысяч рублей в месяц. Только слепой не видит, как не мытьем так катаньем возрождается уважение к рабочим профессиям. Их ждут на наших предприятиях.
– Я понимаю, что Союз занимается большим кругом вопросов: повышением конкурентоспособности наших предприятий, формированием условий для их модернизации и роста эффективности труда; как областное объединение работодателей много внимания уделяет внедрению в бизнес-среде принципов социального партнёрства и многое другое. Но есть определенные рамки журнального формата. Спасибо за интересный разговор. Еще раз: с юбилеем! Пусть сбываются Ваши мечты, в том числе и связанные с Союзом предпринимателей. Удачи Вам!