Доллар США $ — 00,00 руб. Евро € — 00,00 руб. Юань ¥ — 00,00 руб. Тенге ₸ — 00,00 руб.

Анализ основных положений Федерального закона № 248-ФЗ от 31.01.2020

C 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Реализация положений нового Закона должна привести: к уменьшению непосредственного взаимодействия контролируемых лиц и контрольных органов, повысить гарантии контролируемых лиц, цифровизации системы контроля, за счет которой снизятся издержки граждан и организаций.

Госконтроль – это деятельность контролирующих органов, которая направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований.

Закон о госконтроле закрепляет приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольным (надзорным).

Контрольно-надзорные мероприятия проводятся лишь в случае недостаточности и (или) неэффективности негосударственных форм обеспечения соблюдения обязательных требований.

Предусмотрены, в частности, следующие профилактические мероприятия:

— меры стимулирования добросовестности;

— самообследование;

— информирование;

— консультирование;

— обобщение правоприменительной практики и другие.

Участие в профилактических мероприятиях – право, а не обязанность контролируемых лиц, на их проведение необходимо получать их согласие.

Закон предусматривает переход на онлайн-взаимодействие.

Составление документов контрольно-надзорными органами будет осуществляться в электронной форме с подписанием усиленной ЭЦП. До 31 декабря 2021 года сохранится возможность направления документов в адрес юридического лица и ИП на бумажном носителе в ряде случаев, например, в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме либо по запросу такого лица.

Отдельная глава в Законе посвящена информационному обеспечению.

Проведение каждого контрольного мероприятия должно фиксироваться в информационных системах и реестрах.

В целях информационного обеспечения создаются:

1) единый реестр всех видов контроля;

2) единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;

3) информационная система досудебного обжалования;

4) реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований;

5) информационные системы контрольных (надзорных) органов.

Информационные системы контрольных органов должны обеспечивать передачу необходимых сведений в единый реестр видов контроля и единый реестр контрольных мероприятий.

В случае отсутствия в информационной системе сведений о контрольно-надзорном мероприятии либо отдельном его действии такие мероприятия (действия) не приобретают юридического значения, а инспектор не допускается на объект.

Все сведения, как о действиях контролеров, так и о соблюдении обязательных требований контролируемыми лицами, должны быть доступны в информационных системах в режиме реального времени.

Закон о госконтроле отказывается от использования проверок как основного инструмента контроля и смещает акцент на иные контрольно-надзорные мероприятия (контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит и другие).

Общий срок проведения документарной и выездной проверок сокращен до 10 рабочих дней.

Смысл в том, что цели госконтроля будут достигаться при помощи более мягких и менее затратных методов, не предполагающих непосредственной взаимодействие.

Предусмотрен досудебный порядок обжалования решений, а также действий (бездействий) контрольного (надзорного) органа.

Начальник отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей младший советник юстиции Банников К.В.