Минстрой предлагает включать в тарифы на тепло и воду расходы на строительство и обслуживание «цифровой инфраструктуры», включая установку умных приборов учета. В некоторых регионах это может привести к росту общего платежа за ЖКХ сверх инфляции. ФАС выступает против изменений принципов расчета платежа. Долгие годы регуляторы сдерживали индексацию тарифов на уровне 3−6%, считая их рост сверх инфляции вполне ожидаемым.
Минстрой нашел источник финансирования для цифровизации отрасли теплоснабжения и водоснабжения. Расходы на создание и обслуживание «цифровой инфраструктуры», в том числе программ, сайтов и «технических средств», предлагается включать в тариф на тепло и воду.
Минстрой направил соответствующий проект постановления правительства в профильные ведомства. В министерстве отметили, что инициатива позволит включать в инвестиционные программы компаний «IT-мероприятия, в том числе умные системы учета».
Увеличение тарифов на воду и тепло может помочь Минстрою провести масштабную цифровизацию строительной отрасли и ЖКХ стоимостью 393 млрд. руб. до 2030 года. Речь идет об установке типовых систем управления снабжения ресурсами, включая интеллектуальные приборы учета, умные датчики, системы контроля зданий и т. д. Цифровые системы, надеются в Минстрое, снизят аварийность инфраструктуры и повысят срок ее службы.
Вместе с тем поправки Минстроя могут привести к росту общего платежа за коммунальные услуги выше инфляции, следует из проекта постановления.
Рост общего платежа ограничен предельным индексом. Согласно документу, индекс в отдельном муниципальном образовании можно будет установить выше регионального уровня.
В ФАС уже сказали, что «не поддерживают изменения принципов предельных индексов платы граждан». Меры защиты граждан от необоснованного роста цен за ЖКХ должны оставаться прежними, считают в службе. В ФАС также подчеркивают, что возможность учета затрат, в том числе и на цифровизацию, уже предусмотрена законодательством: для этого требуется обосновать ее необходимость.
В Минстрое заявили, что поправки «не повлияют на величину тарифов на коммунальные услуги для населения, поскольку индексы изменения платы граждан утверждаются в конце года распоряжением правительства».
В Совете производителей энергии поддерживают возможность учета в тарифе расходов на внедрение и эксплуатацию цифровой инфраструктуры. Сейчас возможность «включения таких расходов в тариф напрямую не предусмотрена», утверждают там. Регулирование тарифов не меняется и сохраняется ограничение роста тарифа индексом изменения размера платы граждан, говорят в ассоциации.
В «Т Плюс» сообщили, что заинтересованы в инициативе Минстроя. «Наши расходы на программное обеспечение и информационную безопасность растут. Чтобы обеспечить качественную работу IT-инфраструктуры, от которой зависят многие процессы, необходимы источники. С внедрением цифровой инфраструктуры будет возрастать и качество услуг», — пояснили в компании.
Во втором полугодии 2022 года в городах-миллионниках плата за ЖКУ составит 6−11 тыс. руб. на семью из трех человек в двухкомнатной квартире, согласно информации Института проблем естественных монополий. Тепло- и водоснабжение — основная статья в структуре платы за ЖКУ (51−67%). В текущем году налицо дисбаланс между тарифами за ЖКУ и инфляцией. В таких условиях можно сокращать издержки ресурсоснабжающих организаций и расширить применение бюджетных субсидий для малообеспеченных граждан. Однако, эти механизмы «имеют ограниченный потенциал применения, поэтому повышение тарифов сверх инфляции представляется ожидаемым».
Полина Смертина, Никита Королев