Доллар США $ — 00,00 руб. Евро € — 00,00 руб. Юань ¥ — 00,00 руб. Тенге ₸ — 00,00 руб.

«К этому придется отнестись, как к неизбежному факту»: резкий рост цен на строительные материалы

С начала года цены на строительные материалы выросли на десятки и даже сотни процентов. Дорожают утеплитель, трубы, арматура, кирпич, металлочерепица, древесина, битум — всего и не перечислишь. Если говорить о первых трех, то стоимость на эту продукцию за год увеличилась более чем в два раза.

С чем связан столь резкий рост цен и продолжится ли он в ближайшие месяцы? За ответом мы обратились к экспертам строительного рынка.

Владимир Соколов, генеральный директор холдинга Black Horse:

— Рост стоимости стройматериалов связан с общей ситуацией на мировом рынке из-за пандемии. Закрытие границ повлекло нарушение контрактов, остановки производств. Компаниям стало невыгодно работать «на склад». Появились связанные с хранением и нарушением поставок издержки. Банки требовали у компаний возврата денег, вложенных в оборот, покупку товар. Все это повлияло на экономику в целом.

Поэтому в этом году «Северсталь», Evraz, НЛМК, ТМК приняли решение на правительственном уровне поднять цены и на арматуру — основной компонент при строительстве. Это вызвало цепную реакцию на другие товары в строительной сфере — начиная от топлива, заканчивая бетоном.

Повышение цен отразится на всю сферу. Если сейчас дерево, газо и пеноблоки сдержаны в цене, то скоро стоимость повысится. В ближайший год цены будут только расти и рассчитывать на снижение не стоит. На моей памяти такое было только во времена Союза. Ни девелоперы, ни покупатели не смогут с этим бороться. К этому придется отнестись, как к неизбежному факту.

Андрей Башкатов, исполнительный директор российского подразделения международного концерна Xella International, производящего продукцию под брендом Ytong:

— На рост цен влияет несколько факторов. На группу строительных материалов с экспортным потенциалом (пиломатериалы, продукты металлургического сектора, теплоизоляция, стекло и т.п.) — глобальный спрос в строительной отрасли, которая динамично восстанавливается после простоя в 2020 году в Китае, США и Европе. Слабый рубль также поддерживает экспортную ориентацию этой группы товаров. Практически это означает, что товары, произведенные на локальном рынке, продаются по экспортным контрактам, покидают российский рынок, и местный спрос не может быть удовлетворен, а значит возникает дефицит, и растут цены.

Согласно экономической теории, цены растут до тех пор, пока производителю не будет выгодно остановить экспортный поток. Сезонный фактор больше влияет на товары с ограниченным логистическим потенциалом (цемент, бетон, сухие смеси, стеновые материалы). В данном случае повышение цен имеет регулярный и относительно сдержанный характер, хотя взрывной рост в сегменте ИЖС и жестокий дефицит пиломатериалов создает определенный перекос в сегменте стеновых конструкций в пользу каменных технологий. Цемент уже подорожал в мае, что повлекло за собой немедленное подорожание на бетон и сухие смеси. Ожидаются дальнейшие раунды повешения цен на цемент и его производные материалы.

— Рынок стройматериалов отреагировал ростом цен сразу по нескольким причинам. Во-первых, разные отрасли и регионы с разной скоростью реагируют на изменения, вызванные пандемией. К примеру, экономика Китая стала восстанавливаться гораздо раньше и быстрее, нежели экономика Еврозоны и США. Поэтому сегодня в Китае возник существенный спрос на сырье, но покрыть его из традиционных источников невозможно. На выходе рынок сталкивается с дефицитом, неравномерными поставками и изменениями ценовых показателей.

Во-вторых, во многих странах мира по-прежнему сложная эпидемиологическая обстановка. Из-за коронавируса сократились трудовые ресурсы, которые покрывались за счет привлечения сил трудовых мигрантов. Многие работники не могу попасть на свои прежние рабочие места, число новых мигрантов сократилось. В силу этой причины и эпидемиологических ограничений работодатели уменьшают объемы производства, соответственно возникает дефицит товаров и растут цены.

И, в-третьих, нельзя не сказать про внутренний рынок России. Здесь мы видим, как производители некоторых строительных категорий материалов меняют стратегию продаж. Внутренний рынок в ряде случаев стал невыгодным для сбыта, в связи с этим предприниматели переориентировались на экспорт. Предложение сократилось, возник дефицит, на выходе — повысились цены.

На примере ситуации на рынке ПВХ-окон, стоит сказать, что себестоимость производства, со слов участников рынка, растёт в среднем примерно на 5% в месяц. Это вызвано стремительным подорожанием большинства компонентов, и когда закончится этот процесс никто не знает. До тех пор, пока мировая экономика не восстановится или хотя бы не вернется в состояние стабильности рост будет продолжаться. Но предсказать как будут развиваться события крайне сложно.

Максим Лазовский, владелец строительной компании «Дом Лазовского»:

— Если говорить о сфере малоэтажного строительства, то рост цен на металл привел к увеличению стоимости металлоконструкций — от 10 до 80%. Древесина подорожала на 200%. Почему это произошло? Компаниям-производителям выгодно продавать на экспорт. Они берут объемы и выполняют обязательства. Покупателю же экономически целесообразно купить металл или древесину как сырье и уже из него производить готовую продукцию. В таком случае продавцу достается большая часть прибыли.

Если будет повышение пошлин — цены упадут. На древесину повлияет и введение реестра. Но проблему надо решать комплексно: формировать собственный внутренний ресурсный резерв и продавать на экспорт уже готовый товар. Тогда мы сможем избавиться от клише «сырьевого поставщика».