Объем операций, совершенных без согласия клиентов, ежегодно растет, в том числе из-за активного развития новых платежных сервисов и увеличения объема дистанционных денежных переводов. Банк России намерен усовершенствовать борьбу с кибермошенничеством. Главные задачи сформулированы в Основных направлениях развития информационной безопасности кредитно-финансовой сферы на 2023–2025 годы, которые утвердил Совет директоров ЦБ.
Ежедневно от действий кибермошенников страдают десятки оренбуржцев. Только за пять месяцев этого года, по данным УМВД России по Оренбургской области, в регионе зафиксировано почти 1,9 тыс. киберпреступлений, в том числе 1,2 тыс. – мошенничеств. Большинство из них совершается с применением методов социальной инженерии.
«Телефонные мошенники используют разные схемы и легенды, чтобы выманить у людей данные карт, пароли и коды из СМС-сообщений и похитить деньги. При этом, напомню, банки не возвращают средства, если человек сам перевел их на чужие счета и раскрыл злоумышленникам свои личные и финансовые данные», – отметил управляющий Отделением Банка России по Оренбургской области Александр Стахнюк.
Для противодействия мошенническим операциям Банк России предлагает усовершенствовать механизм возврата похищенных денег. Планируется повысить качество сведений о платежных реквизитах злоумышленников в информационном обмене между банками. Будет введен самозапрет на выдачу онлайн-кредитов и займов и ужесточены требования к проверке потенциального заемщика до одобрения кредитной заявки. Также Банк России собирается привлечь к борьбе с телефонным мошенничеством операторов связи и наладить между ними и банками обмен информацией об абонентах. Эти и другие новации содержатся в Основных направлениях развития информационной безопасности кредитно-финансовой сферы на 2023–2025 годы.