Доллар США $ — 00,00 руб. Евро € — 00,00 руб. Юань ¥ — 00,00 руб. Тенге ₸ — 00,00 руб.

КАК НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ: оригинальное наименование → домен сайта → товарный знак

С чего обычно начинают бизнес? Ну конечно, с регистрации фирмы! А конкретно — с выбора наименования. Вспомним незабвенного капитана Врунгеля: «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт».

Вот и пускаются в плавание отчаянные предприниматели, выдумывая своим фирмам имена одно интереснее другого. А второй шаг? Конечно, продвижение! А где же в наш интерактивный век продвигать свой бизнес, как не в интернете? И следом за названием фирмы появляется её сайт. Причём в 90 % случаев домен носит такое же название, как и фирма, или с минимальными отклонениями, например, с добавлением пары символов (ООО «Ландыш», а домен — ландыш56.ру).

И только после того, как с наименованием и доменом всё устроено, появились первые клиенты, а с ними и прибыль, некоторым предпринимателям приходит в голову подать заявку на регистрацию товарного знака, отображающего оригинальный нейминг. А тут их ожидает очень неприятный сюрприз. Выясняется, что ни наименование, указанное в ЕГРЮЛ, ни домен, честно приобретённый у регистратора, не дадут приоритета при регистрации товарного знака. А всё потому, что наименование фирмы, домен (сайт) в интернете и товарный знак находятся в различных правовых плоскостях и регулируются разными правовыми нормами.

В одном городе, на одной улице и даже по одному и тому же адресу может быть зарегистрировано несколько фирм с одним и тем же названием, но с различными учредителями. Это не повлечёт никаких правовых последствий.

Если ваш домен похож на уже существующий, регистратор предложит варианты. Например, к занятому домену ландыш.ру можно добавить несколько символов — ландыш.онлайн, ландыш.орг, ландыш.56 — и спокойно его использовать.

С товарным знаком сложнее. Наличие тождественных или схожих до степени смешения (то есть не одинаковых, а просто похожих) объектов повлечёт отказ в регистрации. А что может произойти при незаконном использовании чужого зарегистрированного товарного знака, вы догадываетесь.

Ситуации, когда предприниматель отстаивает своё право на товарный знак, опираясь на репутацию наименования своей фирмы или домена, конечно, есть. Но, как правило, они сопровождаются длительными судебными разбирательствами, сбором огромного количества документов, проведением социальных исследований и опросов за счёт заинтересованного лица и значительными финансовыми затратами.

Так что подзаголовок этой статьи в правильном порядке должен выглядеть так: «товарный знак → оригинальное наименование → домен сайта».

Причём второй и третий пункты можно менять местами, тогда как первый всегда должен быть в приоритете.

Закономерный вопрос: а на кого же зарегистрировать товарный знак, если нет названия, а соответственно, и фирмы? Ответ прост: на индивидуального предпринимателя или уже существующую фирму. Впоследствии его можно законным образом передать полностью или предоставить лицензию на использование.

Отдел патентов и товарных знаков Торгово-­промышленной палаты Оренбургской области готов проконсультировать вас по любому вопросу, связанному с регистрацией товарных знаков. ­Звоните: (3532) 91–33–73. Приходите: Оренбург, переулок Свободина, 4, кабинет 208.

Ирина ВОЛКОВА,

старший юрисконсульт

Союза «Торгово-промышленная палата

Оренбургской области»