Кандидат на должность Губернатора Оренбургской области Набатчикова Оксана Валерьевна
— Оксана Валерьевна, Ваша партия всегда уделяет большое внимание кадровой проблеме. Насколько остро стоит она сегодня в нашем регионе, и какие проекты Вы готовы предложить для ее решения?
— Проблема кадров действительно существует в нашей области во всех сферах, начиная с органов власти. Мы предлагаем разработать специальную кадровую программу, чтобы решить наболевшие вопросы, к примеру, здравоохранения или транспорта. Вот иллюстрация остроты проблемы: в Оренбурге мы до сих пор не можем найти водителей на автобусы… Конечно, кадровый голод ощущается не только в нашем регионе, и не только от нашей власти это зависит. Нехватка кадров проявляется и на федеральном уровне. Сейчас везде — рынок работодателей, а не рынок работников. Но у нас все обстоит гораздо печальнее, чем во многих других местах. Другие регионы начинают активно переманивать наших людей. К примеру, оренбуржцы все чаще выбирают вахтовый метод работы.
— Как остановить этот процесс?
— Надо за наших людей бороться. За последние пять лет население области уменьшилось на 135 тысяч человек. И это, в основном, молодежь. Причем, если взять среднюю статистику, то население уменьшилось незначительно. Но если посмотреть данные по населенным пунктам, то выяснится, что в селах остаются практически одни старики… Кто там будет работать? Кто будет ухаживать за пожилыми родителями? На «удаленке» этого не сделаешь. Если дети далеко, забота неизбежно ляжет на плечи государства. И это мина замедленного действия, которая приведет к очень негативным последствиям.
— Как предотвратить масштабный отток молодежи?
— Следует больше внимания уделять молодым семьям. И сто процентов — надо вернуться к жилищной программе для молодых специалистов. В первую очередь нам надо привезти профессионалов, за каждым из которых придет его команда. В этом случае для молодежи следует предусмотреть подъемные. Думаю, эту программу необходимо решать совместно с работодателями. У них есть финансы, заложенные в бюджеты. Они сами заинтересованы в кадрах, поэтому совместная работа в этом направлении вполне реальна и допустима. Я была в Новотроицке, и видела, что руководители крупных предприятий стали реально вкладываться в город, строить жилье, оплачивать санаторно- курортное лечение своих сотрудников. У нас бизнес не настолько устойчив. Но комбинированные решения возможны.
— Проблему нехватки кадров у нас часто пытаются решить за счет мигрантов. Насколько результативен и перспективен такой выход из положения?
— Сейчас мы, действительно, идем по пути привлечения мигрантов, и у нас в селах стало много некоренных жителей. Дай бог, чтобы они прониклись нуждами региона, но такое происходит далеко не всегда. Поэтому надо с большой осторожностью подходить к этой проблеме, тем более что у нас приграничная территория. Именно поэтому в первую очередь так важно сохранить своих людей, свои кадры, свою молодежь.
— Есть ли у Вас конкретные предложения, реализация которых поможет затормозить отток молодежи из региона?
— В этом плане можно было бы создать у нас кластер по It-безопасности. Для этого прекрасно подошло бы здание бывшего летного училища на Советской, 1, где когда-то учился Юрий Гагарин. Почему бы не оборудовать в нем крупный обучающий центр? Напомню, подобная служба есть у Сбербанка, и она располагается в Воронеже. Проживание в областном центре дешевле, чем в Москве, а работать можно дистанционно. Мы не должны быть стареющим регионом. Надо придумывать проекты, которые могут заинтересовать молодежь. Если мы не собираемся поддерживать молодежь, нам остается строить дома престарелых…
— Специалистов по кадрам надо обучать.
— Разумеется, нам надо поддержать образовательные учреждения, которые готовят специалистов. Руководители колледжей жалуются, что у них недостаточно таких преподавателей. Но как быть, если директор техникума предлагает специалисту как преподавателю 60 тысяч, а того зовут на производство с зарплатой в 250? Опять же — бизнес готов доплачивать такому преподавателю. Выход есть — комбинированное софинансирование. Но это вопрос переговоров.
— Каким образом можно решить назревшие вопросы здравоохранения в регионе?
— Проблема кадров в здравоохранении тоже упирается в недостаток финансирования. Сегодняшнего фонда оплаты, если заполнить все штатное расписание, нам не хватит! Чтобы решить эту проблему, потребуется еще 2–3 миллиарда рублей. Но нельзя прятать голову в песок. И еще один аспект этого же вопроса: нужно уходить от практики, когда в одной поликлинике нет бесплатных номерков. А платные есть. Платные приемы должны проводиться только в свободное время.
— Прошло чуть ли не полгода после наводнения. Многие жалуются на задержки в выплатах, на немотивированные отказы. Как Вы относитесь к подобной ситуации?
— Только сейчас люди стали получать компенсацию по утрате дома и по капитальному ремонту. Плюс — огромное число людей вообще ничего не получают, потому то у них есть доля в жилье в других местах. Люди делают для себя вывод: если с ними что-то случится, они никак не могут рассчитывать на государство, они не защищены. У нас есть национальный и резервный фонды. Они как раз для таких случаев и созданы. Государство должно обеспечить людей этими выплатами. Это, конечно, вопрос не только регионального, но и федерального уровня, но их надо задавать и решать. Потому что люди пострадали не по своей вине. Нужен ремонт всех гидротехнических сооружений. Идет ли он? Как двигается следствие? Люди катастрофически не информированы, к примеру, по ситуации с возможным повторным наводнением. Они начинают строить какие-то заграждения, или продавать дома и уезжать…
— Какие реформы нужны в экономике?
— Я выступаю за плановую экономику, за управление ею. Если мы строим какое-то производство, мы должны подумать, где мы будем брать сырье, кому продавать продукцию? Государство должно контролировать этот процесс. Сейчас строится Шелковый путь. Насколько я понимаю, по нему пойдут грузы из Казахстана и других стран, и они будут распределяться в нашей области, чтобы отправиться в другие регионы. Но тогда мы должны заняться границей, увеличить количество пропускных пунктов. Ведь те, кто строят эту дорогу, не будут обустраивать границу — это уже задача государства…
— Оренбуржье не относится к числу дотационных регионов. Почему область так медленно решает финансовые проблемы?
— 86 % доходов наша область отправляет в федеральный бюджет. 11 % — в областной, 3 % — в муниципалитеты. Они все недофинансированы. Муниципалы просто априори ничего не могут у себя благоустраивать. Надо менять не только федеральную часть областного бюджета, но и муниципальную. Если мы оставим муниципиям 5–6 %, то это будет означать увеличение их бюджетов в 2 раза. Городские власти спокойно смогут сохранить людей, создать инфраструктуру, разбить красивые парки, обустроить освещение на улицах. Потому что сегодня, когда люди видят, как красиво в других регионах, в той же Москве, они собирают вещи и уезжают.
Мне далеко не безразлична судьба нашей области. Мне совершенно не хочется, чтобы мои дети, как и дети других оренбуржцев, оставляли малую Родину. Я реально вижу потенциал Оренбуржья, понимаю, что это богатейший регион. Здесь точно можно создать условия для комфортной жизни.
Размещение оплачено из средств избирательного фонда кандидата на должность Губернатора Оренбургской области Набатчиковой О. В.