История Оренбуржья — это не только даты и цифры. Прошлое рядом с нами, и наиболее наглядно — в архитектурных памятниках, оставшихся от прежних эпох. И не оставшихся тоже: снесенный в 30-е годы Казанский кафедральный собор продолжает жить не только в архивных документах, но и в своих «детях», построенных по его образу и подобию.
Памяти первого губернатора
История оренбургского Казанского кафедрального собора окутана легендами, тайнами, загадками, версиями, вымыслами. Всех, кто интересуется судьбой храма, будоражат вопросы: что послужило основанием для его возведения, почему назвали казанским и установили именно на этом месте, кто инициатор и архитектор постройки, в каком архитектурном стиле построен, кто писал иконы, и сохранились ли они, ну и самое главное — правда ли, что кафедральный собор взорвали, чтобы на этом месте поставить Дом Советов, и что это был один из четырех (трех) храмов России.
Идея возведения нового собора принадлежала последнему оренбургскому генерал-губернатору Николаю Андреевичу Крыжановскому, который за шестнадцать лет правления (1865–1881) немало сделал для Оренбурга, став по праву его почетным гражданином. При нем город приобрел в третий раз статус губернского, увеличился по территории и вырос по численности, превратившись в купеческий и быстро развивающийся транзитный центр торговли между Россией и Средней Азией.
Оренбург изначально был многонациональным и многоконфессиональным, поэтому не удивительно, что здесь появляются наряду с православными храмами, немецкая кирха, мечети, католический костел, молельные дома старообрядцев, синагоги. Основатель Оренбурга и первый губернатор Оренбургского края И. И. Неплюев (1693–1773) придавал большую значимость укреплению православия на окраине Российской империи, его даже называли «храмостроителем», при нем было возведено немало православных церквей и два каменных собора: Преображенский («летний») и Введенский («зимний») на Набережной Урала. Но ко второй половине XIX века эти культовые сооружения уже не могли удовлетворять потребности прихожан из-за небольшой вместимости и нахождения после ликвидации крепости (1862 год) на окраине города.
Н. А. Крыжановский, оценив сложившуюся ситуацию, предложил в столетнюю годовщину смерти И. И. Неплюева (11 ноября 1873 года) почтить его память постройкой нового кафедрального собора в центре города и первым пожертвовал 500 рублей на это богоугодное дело. Сбор средств на возведение храма поначалу проводился только в Оренбургской губернии, но скоро стало ясно, что этих денег будет явно недостаточно, однако обращение к императору позволило получить разрешение (9 августа 1874 года) на всероссийский сбор средств. Причем деньги на строительство собора жертвовали люди разных национальностей. Храм решили построить в центре города — на Караван-Сарайской площади.
Академик архитектуры А. А. Ященко
Место для постройки выбрали, сбор средств осуществлялся, оставалось определиться с проектом. Обратились в Императорскую академию художеств (Санкт-Петербург), где объявили конкурс на лучший проект. Но из двух предложенных вариантов (художника Леонова и архитектора Шретера) ни один не устроил соборный Комитет. Академик архитектуры Виктор Александрович Шретер (1839–1901) занимал видное место среди петербургских архитекторов. И это отразилось на его доработанном втором проекте, представленном в 1879 году, сметная стоимость которого оказалась для оренбуржцев немыслимой (700 тысяч рублей). Кстати, проект храма Спаса на Крови (1882) В. А. Шретера тоже остался нереализованным, а за свою жизнь он построил только один православный храм в Германии (1898 год).
Выход из, казалось бы, тупиковой ситуации был найден спустя шесть лет, когда в городе оказался академик архитектуры из Новочеркасска Александр Александрович Ященко (1842–1893). Он дал согласие на проектирование собора, имея опыт постройки Казанского собора в Усть-Медведицком монастыре (Волгоградская область) по проекту академика И. И. Горностаева и создания проекта Троицкой церкви в хуторе Дядин (Ростовская область).
Через год проект оренбургского собора был утвержден, но место для постройки храма определили новое — у бывших Сакмарских ворот крепости, на площади, образовавшейся здесь после уничтожения крепостного вала, благо пожар 1879 года помог ее расчистить от стихийно возникшего рынка.
Икона Табынской (Казанской) Божией Матери
Дата закладки храма 8 сентября 1886 года была выбрана не случайно, ждали, когда в городе появится икона Табынской (Казанской) Богоматери. Именно этой чудотворной иконе, главной святыне верующих Южного Урала и Оренбуржья, и посвящался собор. Копия этой иконы под балдахином у левого клироса будет находиться в храме.
Образ Богоматери в православной иконографии насчитывает более 200 иконографических типов, но к наиболее почитаемым и значимым в русской истории относится Казанская икона, которая считается «Небесным покровом» русской земли. С иконы, обретенной в 1579 году в Казани, были выполнены многочисленные списки, среди них самые известные: московский (Казанский собор на Красной площади в Москве), петербургский (Казанский собор Санкт-Петербурга), ватиканский (Крестовоздвиженский храм Казанского Богородицкого монастыря). Ополчение Минина и Пожарского с московским списком иконы 4 ноября 1612 года освободило Москву от поляков, и этот день стал отмечаться как праздник в честь Казанской иконы Богородицы, а с 2005 года еще и как День народного единства.
Табынская икона была обретена в конце XVI века близ села Табынского (ныне — в Башкирии) и изначально названа Казанской, поскольку напоминала Казанский образ. Действительно, Табынская икона по иконографическому типу близка Казанской, но не является ее списком. Еще первые исследователи отмечали отличие: дополнительные детали апостольника Богородицы, лик Богородицы сливается с ликом младенца. Но главная особенность — темное изображение, с трудом различимое. В чудотворной силе иконы оренбуржцы убедились в середине XIX века, когда эпидемия холеры сошла на нет после крестного хода с иконой в Оренбургской губернии. С 1856 года крестный ход с иконой Табынской (Казанской) Богоматери ежегодно совершался по всей губернии, в Оренбурге икона пребывала с 8 по 21 сентября.
Неовизантийский стиль
Вершиной творчества архитектора A. A. Ященко стало проектирование и строительство в неовизантийском стиле трех крупнейших православных храмов в Российской Империи: Казанского кафедрального собора в Оренбурге (1886–1895), Александро-Невского собора в Ростове-на-Дону (1888–1908) и Вознесенского кафедрального войскового собора в Новочеркасске (1891–1905). Но ни один из объектов в достроенном виде архитектор так и не увидел из-за скоропостижной смерти в 1893 году.
Результатом копирования его проектов станут еще два храма: в Царицыне (Волгограде) — Александро-Невский собор (1901–1916), за основу был взят оренбургский храм, а в Екатеринодаре (Краснодаре) — Екатерининский собор (1900–1914), реплика новочеркасского, правда, немного уменьшенная.
Оренбургский собор построен в неовизантийском стиле. Формирование каждого архитектурного стиля в России во многом было связано со вкусами правящего императора. Так, русско-византийский стиль, расцвет которого приходится на 1830–1850-е годы, отражал государственную идеологию императора Николая I (теория официальной народности: «православие, самодержавие, народность») и демонстрировал преемственность России по отношению к Византии. Основоположник стиля — архитектор К. А. Тон, автор храма Христа Спасителя в Москве (1839–1883). Этот период в истории русской архитектуры нередко называют тоновским, потому что по его образцовым проектам, которые указом императора рекомендовались как эталон национально-патриотической архитектуры, строились крупные соборы по всей России.
Император Александр III, как и Александр II, предпочитал русский стиль, который при нем становится официальным, но это не означало отказ от неовизантийского стиля. В этом стиле по всей стране возводились соборы-памятники, символизирующие могущество Российской империи. Храмы неовизантийского стиля занимали «среднее» положение между сдержанными по декору и приземистыми постройками в византийском стиле и крупными храмами русско-византийского стиля, украшенными деталями, характерными для русской архитектуры.
Академик А. А. Ященко стремился в своих проектах отойти от традиционных приемов и создать монументальный и величественный образ оригинального культового сооружения. Все его соборы отличались грандиозными размерами: оренбургский Казанский кафедральный собор стал главной доминантой города (ширина — 42 м, длина — 47 м, высота — 54 м; с 18-этажный дом); новочеркасский Вознесенский собор вмещал около 5000 прихожан и был третьим по величине в России, после Храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора (длина — 76,8 м, ширина — 62 м, высота — 74,7 м), опережая даже петербургский Казанский собор (ширина — 57 м, длина — 72,5, высота — 71,6).
Постройка Казанского собора
Через три года строящийся храм посетил цесаревич Николай Александрович, возвращающийся из путешествия по Китаю и Японии. Он подарил «сребропозлащенную лампаду», которая будет висеть в соборе перед иконой Николая-чудотворца.
В 1888 году начались строительные работы по возведению оренбургского собора, которые осуществлял городской архитектор Д. П. Корин. Для обеспечения строительным материалом столь крупного сооружения в городе построили кирпичный завод.
К 1894 году строительство храма в основном было завершено, оставались отделочные работы, но денег уже не было. Только благодаря пожертвованию вдовы купца М. Л. Ивановой (30 тыс. рублей), заказали иконы, выстроили иконостас, выполнили росписи, отлили колокола. Собор был освящен 19 октября 1895 года.
Это был центричный, крестово-купольный одноглавый храм, в основании — греческий крест, с полукуполами по трем сторонам, куполом звонницы над порталом и четырьмя небольшими куполами дополнительных колоколен, обрамляющих круглый барабан, перекрытый куполом. В соборе было два придела: в честь Николая-чудотворца и Сергия Радонежского.
Иконы художника В. Е. Маковского
Иконы для главного иконостаса были заказаны мастерской художника Владимира Егоровича Маковского (1846–1920). Член Товарищества передвижных художественных выставок и академик, он прославился жанровой живописью. Хрестоматийными стали его произведения: «Крах банка» (1881), «Свидание» (1883), «На бульваре» (1886–1887).
В отличие от брата Константина, представителя академизма и салонной живописи, одного из самых высокооплачиваемых художников своего времени, Владимир не был столь финансово успешен. Профессор живописи, он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем — в Императорской Академии художеств. По большому счету Маковский не был иконописцем, и тем не менее получал заказы на иконы и росписи церквей. Так, он создал (лично, без участия других художников, что было заранее оговорено) за два года эскизы фресок и четырехъярусный иконостас для храма Христа Спасителя на станции Борки Харьковской губернии (1891–1894), построенного на месте крушения императорского поезда в 1888 году.
В память о спасении императорской семьи в этой катастрофе будут также возведены и три собора А. А. Ященко, в двух из них (Ростов-на-Дону, Царьград), названных именем князя Александра Невского, святого покровителя императора Александра III, росписи выполнены по эскизам В. Е. Васнецова его учениками.
Для оренбургского собора В. Е. Маковский выполнил иконы двухъярусного иконостаса для главного алтаря, а также написал несколько картин на религиозный сюжет, среди них: «Воскресший Христос» и «Явление Богоматери преподобному Сергию».
Иконы В. Е. Маковского поражают живописным мастерством и реалистичностью, это, скорее, картины-иконы. Один из членов Комиссии по строительству храма в Борках, осмотрев работу художника над иконами, в отчете писал: «… как в художественном, так и в догматическом отношении они не оставляют желать ничего лучшего».
Разрушение храма
Несмотря на то, что кафедральный собор — главная достопримечательность города, это не гарантировало его сохранения как культурно-исторического памятника в период антирелигиозной кампании 1930-х годов. Три собора Ященко взорвали (Оренбург, Ростов-на-Дону, Волгоград), два остальных (Новочеркасск, Краснодар) превратили в склад. К концу существования СССР из 54 тысяч дореволюционных церквей осталось около 7 тысяч. В Оренбурге из 38 православных церквей, 2 соборов, 2 монастырей (по данным статотчета 1910 года) остался действующим только один, Никольский собор, ставший кафедральным. Еще три церкви были закрыты и преобразованы под кинотеатр, склад, производственные цеха, в 1990-е годы эти культовые сооружения вернули верующим.
Разрушение оренбургского Казанского кафедрального собора началось 19 мая 1932 года, но только к 1936 году завершился его окончательный снос.
Существует мнение, что на месте Казанского кафедрального собора в 1936 году начали строить Дом Советов (архитектор И. И. Виноградов). На самом деле храм находился в центре бывшей Соборной площади, а здание Дома Советов расположили на ее западной стороне, на ул. Января. Так что на месте собора сейчас находится фонтан, рядом с которым установлены Поклонный крест и Памятный камень.
Ежегодный крестный ход со списком иконы Табынской Божией Матери возрожден в Оренбурге с 2000 года: шествие начинается от Никольского кафедрального собора, проходит по улицам города до Поклонного креста и возвращается назад.
Современное состояние
На рубеже XX–XXI веков в российском обществе появляется в интерес к своему утраченному культурному наследию, желание не только увековечить память о разрушенных соборах, но и попытаться воссоздать их в первозданном виде. Так, в Ростове-на-Дону установили памятный знак (2004 год) в виде гранитного постамента с уменьшенной бронзовой моделью собора (масштаб 1:50), в планах — возведение старого собора. В Новочеркасске отреставрированному храму Вознесения Господня присвоили статус Патриаршего собора (2014 год), второго в России после Успенского собора Московского Кремля. В Волгограде открыли возрожденный храм Александра Невского (2021), «собрат» оренбургского собора.
и Памятный камень
Саракташ
Оренбург
Что касается оренбургского Казанского кафедрального собора, то уменьшенная в полтора раза его копия в виде Собора Святой Троицы была построена в 2010 году в Свято-Троицкой Симеоновой обители милосердия (п. Саракташ. Оренбургской области). А в 2018 году в Оренбурге освятили храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Северном жилом районе города; на новом месте в русском стиле (архитекторы: А. Н. Гоношилин, Ю. А. Григорьев), за основу был взят второй проект В. А. Шретера.
Иконописные работы В. Е. Маковского для Казанского собора сохранились, сначала их передали на хранение в Оренбургский краеведческий музей, затем — в Оренбургский областной музей ИЗО, а с 1994 года картины-иконы украшают отреставрированный Покровский храм.
Оренбургский Казанский кафедральный собор не был ни четвертым, ни тем более третьим в России, тягаться со столичными храмами по высоте, площади, вместимости прихожан он не мог. И тем не менее именно этот собор академика Ященко за новаторство архитектурного решения вошел в историю русской культуры как одно из знаковых культовых строений неовизантийского стиля, а для оренбуржцев величавый храм стал символом степного края, «вторым солнцем Урала».
Ольга Кобер,
доцент кафедры архитектуры ОГУ
Фото из свободных источников