Доллар США $ — 00,00 руб. Евро € — 00,00 руб. Юань ¥ — 00,00 руб. Тенге ₸ — 00,00 руб.

Анастасия Нифонтова: «Шелковый путь» — наш ответ Дакару

Cразу после окончания ралли «Шелковый Путь» звезда мирового мотоспорта Анастасия Нифонтова, неоднократная участница и победительница чемпионатов мира и Дакара, в эксклюзивном интервью главному редактору ФЭБ Александре Самариной высказалась о состоянии современного российского мотоспорта и поделилась впечатлениями о ралли-рейде «Шелковый путь»

— Анастасия, в последние годы на дорогах страны резко возросло число мотоциклистов. Образуется все больше любительских мотосообществ, различных клубов. Затронула ли эта тенденция мотоспорт?

— Меня на самом деле очень радует то, что происходит в мотоспорте в последнее время. Во-первых, очень серьезно расширилось эндуро-движение. Столько людей выходит на старт, что, как говорится, глаз радуется… Многие участвуют в соревнованиях как любители, но в то же время есть много ребят хорошего, высокого профессионального уровня, которые могут себя показать и на международных соревнованиях… Появляются интересные трассы. Все больше становится талантливых организаторов, и они уже, можно сказать, между собой соревнуются — кто сделает более сложную и интересную трассу… Это не может не радовать, потому что способствует развитию мотоиндустрии, которая, в свою очередь, привлекает людей в мотоспорт. Мотоциклы становятся более доступными, отсюда — массовость.

— Гоночный мотоцикл по-прежнему недешевая игрушка.

— Смотря какой. Большую роль в росте популярности этого вида спорта играет наличие более доступной техники. В последние годы появилось много относительно недорогой китайской техники. Молодые люди, подростки могут попросить родителей или сами накопить на недорогой питбайк, а это серьезный толчок для развития мотоспорта. Раньше ты мог купить спортивный мотоцикл только очень дорогой, европейского или японского брэнда. На такой мотоцикл семье сложно было выделить бюджет, что уж говорить о подростке, мечтающем о мотоцикле. Это было совсем непросто. Теперь, благодаря наличию в магазинах китайской техники, участников становится все больше и больше, и как раз из таких ребят потом вырастают чемпионы. То же самое могу сказать и про развитие мотокросса. В последние пару лет мотофедерация вместе с компанией Яхнич-мотоспорт очень активно взялись за развитие и за популяризацию этой дисциплины.

— Какова роль спонсоров в возрождении былой славы российского мотоспорта? Как его финансирование сказалось на результатах

— То, что я сейчас наблюдаю — это хороший такой европейский уровень: с освещением мероприятия, с качественными фотографиями. Сами спортсмены начали вести себя правильно, уже нет каких-то грязных маек, сланцев, голых торсов в закрытом парке и, тем более, на подиуме, все красивые, у всех командная форма, все яркие, приятно посмотреть на все это со стороны. Все здорово освещается, люди «со стороны» теперь хотя бы видят, что происходит в мотоспорте, как он развивается. Можно за всем этим следить, и это тоже привлекает внимание.

— Что скажете по поводу остальных форматов гонки?

— Кольцевые гонки развиваются уже давно, там всегда были хорошие промоутеры, да и сами ребята старались свою дисциплину развивать. В этот вид стали приходить девочки, что особенно приятно. Некоторые из них очень неплохо едут, обгоняют парней, выступают на хорошем уровне. Если говорить о менее заметных видах, то в супер-мото тоже ребята стараются, развивают, может, не в таком объеме, не так массово наполнены и популярны эти соревнования по сравнению с эндуро, потому что там немножко сложнее — нужна сложная трасса, нужна специальная резина, хорошие мотоциклы. Сложно добыть запчасти, экипировку — в связи с определенными событиями. Но и этот вид держится, развивается. И есть надежда, что, когда мир наконец перестанет сходить с ума, все наладится то и в нашем авто-мотомире все станет ярче и краше.

— Насколько важен для страны «Шелковый Путь»? Ведь это не просто спортивное событие?

— Эта гонка важная и нужная, и очень здорово, что в нашей стране она существует. Великая благодарность организаторам, которые всю эту ношу тянут. Осуществить такое мероприятие в наше сложное время непросто. Важность гонки в том, что, что у нас, в России, появился такой продукт — аналог Дакара, и мы теперь абсолютно автономно можем осуществлять подобные мероприятия, и ничуть не хуже. Большой минус в том, что ведущие иностранные спортсмены не могут к нам приехать, хотя те, с кем я общаюсь, в один голос говорят, что Шелковый Путь — очень интересная и сложная гонка высокого уровня, ничем не хуже ралли Дакар.

— В гонке участвуют и мотоциклисты. Это еще одна черта, которая роднит ШП с Дакаром. Когда это случилось?

— Относительно недавно, с 2019 года, в гонке появился мотозачет. Таким образом, расширился круг участников. Вообще к такому марафону надо очень серьезно готовиться. Как правило подготовка идет весь сезон. Весь год надо готовить технику, спортсмены набираются опыта, готовятся физически и морально. Потому что в таких гонках есть серьезная моральная составляющая. Ведь это для них, по-своему, Олимпиада, которая проходит только не раз в четыре года, а раз ежегодно. И все силы гонщика в течение года закладываются именно на нее.

— Ваше участие в нынешнем Шелковом Пути сопровождалось обидным техническим срывом. Но, похоже, Вы далеки от уныния…

— Для меня эта гонка почему-то опять стала камнем преткновения. Не знаю, вроде раньше никогда таких проблем не было, ни на мировом первенстве, ни на ралли Дакар, где я дважды выступала, но вот почему-то Шелковый путь никак мне не дается. Не могу его проехать полноценно, без каких-то приключений и проблем: то одно, то другое, то третье… Поневоле начинаешь верить в какие-то магические вещи. Понятно, что дело не в этом, в чем-то другом. Что же: надо работать, набираться опыта. В этом году у нас были некоторые проблемы с подачей топлива, а потом мы незадолго до финиша попали в промоину, и машина сломалась, перевернувшись, и мы не смогли добраться до финиша. В предыдущие годы добирались, но тоже не без приключений, и не могли показать тот результат на который хотим и можем рассчитывать. Но мы не опускаем руки, этот опыт кладется в копилочку и, надеюсь, однажды все получится как надо.

— Как Вы оцениваете маршрут гонки?

— В этот раз гонка проходила из Томска в Улан-Батор — это был очень интересный маршрут. Там в самом начале были и лесные дорожки, и скоростные поля, и степи, и горы, и много камней… В Монголии нас встретили дюны и пустыни… Непростыми оказались и погодные условия. В общем, все сложнейшие препятствия, которые можно собрать в одну кучу, оказались на трассе ШП. И они стали очень серьезным испытанием и для техники, и для пилотов. Хочу отметить, что наша гонки — очень хорошее мероприятие для спонсоров, для наших партнеров, потому что она широко освещается в прессе. Что не может не радовать спортсменов, для которых важна работа не только на трассе, но и со спонсорами. Шелковый Путь — это не просто аналог Дакара. Это и наш ответ Дакару, вернее, всем, кто пытается нас изолировать от мирового спорта. В этом году состоялось 15-е, юбилейное издание ралли. Надеюсь, и дальше гонка будет жить и развиваться, и мы будем в ней участвовать.

Фото предоставлено пресс-службой МФР