Доллар США $ — 00,00 руб. Евро € — 00,00 руб. Юань ¥ — 00,00 руб. Тенге ₸ — 00,00 руб.

Шестой Брюллов в Оренбурге

Беспрецедентное событие в художественном мире области произошло в начале осени уходящего года. Выставку портретной живописи Карла Брюллова привез в Оренбург Отдел русского искусства Государственного Эрмитажа. Жемчужиной коллекции стал обнаруженный недавно сотрудниками отдела еще один портрет кисти художника впервые демонстрировавшийся широкой публике именно в Оренбурге. В эксклюзивном интервью главному редактору «ФЭБ» Александре Самариной заведующий отделом русской культуры Государственного Эрмитажа Вячеслав Федоров поделился спецификой работы своего подразделения и особенностями привезенной им выставки.

— Вячеслав Анатольевич, Эрмитаж называют самым большим и значимым музеем страны. Вы с этим согласны?

— Его и правда называют и большим, и великим. Но, по сути, Эрмитаж действительно включает коллекции самого широкого спектра — от археологических открытий до образцов современного искусства. Здесь декоративно-прикладное искусство, и изобразительное, и исторические материалы, и документы.

— Чем занимается Ваш отдел?

— Мы не водим экскурсии, не охраняем здание, мы занимаемся исследовательской работой — изучением и реставрацией памятников, которые потом доходят до людей в виде выставок и публикаций. И поэтому у нас идет очень серьезная научная работа. В отделе трудятся 250 человек, которые тщательно обрабатывают то, что досталось нам от предыдущих поколений исследователей. Издания Эрмитажа сугубо научные, и они самые разные. Если посмотреть по жанрам, по формату, по содержанию, это могут быть и популярные брошюры, и серьезные авторские монографии, и каталоги выставок, и листовки… То есть практически мы освоили широкий спектр всей существующей издательской деятельности. У нас есть свой издательский отдел, который потрясает даже нас. Мы готовим публикации, которые дают толчок для научных споров и открытий. Сейчас наступило время узкой специализации — кто-то интересуется только живописью, или живописью первой половины XIX века… Эпоха Леонардо до Винчи прошла, и наши выставки носят характер узконаправленный.

— Именно поэтому Вы привезли в Оренбург исключительно портреты? Как родилась концепция нынешней выставки?

— Так и есть. Выставка — пример того, как один человек проанализировал все, что касалось творчества Карла Брюллова в Эрмитаже. У нас было пять картин этого великого мастера. И в результате была обнаружена еще одна, которую ранее приписывали французскому художнику. Шестой Брюллов — это портрет принца Вюртенбергского. Теперь у нас шесть Брюлловых. Учитывая трагическую историю русского собрания Эрмитажа, для нас это огромный подарок! Установил это старший научный сотрудник нашего отдела а результате кропотливой реставрации. Это очень тонкая работа — чтобы глаз реставратора смог отличить одного художника от другого.

— Как Вы оцениваете эту выставку?

— Она действительно уникальна. Такой темы у нас еще не было — портретной живописи первой половины XIX века, с Брюлловым во главе пирамиды. Он был самым мастеровитым, самым знаменитым художником того времени. Для нас очень важно, что представленные картины поданы не как аккомпанемент Брюллову, а как его окружение. Если походить и посмотреть внимательно, вы увидите, какими разнообразными по почерку, по подходам к модели были тогда художники. Кроме того, мы включили сюда небольшую часть европейских художников того времени. Это то же самое окружение, которое влияло на российскую школу живописи. Кроме того, здесь только портреты. Это лица. Многие из них участвую в разных выставках. Настолько разнообразен и глубок подход художников, что нас, как организаторов разных выставок, интересует часто либо занавеска, либо костюм, либо фон, либо история происхождения картины, либо связи персонажа с какими-то историческими реалиями того времени. Где-то портреты выставлены как иллюстрация истории России, или царской семьи. Например, мы гордимся, что в этих работах художники запечатлели интерьеры Зимнего дворца. Отдельная тема — экономическое положение художников позапрошлого столетия. Можно много интересного рассказать, кто из художников и на какие средства жил. Экономическая история первой половины XIX века — вот она, изучайте!

— Где еще побывала выставка?

— Шестой Брюллов Эрмитажа выставляется впервые — в Оренбурге. Бывший министр спорта Оренбургской области Валерий Брынцев сказал журналу «ФЭБ», что он «с благоговением посетил выставку Эрмитаж- Евразия»: «Подростком приходил сюда как в храм спорта, занимаясь в первой футбольной секции города Оренбурга. Сегодня я ощущаю себя в храме искусства».