Доллар США $ — 00,00 руб. Евро € — 00,00 руб. Юань ¥ — 00,00 руб. Тенге ₸ — 00,00 руб.

ТПП РОССИИ ПРЕДЛОЖИЛА НОВЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕСА

10 ноября состоялось пленарное заседание ХVII Всероссийского налогового форума ТПП РФ. Общая аудитория форума составила более 2000 человек.

По словам президента ТПП РФ Сергея Катырина, важнейшими мерами поддержки предпринимателей и экономики в новых условиях являются налоговые меры. В ближайшей перспективе необходимо решение важных для бизнеса вопросов. Первый — о регулировании неналоговых платежей. ТПП России неоднократно давала поручения в этом направлении. В результате Минэкономразвития РФ разработало совместно с ТПП РФ и предпринимательскими кругами законопроект, который вводил бы рамки для принятия и изменения этих платежей. Вопрос нужно решать комплексно по всем платежам и сразу, тем временем они продолжают множиться. В связи с этим, полагает Сергей Катырин, в кратчайшие сроки необходимо провести повторный анализ уже действующих, включая так называемые навязанные договоры, а также приостановить разработку новых неналоговых платежей.

Палата, безусловно, поддерживает планируемый к введению новый налоговый режим «УСН онлайн». Он будет действовать для микропредприятий с численностью до пяти работников и годовой выручкой до 60 миллионов рублей. Для таких компаний налоговые органы будут брать на себя всё администрирование налогов. Переход на этот режим будет добровольный. Отказаться от ведения бухгалтерии для таких предпринимателей будет означать сокращение издержек, как финансовых, так и административных — в виде подачи деклараций и прочей отчётности.

По мнению Сергея Катырина, новый налоговый режим получит большую популярность. Бизнес интересует, планируется ли расширить применения этого режима — например, увеличить пороги и предоставить возможность его применения для компаний большей численности и с большим объёмом выручки.

Не менее важный вопрос — применение бизнесом так называемых договорных конструкций, а также включение в договоры с подрядчиками особых условий — налоговых оговорок. Именно так с начала 2021 года налоговые органы рекомендуют поступать с целью достижения прозрачности в работе транспортных, клининговых и других компаний. Палата положительно оценивает этот подход. Однако отдельные участники бизнеса опасаются, что требование о нахождении подрядчика в реестрах «добросовестных поставщиков» повлияет на конкурентную среду и может нарушить антимонопольное законодательство.

Необходимо внедрение новых подходов к «обелению экономики» инструментами нормативного регулирования. Сергей Катырин приводит пример из практики ряда западных стран: заказчик перечисляет сумму НДС, выделенную в цене подрядчиком, не ему, а в бюджет на единый налоговый счёт. Таким образом он выполняет своего рода функции агента. При этом подрядчику предоставлено право на получение соответствующего возмещения в рамках действующих норм Налогового кодекса. При таком подходе фактически будут отсутствовать бюджетные потери, так как налог уже уплачен, а подрядчики смогут возместить подтверждённые ими издержки.

Палата полагает необходимым урегулировать деятельность налоговых комиссий. Сегодня так называемый предпроверочный анализ получает всё большее распространение. С одной стороны, большинство рекомендаций налоговых органов можно урегулировать вне рамок налоговой проверки и тем самым обезопасить себя от выездной проверки. Но с другой стороны, в рамках такого взаимодействия с налоговыми органами, по мнению бизнеса, нет чётких правил. Это, считают предприниматели, ставит налогоплательщиков в не совсем равные условия с инспекторами. Известно, что порой суммы доначислений весьма значительны. В таких случаях имеет смысл одновременно рассматривать вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки.

Ещё один важный вопрос — уплата налога на имущество. Он носит системный характер, подчеркнул Сергей Катырин. Предприниматели повсеместно обращают внимание на то, что налог на имущество организаций увеличился в связи с изменением его расчёта исходя из кадастровой стоимости имущества. Палата провела масштабный опрос бизнеса в 2021 году, и он показал, что проблема усугубляется, приводя к росту налоговой нагрузки в десятки раз. Это может иметь серьёзные негативные социальные и экономические последствия. Они, в конечном счёте, могут нивелировать плюсы от роста бюджетных поступлений. Экономическая ситуация пока не даёт оснований предполагать рост доходов владельцев административно-деловых и торговых центров, а также нежилых помещений. А затраты на содержание и эксплуатацию таких объектов растут. Перекладывание дополнительных расходов собственниками недвижимости на арендаторов ведёт и к сокращению числа последних, и к увеличению стоимости товаров и услуг для конечного потребителя.

Что здесь можно сделать? Например, по мнению главы ТПП РФ, следующее. Сегодня существенную часть офисных и торговых зданий, как правило, составляют места общего пользования и подсобные помещения, различные лестницы, эскалаторы. Всё это облагается по тем же ставкам налога, что и непосредственно торговые и офисные помещения. Было бы целесообразно, считает Сергей Катырин, для такого рода мест установить льготный режим или вовсе исключить их из налогообложения. Это даст возможность не повышать арендные платежи и тем самым поддержать бизнес и экономику в непростой экономической ситуации.

Заместитель руководителя ФНС России Дмитрий Сатин прокомментировал некоторые положения, затронутые Сергеем Катыриным в его выступлении. Он отметил, например, что могут быть увеличены пороги и предоставлены возможности применения «УСН. Онлайн» для компаний большей численности и с большим объёмом выручки.

Алексей УШАКОВ,

вице-президент

Союза «ТПП Оренбургской области»

Фото из открытых источников