ВУправлении Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области подвели итоги работы за девять месяцев текущего года в сфере антимонопольного и рекламного законодательства.
Открыл пресс-конференцию руководитель Управления Владимир Окшин. Он напомнил присутствующим о разработанном в соответствии с указом президента России Национальном плане развития конкуренции в Российской Федерации на 2021–2025 годы, уточнив, что мероприятия, заложенные в его основу, направлены на решение основных системных и отраслевых проблем, создание благоприятных условий для ведения частного бизнеса, устранение административных барьеров и искажений конкурентной среды.
Более подробно раскрыла начатую тему заместитель руководителя Управления Людмила Полубоярова, обозначив основные показатели и приоритетные направления нового Национального плана. Так, одним из ключевых его показателей определена численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, которая в 2025 году должна составить не менее 25 миллионов человек. А в качестве приоритетных направлений для развития конкуренции названы агропромышленный комплекс, сферы информационных технологий, энергетики, обращения с твёрдыми коммунальными отходами, природных ресурсов, строительства, транспорта, образования, здравоохранения, финансовых рынков, торговли и другие.
«Оренбургским УФАС России ведётся совместная работа с Министерством экономического развития, которое является уполномоченным органом по содействию развитию конкуренции в Оренбургской области в части подготовки проекта дорожной карты развития конкуренции в субъекте. И буквально завтра состоится заседание Общественного совета при Оренбургском УФАС России, где в том числе будут обсуждаться положения Национального плана», — уточнила Людмила Юрьевна.
Далее журналистам были представлены итоговые показатели работы Управления за девять месяцев текущего года. По словам Людмилы Полубояровой, продолжает показывать свою эффективность введённый институт выдачи предупреждений до возбуждения дел: постепенно уменьшается количество установленных нарушений и административных дел. Так, управлением в рассматриваемый период выдано восемь предупреждений. В большинстве случаев их получали представили органов власти и хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение, а также представители бизнеса в части ведения недобросовестной конкуренции.
Большинство предупреждений, выданных органам власти, было связано с необходимостью приведения в соответствие так называемого документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа, который предусматривает порядок изменений, утверждения, отмены конкретных маршрутов.
Признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, устанавливались, например, при необоснованном отказе в заключении договора.
В рассматриваемый период возбуждено 25 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства и установлено 8 фактов нарушения. В стадии рассмотрения из общего количества возбуждённых дел находятся 11.
Со стороны органов местного самоуправления наиболее частым нарушением антимонопольного законодательства является отсутствие в муниципальных образованиях Оренбургской области утверждённых схем размещения рекламных конструкций. Так, в адрес ряда муниципальных образований были направлены предупреждения, которые не были исполнены в установленный срок. Это повлекло за собой возбуждение дел, в результате которых действия МО были квалифицированы как нарушение ч. 1 ст. 15 закона «О защите конкуренции».
Говоря о контроле рекламного законодательства, Людмила Полубоярова отметила, что количество возбуждённых дел за девять месяцев 2021 года уже достигло показателей 2020 года и увеличилось количество установленных фактов нарушений. Так, на сегодняшний момент Оренбургским УФАС России возбуждено 33 дела, в том числе и по собственной инициативе, установлено 29 фактов нарушения рекламного законодательства.
По-прежнему самыми распространёнными нарушениями остаются факты распространения неправомерной СМС-рекламы, а также случаи нарушения действующего законодательства при распространении рекламы финансовых услуг (микрозаймов), табачной и алкогольной продукции. Это неизменная категория нарушений, которая лидирует из года в год.
Говоря о практике рассмотрения дел об административных правонарушениях и сумме наложенных штрафов, Людмила Юрьевна отметила, что в целях снижения нагрузки на малый и средний бизнес в ряде случаев применяются так называемые иммунитеты для субъектов малого и среднего предпринимательства, когда штрафы заменяются на предупреждение. Так, в указанный период Оренбургским УФАС России было возбуждено 131 дело, установлено 95 фактов административного правонарушения, в 33 случаях с учётом требований положения статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение.
За девять месяцев 2021 года выдано 29 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 980 934 рубля. Сумма уплаченного штрафа в 2021 году составила 6 804 838 рублей.
Говоря о работе Управления, нельзя не отметить показатель результативности антимонопольного органа, связанный с обжалованием в судах различных инстанций решений и предписаний антимонопольного органа. Практика оспаривания в судебном порядке решений и постановлений антимонопольного органа показывает, что в 2021 году из 178 решений, предписаний, предупреждений и постановлений Оренбургского УФАС России признаны судом недействительными частично или в полном объёме два решения, что составляет 1,12 % от общего числа.
Анна ЩУР,
специалист-эксперт отдела антимонопольного
и рекламного контроля, общественных связей Оренбургского УФАС России
Фото из открытых источников