Доллар США $ — 00,00 руб. Евро € — 00,00 руб. Юань ¥ — 00,00 руб. Тенге ₸ — 00,00 руб.

РАЗМЫШЛЕНИЯ МУФТИЯ о единстве мира в его разнообразии

Несколько месяцев «Талибан» (террористическая организация запрещена в России) находится у власти в Афганистане, политическая ситуация в регионе уже не будет прежней. Мы попросили ответить на некоторые вопросы главного муфтия Централизованной религиозной организации «Духовное управление мусульман Азиатской части России» Нафигуллу Аширова.

— Мусульмане — кто они? Есть ли различие между мусульманами России и стран Азии (Ирака, Афганистана, Сирии)?

— При всём том, что мусульмане проживают в различных странах и регионах, это единая и неделимая умма (сообщество), их мировоззрение основывается на двух незыблемых столпах, восходящих к священному Корану и благословенной Сунне пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Сунна, являясь неотъемлемой частью ислама, содержащей в себе его высказывания, поступки, одобрения каких-либо действий, совершённых в его присутствии, — второй после Корана важный источник для понимания и практического применения принципов и норм исламского вероучения.

Но вместе с тем, что все мусульмане являются единой неделимой уммой, несомненно, между ними есть некоторые различия. Они основаны на разности подходов и принятых мнений великих исламских учёных прошлого, основателей четырёх общепризнанных мусульманами школ шариатского права — мазхабов. Ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхабы названы по именам их основателей — учёных-правоведов прошлого, великих имамов ислама.

Что касается различий, то они основаны на мнениях основателей правовых школ, которые являются несущественными. Но в то же время они позволяют мусульманским правоведам современности в рамках этих авторитетных мнений с учётом ситуации принимать те или иные решения. Это и делает шариатское право гибким и универсальным, отвечающим на все насущные вопросы мусульман в различных жизненных условиях, в том числе и на вызовы современности.

— О мигрантах. Грозит ли России это в связи с общей нехваткой рабочей силы?

— Я думаю, что такая проблема существует. Специалисты, анализирующие состояние рынка занятости, констатируют, что в настоящее время в нашей стране существует значительный дефицит рабочей силы. Этому послужило и принятое ранее решение о введении карантина, как и временное закрытие границ. Все эти меры привели к значительному сокращению численности работающих в России мигрантов, и в результате этого, как говорят специалисты, с таким дефицитом столкнулся строительный сектор. Также издания отмечают, что острый дефицит гастарбайтеров ощущают дачники и жители деревень при больших мегаполисах, ведь их труд использовался в хозяйстве.

Сейчас многие предлагают использовать внутренние резервы трудовой силы. Но, как мне кажется, попытка решить нехватку рабочих рук развитием внутренней миграции, чтобы освободившийся вакуум на рынке труда заняли безработные россияне, малоэффективен — в первую ­очередь из-за условий труда и быта, а также разницы в предлагаемой заработной плате. По сообщениям ряда СМИ, объявленные в последнее время меры, озвученные замглавы МВД А. Горовым, говорят о завершении льготного режима для мигрантов. Это значит, что начиная с октября мигранты, не успевшие по разным причинам официально оформиться, будут вынуждены покинуть Россию, либо их выдворят через депортационные центры для нелегальных мигрантов. Эти меры могут послужить дополнительным фактором сокращения рабочих рук, что негативно отразится на многих секторах экономики, где использовался труд мигрантов.

— О салафитах и ваххабитах. Кто они? Это и есть те радикальные мусульмане, которыми нас пугают?

— Говоря о радикализме и радикально настроенных людях, нужно сказать, что такое явление в современном мире реально существует. Но если подходить к этому вопросу объективно, чего часто не хватает тем, кто об этом пишет, то это явление имеет место быть практически во всех странах и среди людей различных мировоззрений, а не только среди части мусульман. Я не могу согласиться с тем, что экстремизм или даже терроризм является чем-то относящимся сугубо к людям, исповедующим ислам. Конечно, ислам как мировоззренческая система, духовный стержень, регулирующий образ жизни мусульманина, имеет для верующего человека огромное значение, и, выступая в защиту этих ценностей, мусульманин готов пожертвовать многим. Особенно это может проявляться, когда складывается ситуация, угрожающая его духовным ценностям и религиозным святыням.

Говоря же о росте радикализма в мире, мы должны не просто констатировать сам этот факт, но и, в первую очередь, постараться проанализировать причины его возникновения. Без анализа, осознания и понимания этих причин мы не сможем бороться с этим губительным явлением, от которого сегодня страдают и сами мусульмане, и весь современный мир. Что касается экстремистских проявлений в мире ислама, то общеизвестно, что по историческим меркам совсем недавно исламский мир, мусульманские страны, живущие по своим законам и религиозным традициям, не вызывали никаких опасений со стороны представителей других культур. Люди разных верований беспрепятственно, не опасаясь за свои благополучие и жизнь, посещали исламские страны, налаживали связи по различным направлениям. Тут можно спросить: так что же случилось, что мир стал другим?

В действительности мир, в котором мы жили несколько десятилетий назад, кардинально изменился. Сегодня мы все являемся свидетелями фактического разрушения целого ряда исламских стран в результате вторжения или даже простого вмешательства в них внешних сил. Это привело к тому, что были нарушены привычный уклад жизни народа и сложившийся баланс сил, державшие политическую конструкцию этих стран. Естественно, фактор иностранного вторжения и, как результат этого, разрушение государственно-политической системы вызвали в них хаос, небывалое насилие и попрание сложившегося веками общественного, национального и религиозного устройства. Это в качестве ответной реакции вызвало ожесточённую борьбу и сопротивление возникших в таких экстремальных условиях группировок, апеллирующих к исламским лозунгам. Ну и, наверное, как это часто бывает в любой войне, всё это противостояние постепенно переросло в самые экстремальные, а порой и нечеловеческие методы борьбы. Это моё видение того, что касается много лет происходящей трагедии, связанной с вторжением иностранных сил в исламские страны и их дестабилизацией, с фактической утерей многими из них своего суверенитета.

Что касается термина «ваххабизм», то эта идеология восходит к одному из проповедников — Мухаммаду ибн Абд аль-Ваххабу. Это религиозно-политическое движение сегодня многие исследователи в области ислама называют по имени его основателя.

К сожалению, многие ошибочно приписывают это движение, стоящее несколько в стороне от четырёх упомянутых общепринятых правовых школ, ряду стран арабского полуострова. Но должен сказать, что это утверждение не совсем верно, так как в своём большинстве там распространён мазхаб имама Ахмада ибн Ханбала, основателя одного из четырёх правовых школ в современном ортодоксальном суннитском исламе, о которых мы говорили. Несомненно, в этих странах есть известные последователи данной идеологии, но также мы знаем, что современное политическое руководство некоторых из этих стран кардинально пересматривает своё отношение к обозначенному явлению.

Главная проблема, наверное, заключается не в том, что представители этого движения зачастую оспаривают те или иные теологические изыскания величайших учёных прошлого, так как сама по себе разность мнений, имеющих теологическое обоснование, допустима в исламе. Но, позиционируя себя как прямых последователей мусульман первых веков ислама, по многим важным вопросам в своих суждениях они придерживаются неприемлемой категоричности. Такое отношение проявляется и в отношении наследия великих имамов вышеупомянутых общепринятых четырёх правовых школ, являющихся основным фундаментом исламского вероучения. Такая непримиримая категоричность в изложении своего видения иногда приводит к непониманию, никому не нужной внутрирелигиозной напряжённости и даже порой к прямому противостоянию, что противоречит основному канону ислама о братстве верующих.

— Ваше мнение о положении в Афганистане. Талибы — это те же мусульмане, или они отличаются чем-то от других?

— Насколько мне известно, большинство коренных жителей этой страны исповедуют традиционную исламскую школу ханафитского мазхаба, основанную, как было уже сказано, на учении одного из четырёх имамов ислама — великого Абу Ханифа. Эта исламская правовая школа наиболее широко распространена в современном мире. Во многих странах Азии, в том числе и в среднеазиатских республиках бывшего СССР, а также в России, наиболее распространённым является ханафитский мазхаб.

Что касается самого этого движения, то общеизвестно, что его адепты не являются какими-то наёмниками — оно в основном состоит из коренных жителей этой исстрадавшейся страны, разрушенной вторжениями иностранных сил с целью силой навязать афганскому народу своё миропонимание и принципы жизни. И это, как и предыдущие движения сопротивления, сформировалось как афганское национально-освободительное движение против оккупации, последнее из которых длилось более двадцати лет. История знает много подобных примеров самоотверженной борьбы народов за свободу и независимость своего Отечества.

В этом ключе можно привести пример героической борьбы народа Алжира, положившего на алтарь победы и освобождения от французских колонизаторов более миллиона убиенных оккупантами шахидов. Также мы знаем о ярких примерах героической борьбы народов Туниса, Ливии, Судана, как и более близкие примеры борьбы народов СССР против гитлеровских захватчиков или Вьетнама, завершившейся позорным изгнанием врагов.

Естественно, отношение как моё личное, так и, я думаю, мирового сообщества к их приходу к власти будет зависеть от того, как они сумеют выстроить государственную систему и обеспечить её эффективное функционирование, соответствующее современным реалиям и потребностям народов Афганистана. Но учитывая изменения, произошедшие в сознании лидеров этого движения за последние десятилетия, чему свидетельствуют их переговоры и официальные заявления, можно надеяться, что они не совершат ошибок прошлого и постараются сконцентрироваться на проблемах своей собственной страны и его народа.

Беседовал Александр ПОНОМАРЁВ

Фото из личного архива шейха Нафигуллы Аширова

и открытых источников