Цена: 50 000 рублей
Основанный в XVIII веке как город-крепость, Оренбург имел два главных функциональных назначения: служить оплотом крепостной пограничной линии и быть центром торгового и политического общения с народами Казахстана и Центральной Азии. По мнению доктора архитектуры Н. Л. Крашенинниковой, Оренбург можно считать «после Петербурга вторым образцовым городом новой петровской формации», «эталоном русского регулярного города XVIII века».
Главная улица, где с первых построек располагались наиболее важные сооружения, начиналась от Набережной и поначалу носила название Большая. Затем ее несколько раз переименовывали, в зависимости от значимых событий в городе и стране: Губернская, Николаевская, Советская. Статус главной улицы она сохранила и до наших дней, а став пешеходной, привлекает горожан возможностью погрузиться в атмосферу Старого города.
Для заслуженного художника России Юрия Рысухина, переехавшего в степную столицу из Краснодара в 1974 году ради сложившейся здесь уникальной творческой атмосферы и желания учиться левкасу у художника Виктора Ни, Оренбург стал любимым местом в России. Это чувствуется в его этюдах, написанных с особенной теплотой.
Художнику удалось передать трепетное отношение к архитектурному пространству и лирическое настроение, наполненное тревогой за историко-культурное наследие, которое нуждается в сохранении и использовании, ведь именно оно придает городу неповторимый евро-азиатский облик.
Цена: 50 000 рублей
Оренбург по праву включен в «Список исторических городов России» с 1970 года, так как в городе, сохранившем свою первоначальную градостроительную архитектонику, около 400 объектов историко-культурного наследия. Но особую привлекательность Старому городу придают не только памятники архитектуры, но и рядовая застройка, которая позволяет прикоснуться к специфике приграничного города, сохранявшего статус крепости более ста лет, и ставшего купеческим торговым центром во второй половине XIX века.
Художник Юрий Рысухин ни раз подчеркивал, что он является поклонником русской культуры и архитектуры и его волнует будущее Старого города. Свою активную позицию по сохранению уникального исторического центра он отстаивает на градостроительном совете города, членом которого является, а также в своем творчестве.
Переулок Фабричный, когда-то носивший название «Торговый», со своими старыми постройками, неотъемлемыми элементами городского пространства, хранилищем культурной памяти, позволяет почувствовать купеческий «колорит» города.
В переулке Фабричный художника заинтересовала арка, соединяющая два старинных дома. В этом этюде он продемонстрировал свое умение увидеть в деталях и фрагментах необычное, подчеркнуть, что и привычный окружающий мир российской провинции имеет свою ценность и не менее дорог, чем столичные красоты.
Ольга Кобер,
культуролог, искусствовед,
историк искусства, член Союза художников России