Доллар США $ — 00,00 руб. Евро € — 00,00 руб. Юань ¥ — 00,00 руб. Тенге ₸ — 00,00 руб.

ПРОВЕРЯЙ, НО ДОВЕРЯЙ

Анализ основных положений Федерального закона № 248-ФЗ от 31.01.2020

С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Реализация его положений должна привести к уменьшению непосредственного взаимодействия контролируемых лиц и контрольных органов, повысить гарантии контролируемых лиц, обеспечить цифровизацию системы контроля, за счёт которой снизятся издержки граждан и организаций.

Госконтроль — это деятельность контролирующих органов, которая направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Закон о госконтроле закрепляет приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольным (надзорным).

Контрольно-­надзорные мероприятия проводятся лишь в случае недостаточности и (или) неэффективности негосударственных форм обеспечения соблюдения обязательных требований.

Предусмотрены, в частности, такие профилактические мероприятия:

— меры стимулирования добросовестности;

— самообследование;

— информирование;

— консультирование;

— обобщение правоприменительной практики.

Участие в профилактических мероприятиях — право, а не обязанность контролируемых лиц, и потому необходимо получать их согласие на проведение таких мероприятий.

Закон предусматривает переход на онлайн-­взаимодействие. Составление документов контрольно-­надзорными органами будет осуществляться в электронной форме с подписанием усиленной электронной цифровой подписью. До 31 декабря 2021 года сохранится возможность направления документов в адрес юридического лица и индивидуального предпринимателя на бумажном носителе в ряде случаев — например, в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме либо по запросу такого лица.

Отдельная глава в законе № 248 посвящена информационному обеспечению. Проведение каждого контрольного мероприятия должно фиксироваться в информационных системах и реестрах.

Для информационного обеспечения создаются:

1) единый реестр всех видов контроля;

2) единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;

3) информационная система досудебного обжалования;

4) реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований;

5) информационные системы контрольных (надзорных) органов.

Информационные системы контрольных органов должны обеспечивать передачу необходимых сведений в единый реестр видов контроля и единый реестр контрольных мероприятий.

В случае отсутствия в информационной системе сведений о контрольно-­надзорном мероприятии либо отдельном его действии такие мероприятия (действия) не приобретают юридического значения, а инспектор не допускается на объект.

Все сведения как о действиях контролёров, так и о соблюдении обязательных требований контролируемыми лицами должны быть доступны в информационных системах в режиме реального времени.

Закон о госконтроле отказывается от использования проверок как основного инструмента контроля и смещает акцент на иные контрольно-­надзорные мероприятия (контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит и другие).

Общий срок проведения документарной и выездной проверок сокращён до 10 рабочих дней.

Смысл в том, что цели госконтроля будут достигаться при помощи более мягких и менее затратных методов, не предполагающих непосредственного взаимодействия.

Предусмотрен досудебный порядок обжалования решений, а также действий (бездействий) контрольного (надзорного) органа.

Константин БАННИКОВ,
начальник отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Оренбургской области, младший советник юстиции
Фото: control-­nadzor.ru

Другие номера