Доллар США $ — 00,00 руб. Евро € — 00,00 руб. Юань ¥ — 00,00 руб. Тенге ₸ — 00,00 руб.

НА ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Оренбургской области Виктор Коршунов совместно с региональными ТПП, ОСПП и ОРОО «ОПОРОЙ РОССИИ» провели ряд рабочих встреч, посвященных проблемам предпринимателей области.

На базе СОЛКД «Самородово» проводился двухдневный Региональный Форум «Социальное партнерство, XXI век». С информацией «Управление развитием экономики: госплан 2.0» выступил член Правления ОСПП Игнат Петухов.

Положительными практиками решения проблемных вопросов бизнеса по весогабариту, несогласованному строительству федеральных дорог без учета съезда к объектам предпринимательской деятельности, отсутствию обратной связи по учету замечаний экспертного сообщества от бизнеса при ОРВ поделился Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Оренбургской области Виктор Коршунов.

20 февраля 2024 года в открытой дискуссии по вопросам рисков дробления бизнеса приняли участие Оренбургский бизнес-омбудсмен Виктор Коршунов, руководитель УФНС России по Оренбургской области Денис Смехов и экспертное сообщество областного центра. Обмен мнениями состоялся по инициативе Уполномоченного по защите прав предпринимателей, который обозначил основной проблематикой встречи «дробление бизнеса» и критерии, которыми руководствуются налоговые органы при рассмотрении подобных вопросов. Значимость темы для обсуждения обусловлена отсутствием четкого институционального определения такого дробления, что, по мнению предпринимателей, приводит к разнице в подходах к ее верификации со стороны бизнеса и ФНС.

— Все критерии по дроблению описать невозможно,— отметил руководитель Оренбургской налоговой.— В области более 70 тысяч налогоплательщиков и анализировать опыт каждого просто нереально. Поэтому мы исходим, в первую очередь, из складывающейся судебной практики и писем ФНС России. Разъяснения по профилактике недопущения злоупотребления создания неправомерных схем по дроблению бизнеса налоговыми органами области даются при адресных обращениях налогоплательщиков и на семинарах при возникновении соответствующих вопросов от участников. Следует отметить, что налоговые органы не предъявляют необоснованные претензии к разделению бизнеса, не направленному на злоупотребления, поскольку выбор и изменение бизнес-структуры является исключительным правом хозяйствующего субъекта.

В целом глава налоговой службы региона отметил достаточно высокую правовую грамотность оренбургских налогоплательщиков и их добросовестность. Так, по итогам 2023 года проведено только 2 проверки по признакам дробления бизнеса.

Проблемы предпринимателей, связанные с переходом с упрощенной системы налогообложения (УСН) на общую систему налогообложения (ОСН), особенно в контексте дробления бизнеса, являются актуальной темой, требующей внимания и анализа. Переход на ОСН может стать сложным и вызывать негативные последствия для малых и средних предпринимателей.

Первая проблема связана с повышением налоговой нагрузки. При переходе с УСН на ОСН предприниматели обязаны уплачивать налоги с прибыли. При этом прибыль рассчитывается исходя из суммы всех доходов и убытков, что может привести к возникновению дополнительных налоговых платежей. Для предпринимателей, которые ранее пользовались упрощенной системой, такое увеличение налоговой нагрузки может стать значительным и негативно сказаться на их финансовом положении.

Вторая проблема связана с увеличением административной нагрузки. Переход на ОСН требует от предпринимателей ведения более сложной и подробной налоговой отчетности. Это включает в себя формирование отчетов по расходам, учету активов и обязательств, а также подготовку деклараций по налогу на прибыль и другим налогам.

Третья проблема связана с необходимостью привлечения дополнительных квалифицированных кадров. При переходе на ОСН предприниматели сталкиваются с необходимостью наличия специалистов, которые смогут разобраться в сложностях общей системы налогообложения. Это может потребовать найма дополнительных сотрудников или привлечения услуг бухгалтерской компании. Дополнительные расходы на оплату труда или услуги могут значительно увеличить затраты предпринимателя и негативно сказаться на его финансовом положении.

Четвертая проблема связана с возможностью увеличения налоговых проверок. При переходе с УСН на ОСН предприниматель становится более подвержен проверкам со стороны налоговой инспекции. Это связано с тем, что общая система налогообложения предоставляет больше возможностей для налоговых органов контролировать и анализировать финансовую деятельность бизнеса. Пятая проблема касается постановки вопроса о том, как будет применяться и будет ли применяться объявленная Президентом амнистия в отношении налогоплательщиков, по отношению к которым проведены либо проводятся мероприятия налогового контроля с перспективой доначисления налоговых платежей.

С позиции положений Налогового кодекса Российской Федерации (ст. 100–101) процедура оформления результатов налоговой проверки и предъявления к уплате сумм налоговых платежей строго регламентирована и последовательна, соответственно за этапом составления акта налоговой проверки и вынесения решения следует обязательный механизм применения мер взыскания задолженности со своими пресекательными сроками, что в действующем правовом регулировании обойти налоговые органы не могут.

Наряду с изложенным выше логичным представляется также вопрос о тех доначислениях, по отношению к которым вынесенные решения оспариваются в арбитражном суде, учитывая в том числе то что в среднем срок рассмотрения такого дела составляет 1 год. Кроме того, в параллели с фактом доначисления сумм налогов в результате так называемого «дробления» бизнеса правоохранительными органами может быть возбуждено уголовное дело, по сути целью которого является побуждение виновного лица к уплате недостающих средств в бюджет.

Представляется логичным отметить тот факт, что синергия «дробления бизнеса» несет в себе два звена: первые — это те кто дорастил экономические мощности находясь на упрощенной системе налогообложения и потенциально готов перейти на общий режим, но пока по возможности «экономит» не осуществляя такой переход ввиду большей налогоемкости общего режима налогообложения; вторые — это категория бизнеса которая в принципе в силу малой рентабельности ориентирована на применение упрощенного режима налогообложения и для которых переход на общий режим приведет к убыткам и банкротству.

В этой связи, выведение «из тени» второй категории бизнеса и попытка перевода на общий режим налогообложения будет иметь обратный эффект в виде остановки деятельности с вытекающими последствиями, включая вынужденное увольнение сотрудников.

Указанные обстоятельства не могут не быть учтены на данном этапе фискального контроля с одной стороны и выполнением поручения Президента с другой, с максимальной задачей сохранить существующий бизнес и связанную с ним экономику.

Саблин Андрей

Общественный омбудсмен в сфере коммуникативных технологий и СМИ