Доллар США $ — 00,00 руб. Евро € — 00,00 руб. Юань ¥ — 00,00 руб. Тенге ₸ — 00,00 руб.

НАША МИССИЯ — ПОМОГАТЬ ВАШЕМУ БИЗНЕСУ РАЗВИВАТЬСЯ

В преддверии международной выставки «Агропродмаш 2021» (г. Москва) мы побеседовали с ее участником от Оренбургской области Ивановым Михаилом Георгиевичем, Директором M-consalting (группа компаний «ОренКлип»).

— Как появился «ОренКлип»? Хочется понять это с самого начала, ведь есть большая разница в том, как стартует бизнес. Одно дело — планово созданная «дочка» с поддержкой и всеми ресурсами за спиной, во главе которой стоят наёмные менеджеры, другое дело — выросшая «с нуля» организация, которую возглавляют и развивают сами создатели на свой страх и риск.

— Наш случай — как раз второй сценарий. В духе историй про Apple и тому подобных. В 2005 году группа студентов-­энтузиастов из ОГУ занялась на практике именно тем, чему училась теоретически в университете. Стали находить клиентов, и прямо в гараже начали ремонтировать мясоперерабатывающую технику. Получилось. Дело наладилось, начался рост, который, кстати, не закончился до сих пор.

dav

— Какие же успехи на данный момент?

— Мы изменились и количественно, и качественно. На сегодняшний день клиентов у нас более двухсот. Продажи в 2020 году составили около 24 миллионов евро. Коллектив группы компаний (а теперь мы уже являемся, можно сказать, небольшим холдингом) сейчас составляет около 130 человек, хотя всего лишь в 2011 году было только пятеро.

Но важнее качественные изменения. Сейчас мы являемся достаточно крупным для нашей отрасли предприятием, которое занимается не только ремонтом оборудования, но и сервисом, проектированием «под ключ» крупных производственных предприятий, заводов по убою свиней, КРС, баранов, лошадей. В структуре организации имеются все специалисты, компетенция которых позволяет осуществлять сложные инженерные проекты. Это технологи, конструкторы, проектировщики, промышленные программисты и прочие производственные подразделения.

Благодаря данным профессиональным ресурсам «ОренКлип», начиная с 2018 года, перешёл к выпуску собственного оборудования, достигнув в этом направлении определённых успехов. И теперь оборудование собственного производства импортируется из Оренбургской области не только по территории России, но и в страны таможенного союза, ближнего зарубежья.

География деятельности быстро вышла за пределы города и области, и теперь нашими клиентами становятся предприятия не только регионов нашей страны, но и ближнего зарубежья. А в прошлом году мы осуществили поставку целого колбасного цеха для мясокомбината в Южной Корее. Как оказалось, этот экзотический для Кореи продукт пользуется хорошим спросом.

— Какое место сегодня занимает Ваше предприятие на рынке Оренбуржья?

— В данном случае, можно сказать, что мы занимаем первое место, поскольку на данный момент «ОренКлип» является единственным производителем оборудования для убойных цехов и мясоперерабатывающих предприятий на территории Оренбургской области.

— Говорят, что после открытия, в первый же год своего существования, закрывается девять из десяти предприятий, а во второй год — девять из десяти оставшихся. Успешными становятся считанные единицы. Как вам удалось оказаться в их числе?

— Всё просто: благодаря людям. Как говорится, кадры решают всё. Именно кадровой политике мы уделяем особое внимание. Постоянно ищем по всей стране сотрудников с высоким уровнем компетентности. Есть немало примеров, когда квалифицированный специалист принимает решение о переезде к нам из другого города. В этом случае мы помогаем ему обустроиться. Кроме того, перенимаем опыт у других предприятий в деле организации рабочих процессов, в том числе западных, поскольку плотно работаем с Европой, сотрудничаем со многими европейскими фирмами.

Кстати, важно заметить: активно участвуя в совместных проектах с европейскими компаниями, такими как GEA, JBT, Autotherm, Fessman, Pek-­Mont, Banss и прочими гигантами, мы максимально стараемся увеличить процент локализации за счёт собственного производства.

— Что, по вашему мнению, мешает развитию компании?

— В двух словах и не объяснить. Дело в том, что развитие рынка на Западе привело к периоду глобализации, когда предприятия, объединяясь, создают мегакорпорации. В итоге для начинающего российского производителя, только развивающего свои компетенции, вынужденного догонять своих западных коллег, встаёт большая проблема и опасность. Дело в том, что его целевой клиент — это малый и средний бизнес. Который в результате той же самой глобализации не может конкурировать с гигантами и уходит с рынка.

Возможно, этот процесс цикличный, и вскоре снова начнут появляться малые и средние предприятия, но сейчас такая ситуация, что целевой клиент едва родившегося российского производителя уже уходит. Что создаёт большое давление на российские ростки инженерной компетенции в производстве пищевого оборудования. А это всё ясно показывает: для того, чтобы включиться в крупные проекты, где придётся биться с транснациональными корпорациями, такими как Marel, Frontmatec, JBT, Provisur, крайне желательно или даже необходимо, кроме высоких компетенций, иметь поддержку со стороны государства.

Ведь существует некая коллизия: государство искренне хочет, чтобы агропромышленный комплекс в части мясоперерабатывающих предприятий, убойных заводов и т. д. брал из импорта всё самое лучшее и мог позволить себе приобрести для работы самые передовые технологии. Для этого им оказывается всесторонняя помощь в виде субсидий и прочих механизмов. Однако крупные предприятия, получая эту поддержку, нацеливаются на покупку иностранных технологических решений, идя по проторённой дорожке и не особо анализируя свежие предложения отечественного рынка. То есть поддержка государства в конечном итоге идёт на покупку зарубежной техники.

Выбор этого оборудования производителями мясной продукции понятен и не лишён оснований: европейскую технику есть за что уважать. Она хороша, отказываться от неё не следует. Однако государство, например, могло бы указывать на определённый процент локализации, и доведя его, грубо говоря, до 30–40 %, оно даст существенный толчок для развития отечественных молодых инженерных компаний. Чтобы прорваться на глобальный рынок, государство должно их поддержать, ведь только они смогут консолидировать, сгруппировать отечественного производителя и смежные предприятия. На это указывает опыт западных коллег.

Зачастую транснациональные компании — это производные инжиниринговых компаний. То есть инжиниринговая компания, к примеру, Marel, в своём развитии пошла дальше, чем укрупнение, включившись в процесс глобализации: она присоединила к себе всех своих смежников, а также производителей. Не факт, что это правильно. Мы видим и другую возможную схему, когда отечественная инжиниринговая компания, ориентированная на российских производителей, объединяя их, выступает неким хедлайнером, заходя в крупные проекты при поддержке государства, которое диктует процент локализации, и получает свою долю, распределяя её на территории страны. Так государственная поддержка на развитие АПК плавно переходит на развитие пищевой машиностроительной индустрии.

В этом нет никакой фантастики. Почему мы с Marel пока не можем бороться на равных? Никакой тайной причины тут нет. Просто потому, что пока созданы условия, при которых здесь и сейчас выгоднее купить Marel. В массовом создании есть схема: «Европа — это всегда инновационное, это круто, а наше — нет». А по факту это далеко не всегда так. Технологии у европейцев могут быть те же, что десятилетия назад, а наши — ничуть не хуже. Возможно, конкурентоспособность придёт к нашим инженерным компаниям и сама. Возможно, наши предприятия постепенно разовьются до таких объёмов, но времени на это уйдёт очень много. И за эти годы многие ростки компетенции угаснут, потому что их целевая ниша сейчас тонет.

— Где вы берёте сырьё для вашего производства?

— Компоненты вынужденно закупаем за границей. Импортируем из Германии, Польши, Италии, Великобритании, Австрии, Нидерландов — со всей Европы. Однако покупаем и российские, причём достаточно много. Это стало возможно, потому что в России, ­наконец-то, построены соответствующие заводы, появились компетенции, развилось производство отечественных компонентов. Причём не только у нас, но и в ближнем зарубежье. В первую очередь, конечно, в Белоруссии.

Также мы и сами производим многое. У нас есть достаточно серьёзная металлообрабатывающая база, токарные, фрезерные станки, станки с ЧПУ, лазеры, в числе которых есть и российские.

А металл мы, разумеется, приобретаем у российских производителей, которых у нас очень много. И в этом, кстати, мы не одиноки. Ирония состоит в том, что многие западные компании, те же самые Banss, Frontmatec, Voran, Renner и т. д., закупают метал в России, и из него потом делают своё оборудование и продают его нам же втридорога, с огромной добавленной стоимостью. Это досадно, это хочется изменить.

— Как складываются ваши отношения с региональной властью?

— Мы очень позитивно относимся к тому, что пришла молодая, энергичная команда активных политиков во главе с Денисом Владимировичем Паслером, которая оказывает огромное содействие бизнесу. Мы очень благодарны также Игнату Евгеньевичу Петухову, который в бытность свою руководителем АО «Корпорация развития Оренбургской области», действующей совместно с Фондом развития предпринимательства, помог нам правильно подобрать механизм государственной поддержки при приобретении высокоточных токарных и фрезерных станков DMG Mori с ЧПУ. Производство которых, кстати, локализовано в России, на базе Ульяновского станкостроительного завода.

Также сейчас благодаря поддержке региональной власти мы участвуем в прорывном и грандиозном проекте по созданию особой экономической зоны в Оренбургской области — в Орске и Оренбурге. Мы возлагаем на этот проект большие надежды и подали заявку на участие в нём. Если нашу кандидатуру одобрят, мы сможем получить определённые налоговые преференции, что в будущем позволит нам, а в нашем лице и Оренбургской области конкурировать с европейскими производителями.

— Как вышло, что в области нет предприятий по производству оборудования для пищевой промышленности подобного вашему?

— Да, аналогов нет, и сказать по этому поводу особо нечего, кроме того, что было сказано ранее: молодым предпринимателям сегодня в принципе очень тяжело. Но у нас есть большое количество смежников, предприятий-­партнёров, которые включены в одну производственную цепочку и составляют с нами деловые тандемы. Они также стараются активно развиваться и делают на этом пути успехи. Многим из наших региональных предприятий дали работу мы, многие дали работу нам.

Кстати, нельзя не обратить особое внимание на один важный частный момент. В производстве нам часто требуется осуществлять промышленное цинкование металла. Мы работаем с Салаватовским заводом горячего цинкования, с заводами промышленного цинкования в Челябинске, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Но давайте вспомним, что в результате аварии в январе 2019 года сгорел крупный местный завод промышленного цинкования — в селе Покровка Новосергиевского района, наиболее предпочтительный для нашего предприятия смежник ввиду минимальных логистических издержек. Это очень большая потеря для нас и производственных предприятий региона в целом. Это был надёжный, крепкий смежник. Очень бы хотелось, очень нужно, чтобы он продолжил свою работу. Ранее были разговоры о том, что его собираются восстанавливать, на что мы очень надеемся. Но, к сожалению, пока ничего не изменилось.

— Какое оборудование вы предлагаете для рынка?

— Самое разнообразное. Если идти от начала — то убойные цеха, далее — обвалка, разделка, затем — линии по производству колбас, пельменей и прочих полуфабрикатов, полностью готовых блюд. Так что убой, обвалка, глубокая переработка и упаковка — все направления мясного производства находятся в зоне нашей компетенции.

— Какие у вас планы на будущее?

— Создать крупную инжиниринговую компанию, которая будет на равных конкурировать с транснациональными компаниями, такими, как GEA, Marel, JBT, Provisur, Middleby Frontmatec. Не только на территории РФ, но и в глобальном масштабе. Многие корпорации, кстати, выросли из инжиниринговых фирм при условии финансирования крупными финансовыми структурами. Их рост и слияние были бы невозможны или затруднены без соответствующей поддержки.

Наша цель — построить компанию, которая сможет консолидировать на основе равноправного партнёрства крупных российских производителей пищевого оборудования, комплектующих и расходных материалов, а также и инновационные компании в сфере роботизации и IT-технологий. С этими позитивными намерениями мы и стремимся развиваться.

Беседовал Александр Пономарев

Фото из архива

ООО «Фирма «ОренКлип»