Доллар США $ — 00,00 руб. Евро € — 00,00 руб. Юань ¥ — 00,00 руб. Тенге ₸ — 00,00 руб.

ЛЕГЕНДЫ РОССИЙСКОГО МОТОСПОРТА

Путь чемпиона

Вгостях у Федерации мотоциклетного спорта Оренбургской области — Мастер спорта Международного класса СССР и Заслуженный мастер спорта РОССИИ Александр Балашов, Директор заключительного этапа Чемпионата России по гонкам на льду в Красногорске, назначенных на февраль 2024 года. Мы не хотим повторять впечатляющую статью из Википедии. Мы хотим проследить путь чемпиона так, как он сам его сегодня видит и чувствует.

«Слышал рев моторов — и сам заводился!»

— Как ворвался мотоспорт в вашу жизнь? Это было первое спортивное увлечение — и на всю жизнь?

— У меня на самом деле было все по-другому. Я не сразу пришел в мотоспорт. Еще в детстве я прошел все кружки, которые были у нас в городе — юных техников, юных натуралистов, юных пожарников… И волейболом занимался, и лыжами. Я родом из Восточного Казахстана, из небольшого городка Риддер. В мотоспорт меня привел старший брат. Вместе с другом он собирал в гараже подобие кроссового мотоцикла — из «Ковровца»! И, когда работа получилась и крылья подняты, и подвеска, и руль установлен спортивный, и номера появились, мы стали выезжать на тренировки. Между тем в соседнем дворе жил человек, работавший в ДОСААФ. Однажды, на его юбилее, меня увидел старший тренер нашего спортивно-технического клуба Василий Васильевич Дальчанин. Ему сказали: пойдем, посмотришь на ребят, которые сами собрали гоночный мотоцикл. Мы испугались: документов на него не было, и стало страшно, что технику попросту у нас отберут. Брат тут же заявил, что никакого мотоцикла на самом деле нет, и даже ключа нет от гаража! В те времена гаишники, если видели на улице такие мотоциклы, изымали их без разговоров. Тренер, кажется, все понял, и тут же пригласил нас в клуб. И мы уже серьезно стали заниматься мотокроссом.

— И сколько было тогда будущему Чемпиону мира?

— О, я был тогда маленьким, восьмилетним пацаном. Для меня не было ни мотоцикла, ни дисциплины. Не было ничего подходящего, чтобы меня можно было «зацепить», посадить на какой-нибудь мотоцикл. Зато брату было 14, ему дали технику, мы стали выезжать на тренировки. Я, конечно, на велосипеде — смотрел, помогал, толкал, когда надо было. И постепенно втянулся, прикипел к этому виду спорта. Слышал рев моторов и сам «заводился»! Часто заглядывал в окно гаража, наблюдая за братом Сергеем и его товарищами, занимавшимися своими мотоциклами. Когда мне исполнилось 9 лет, нам в клуб привезли три пятидесятикубовых мопеда, и я уже начал заниматься полноценно. В пятнадцать сел на ледовый мотоцикл. Сразу на 500-кубовый.

— Когда началось полноценное участие в ледовых гонках?

— Это стало возможным только, когда мне исполнилось 18. Это сейчас можно получить лицензию и выступать полноценно на Чемпионате России на пару лет раньше. Я выступал в кроссе до 16 лет, но брал справку от родителей, что они разрешают мне заниматься мотоспортом. Только в мотокроссе, на лед меня все равно не выпускали до восемнадцати. На областных соревнованиях сразу занял третье место. А вторые гонки уже выиграл. И нас, кто занял 1 и 2 места, отправили на полуфинал Союза в Ленинград. Это был 1986 год. Мой старший брат Сергей, который все эти годы меня опекал, этой победы не увидел. В 1985 году он разбился в автоаварии.

Как вы оказались в Москве, став самым молодым гонщиком в команде?

— Все остальные в сборной России были взрослыми и титулованными такие, как, например, Владимир Епифанов. Началось с того, что в 1986 году мы, двое лучших спортсменов Казахстана, получили путевку на полуфинал личного чемпионата СССР. На этих соревнованиях меня заметил тренер команды завода ЗИЛ Виктор Аркадьевич Сабуров. Я переехал в Москву и стал выступать за его команду. В 1987 году я стал серебряным призером Чемпионата СССР среди юниоров, после чего был включен в сборную СССР по ледовому спидвею. Потом случился двухлетний перерыв служил в армии, и, естественно, из сборной выбыл. Однако — не навсегда! В 1990 году в первый раз после долгого перерыва поехал с командой от Москвы на Чемпионат СССР, где мы стали чемпионами. И меня снова включили в состав сборной страны по ледовым гонкам..

«Я этим живу»

— Александр, что вам сегодня интереснее смотреть: ледовые гонки, кросс, мотобол, эндуро…?

— Всегда на первом месте был лед. А сейчас я смотрю с удовольствием и кросс, и шоссейные гонки. Все интересно. Я этим живу. В наступающем году в Саранске состоятся гонки ветеранов на льду — надеюсь там выступить.

— Какие соревнования особенно врезались в память?

— В моей карьере было много непростых моментов. В 1995 году мы должны были проехать пять этапов Чемпионата Мира в гонках на льду, в разных странах. И вот на третьем из них, в Варшаве, мы с Владимиром Фадеевым (город-?) попали в суровую историю. Поляки проводили такие соревнования впервые, и не знали толком, как надо чистить гоночную дорожку. Они бульдозером снимали верхнюю шелуху, при этом разбивая лед и засыпая ледяной крошкой выбитые колеи — настоящие ямы по 15–20 сантиметров. Когда влетаешь в такую борозду, мгновенно теряешь ход, и тебя срывает с дорожки. Кто как мог, так и ехал. В одном из заездов я влетаю в такую глубокую колею, срывается заднее колесо, меня разворачивает поперек движения, и Фадеев бьет меня передним колесом в руку, сгибая ее в обратную сторону… Восстановили меня в немецкой спортивной клинике — буквально за неделю. Ну, как восстановили? Конечно, рука была слабой и могла в любой момент вылететь из сустава. Мне поставили металлическую шину с шарниром. Я разрезал рукав комбеза, сунул в него руку, перемотал скотчем. Так и выступал на следующих этапах. На том чемпионате у меня не хватило сил стать первым, но я пришел вторым, после шведа Пер-Олафа Сирениуса. Стал вице-чемпионом. Мне не хватило буквально пары-тройки очков. А вот еще был случай, в 1998 году. Тогда двигатель моего ЭСО был расположен на раме горизонтально, и не вертикально, как сейчас. Выиграл 6 этапов. Приезжаю в Берлин. В Европе, в отличие от нашего жесткого льда, лед «играет», и рама как бы пружинит. И вот на большом ходу по чистому льду мое переднее колесо вдруг оказывается в воздухе, и я ничего не могу сделать! Конечно, улетел в «тюки», получив сотрясение в первом же заезде. Только через неделю, поправив немного здоровье, поехал на заключительный этап в Голландию. Несмотря ни на что, тогда я стал в очередной раз чемпионом мира, потому что выиграл остальные этапы.

— Не помню публичных конфликтов в мотоспорте, в отличие от других видов. Но ведь конкуренция у вас не менее жесткая. Чем это объяснить?

— Вы знаете, у нас, в мотоспорте, нет такого, чтобы кто-то затаил обиду или злобу на конкурента. Сегодня мы гоняемся, соревнуемся, а завтра садимся за один стол, нормально общаемся. Конечно, иногда бывает, что, к примеру, газ передержал, и в тебя врезается мотоцикл соперника — хорошо, если ногу не порвал. Все знают, что у нас шипы почти в три сантиметра длиной.

«Как мне дали «порулить» самолетом»

— Какие встречи со знаменитыми спортсменами особо запомнились?

— Большим событием стала церемония Международной Федерации, на которую приглашались все спортсмены — чемпионы мира по всем дисциплинам, и получали золотые медали в официальной праздничной обстановке. Дорогого стоят эти встречи. На такие церемонии я брал с собой комплекты шипов, дарил коллегам. Им было приятно, но они при этом головами качали — ах, как это возможно, ехать с такими огромными шипами, да еще без тормозов! Такие шипы действительно травмоопасны. И для тебя самого, и для спортсмена, который рядом едет. Были в истории мотоспорта трагические случаи, с этим связанные. Однажды, к примеру, чеху Антонину Клатовски просто ногу раздробило, когда по ней прошлось шипованное колесо. Нога стала в результате на 10 сантиметров короче — аккурат на ширину заднего колеса.

— Гонки полны драматических моментов. Но ведь были в вашей карьере и забавные случаи?

— В 1994 году у нас на Медео проводились международные соревнования. Мы летели туда в специально арендованном для нас самолете. Потом экипаж в полном составе пришел к нам на стадион. Полностью посмотрели гонку, прониклись — до этого они понятия не имели, что это за вид спорта. И вот, на обратном пути, в самолете, полном иностранцев, из кабины вышел пилот и поманил меня: «Александр, пошли…» В кабине говорит: «Садись за штурвал. Эту кнопку видишь? Это автопилот. Отключай». Я отключаю автопилот, вижу на панели колебания горизонтали, вертикали… Лечу, управляю. Получилось! Когда вернулся в салон, немцы спрашивают изумленно и испуганно: это что там было? Сидел, управлял — отвечаю. Немцы потрясенно: «Ничего себе, мы тут чуть не …!»

Чем Вы сегодня занимаетесь в Федерации мотоциклетного спорта России?

Тем, что мне всегда было близко и дорого гонками. 17–18 февраля в Красногорске состоится заключительный этап личного Чемпионата России по гонкам на льду. Я назначен директором этих соревнований. Должен заметить, что в 2022 году, по инициативе главы администрации Красногорска Дмитрия Владимировича Волкова там провели финал после 7-летнего перерыва! Все было прекрасно организовано — на стадионе собралось более 10 тысяч зрителей!

— Наша Оренбургская область в последние годы не проводила официальных соревнований. Хотя в прошлом у нас были замечательные спортсмены, мастера спорта, члены сборных СССР: Юрий Сысенко, Анатолий Шиванов, Эдуард Гузеев… Сегодня обновленная Федерация мотоциклетного спорта региона возобновляет свою работу. С чего бы Вы начали в такой ситуации?

С создания собственной команды. У вас есть ветераны мотоспорта, которые могли бы готовить будущих чемпионов. Для этого надо развивать детско-юношеские мотоклубы. А также пропагандировать мотоспорт если не на соревнованиях, где пока могут принимать участие только иногородние спортсмены, то в агитационных мотопробегах, которые, насколько мне известно, у вас уже готовятся… Пользуясь случаем, поздравляю Вашу мотофедерацию с наступающим Новым годом и желаю успешных гонок в новом сезоне!

Победы Александра Балащова:

Чемпион мира в личном зачете — 1994, 1996, 1998 годы, Серебряные медали ЧМ: 1993, 1995, 1997, 1999 годы.

Чемпион мира в командном зачете: 1992 1999 годы,

Чемпион СССР в личном и в командном зачете 1990 1992 годы,

Чемпион России с 1995 по 1998 годы.

Александр Балашов награжден Президентом Российской Федерации Орденом Дружбы.