Доллар США $ — 00,00 руб. Евро € — 00,00 руб. Юань ¥ — 00,00 руб. Тенге ₸ — 00,00 руб.

ИРИДА. Единство в разнообразии

В1975 году я поехала с группой художников в летнюю творческую поездку. Изобразительным искусством до этого интересовалась только теоретически, читала о нем книги, журналы, смотрела альбомы, ходила в музеи, на выставки. В конце первой поездки сделала три первых этюда «на память» о горах. С этого все началось и продолжается до сих пор.

Наша группа была и остается сильна тем, что в ней всегда находились люди, вдохновленные жизнью и искусством, поэзией, философией и музыкой и заражающие своей творческой энергией остальных. Конечно, мы не все в равной степени обладали этими качествами, но интерес, вдохновение и желание прожить нашу творческую, да и человеческую (благо, эти понятия связаны) жизнь посещали нас всех. Могу сказать только, что «существовать» да еще «в болоте» нам не хотелось и не хочется.

У меня всегда было особое влечение к рисованию. Чаще всего «родить» какую-либо идею я могу через рисунок. Через рисунок я свободнее и острее мыслю. Для меня пластическая идея — это главное, все остальное следует потом. А в этом подходе есть свои сложности. Даже с самого начала своей творческой работы, когда я совсем мало что могла делать физически, я пробовала рисовать фигуры и даже многофигурные композиции. Тем лучше они у меня получались, чем сложнее были движения фигур. Оказывается, покой мне изобразить сложнее, чем движение. Это пришло со временем, когда я смогла наполнить покой скрытым внутренним движением.

Если у меня есть начало — пластическая идея, мне легче потом «взять» от природы и натуры впечатления света или цветовое решение плоскости, ее абстрактное построение, ее временные и пространственные изменения. Мне было обязательно нужно, чтобы человек обладал своеобразной пластической выразительностью лица и тела, четкостью и ясностью профиля, чтобы с помощью этих данных человека я могла создать пластический образ его и только его.

Законы композиции и законы исполнительства в живописи переходят из замысла в осуществление и сплавляются по ходу работы в то единое, созданное художником, что и видит смотрящий, то есть зритель, который частично берёт на себя функции толкователя произведения. Наверно, потому так широк бывает диапазон оценки произведения изобразительного искусства, которое производит на зрителей столь различные впечатления, иногда абсолютно далёкие от истины. Ибо смотрящий должен уметь не только чувствовать, но и размышлять, а ведь далеко не каждый зритель любит трудиться. А посему идеальный зритель должен быть не только эмоционально подвижным и чутким, но, желательно, образованным.

В поездках мы часто рассуждали об абстракции. В 1976 году в горах всю ночь проговорили о Кандинском. Это было тем более интересно, что в горах на практике можно увидеть, понять, проникнуться сложной абстрактной организацией. Тем отвлеченнее и богаче видишь мир. Посредством свободного перемещения масс, линий, используя бесконечные световые изменения, используя цвет, либо обходясь без него, можно войти в этот безбрежный мир абстракции.

В июле мы всегда выезжали в летние поездки, праздновали седьмого июля день рождения всеми нами любимого Марка Шагала. Отмечали дни рождения наших друзей — Антона Власенко и Саши Ханина. К этим праздникам Гена Глахтеев обязательно писал пьесу в стихах (всего сыграли мы их девять), ставил ее. Обычно актерами были все, кроме именинника, и мы спектакль показывали только одному зрителю — виновнику торжества. Все эти пьесы играли только один раз. Обычно сюжет их был связан с мифологией и искусством, но всегда проходила какая-либо идея, связанная с нашей жизнью. И мы всегда с удовольствием оформляли эти спектакли, особенно старались сделать интересными костюм и интерьер. Так что поездки наши были творческими во всех отношениях.

Мы много занимались Древней Грецией и Древним Римом. Их история, философия, поэзия увлекали многих из нас. Одно время мы даже называли себя именами мифологических героев тех времен. Отсюда и ИРИДА — богиня радуги, вестница богов, имя которой стало моим псевдонимом. Я стала так подписывать свои работы.

«Единство в разнообразии» — этот лозунг можно было бы взять как свое творческое кредо, но … он по сути своей должен являться общим эстетическим принципом всех творцов.

Газукин, Глахтеев, Макарова
Макарова Ирина. «Ковка коня»