Уважаемые читатели! В каждом номере нашего журнала мы представляем две картины известных оренбургских художников — для продвижения оренбургской школы живописи и для всех желающих приобрести эти работы.
Сегодня предлагаем вашему вниманию полотна Игоря Кузенова и Шакирзяна Мухамедзянова. Экспертные заключения по ним подготовила доцент Оренбургского государственного университета, член Союза художников России, член Ассоциации искусствоведов Ольга Кобер.
Аукцион проводится следующим образом: после представления картин в «ФЭБе» в течение месяца (до выхода следующего номера) принимаются заявки на их приобретение на сайте нашего журнала: market.feb56.ru. Победителя определит редколлегия по наивысшей предложенной цене.
Игорь Константинович Кузенов (1965–2018) родился в семье известного оренбургского художника Константина Сергеевича Кузенова. Решив пойти по стопам отца, в 1985 году он окончил Оренбургское художественное училище. Участвовал в областных и всероссийских выставках, в 1996 году был принят в Союз художников России.
Картина «Горы» овеяна романтическим настроением и завораживает зрителя красотой гор в лёгкой туманной дымке. По словам выдающегося немецкого пейзажиста К.-Д. Фридриха, «местность, окутанная туманном, кажется шире, возвышеннее, она обостряет фантазию, мы с нетерпением чего-то ждём».
Глубину пространства в картине подчёркивают изображения трёх выступающих друг за другом горных массивов, тональная разработка цвета и постепенный переход от тёмной живописи первого плана к далекому небесному пространству. Художнику удалось передать величие природы, которая восхищает своей таинственностью, ощущением вечности, всевластия над человеком.
Работы Игоря Кузенова представлены в коллекции Оренбургского музея изобразительных искусств, в частных собраниях России и за рубежом.
Шакирзян Гарипович Мухамедзянов (1930–2009) — заслуженный художник России, лауреат премии «Оренбургская лира» (2002).
Родом из Кувандыка, Шакирзян Гарипович окончил Ярославское художественное училище. Там творческой свободе его учил Михаил Александрович Кичигин — выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, среди учителей которого, в свою очередь, были Константин Коровин, а среди однокурсников — Давид Бурлюк и Владимир Маяковский. После революции Кичигин эмигрировал в Китай, а в 1947 году вернулся на родину.
На пленэрно-импрессионистическую манеру письма Шакирзяна Мухамедзянова и его выбор пейзажа как главного жанра в творчестве оказал влияние московский художник Владимир Николаевич Гаврилов, с которым живописец познакомился в Доме творчества «Академическая дача» в Вышнем Волочке. По его совету Шакирзян посвятил свою жизнь воспеванию красоты необъятных просторов Оренбуржья. Целинный цикл, созданный художником на основе пленэрных работ, натурных зарисовок и этюдов, поражает живописным мастерством, умением передать самобытную красоту степной природы.
Последователь русской реалистической живописной школы, свои пейзажи Мухамедзянов писал свободно и легко, размашисто и энергично, используя пастозную манеру письма, обращаясь к яркой, насыщенной палитре и сохраняя красочность при работе на пленэре.
Как пейзажиста Шакирзяна Гариповича интересовали также укромные уголки родной природы. Для картины «Урал» он выбирает горизонтальный формат, чтобы передать эпическую ширь и значимость для оренбуржцев когда-то глубоководной и даже судоходной реки, но значительно обмелевшей за последнее время. Вода как символ вечного течения времени является главным мотивом произведения.
Работы художника представлены в коллекциях музеев Оренбурга, Орска, Перми, в частных собраниях России и за границей.

