Время правления Оренбургской губернией Василием Алексеевичем Перовским (оренбургский военный губернатор, 1833–1842 гг.; оренбургский и самарский генерал-губернатор, 1851–1857 гг.) историки и краеведы называют «золотым веком Оренбургского края».
Время правления Оренбургской губернией Василием Алексеевичем Перовским (оренбургский военный губернатор, 1833–1842 гг.; оренбургский и самарский генерал-губернатор, 1851–1857 гг.) историки и краеведы называют «золотым веком Оренбургского края».
Действительно в этот период произошли серьезные изменения во всех сферах жизни региона, преобразился и Оренбург, в котором появились не только уникальные архитектурные постройки, но водопровод, уличное освещение, зеленые насаждения и сады.
О том, как выглядел Оренбург середины XIX века, можно судить по графической серии, выполненной художником Алексеем Филипповичем Чернышевым (1824–1863), в судьбе которого В. А. Перовский принял непосредственное участие, оказав содействие его исключению из батальона военных кантонистов, чтобы талантливый юноша мог поступить в Императорскую академию художеств (Санкт-Петербург). Оренбургский губернатор покровительствовал ему во время учебы и жизни в столице.
Благодаря стараниям В. А. Перовского подающего надежды художника пригласили обучать рисованию императорских детей. После окончания Академии художеств Чернышев отправился в Италию для совершенствования своего живописного дара. В историю русского искусства А. Ф. Чернышев вошел как живописец бытового жанра и пейзажа, но особую художественную и документальную ценность представляют его графическая серия с видами Оренбурга. Это своеобразное признание художника в любви к родному городу, к его неброской красоте.
Несмотря на удаленность от центра страны в Оренбурге в первой половине XIX века возводятся особняки, здания военно-административного и гражданского назначения в популярном стиле позднего классицизма. На графических ведутах Чернышева изображены уникальные постройки архитекторов М. П. Малахова, А. А. Гопиуса и А. П. Брюллова, выпускников Академии художеств. Большинство из этих зданий позже многократно перестраивались, но благодаря художнику, мы можем видеть первоначальный вид построек, как их задумал архитектор.
Ценность рисунков Чернышева еще и в том, что он в первую очередь стремится передать «дух местности», атмосферу степного города-крепости на окраине российской империи, используя необычные ракурсы, наполняя пространство воздухом. Как правило, в его графических листах небо цвета степи занимает значительное место. Сам художник выступает в роли тонкого наблюдателя, запечатлевая пустынную архитектурную среду приграничного города, которую оживляют редкий антураж (деревья) и одинокие фигуры людей, так называемый стаффаж, помогающий понять не только реальный масштаб и размеры зданий, но и этнические особенности многонационального населения губернии. Архитектурные объекты предстают с необычных ракурсов: издали, сбоку, сверху, сзади, чередой вдоль улицы, что позволяет художнику вкупе со сдержанной цветовой гаммой создать предельно обобщенный художественный образ степного города.
Плац-парад в городе Оренбурге (1840-е). Художник изобразил главную площадь со скачущим всадником азиатского происхождения, судя по одежде и головному убору, и несколькими фигурками людей, среди которых на переднем плане женщина в русском кафтане. Тонко подмеченные детали позволяют сразу говорить о том, что Оренбург находится на границе Европы и Азии и среди его жителей немало представителей мусульманского населения, об этом говорят и возведенные здесь мечети. Возможно, изобразив всадника, художник хотел подчеркнуть, что в городе был мусульманский квартал на Мечетной улице, получившей название в честь первой мечети, изображенной на дальнем плане рисунка.
О благоустройстве города по распоряжению губернатора В. А. Перовского можно судить по деталям: столб с фонарем возле манежа свидетельствует об освещении центральной улицы, деревья на заднем плане — о попытках озеленить степной город в условиях летней жары и нехватки воды, фонтан — о сооружении водопровода, водовоз (мужская фигура с лошадью и бочкой на повозке) — об использовании жителями воды из бассейна фонтана для своих нужд.
По контуру площади с трех сторон представлены архитектурные строения, слева — манеж и Инженерный и генеральный штаб, на заднем плане — фонтан на Николаевской улице, уходящей вдаль к набережной Урала, Дом для помещения штаб- и обер-офицеров, позади которого две архитектурные доминанты города — первая соборная «Казенная» мечеть и Введенский собор на набережной, справа — Городская управа и обелиск в память об освобождении Оренбурга от воинского постоя в 1822 году. Так, изображение сравнительно небольшой части приграничного города дает полное представление о его своеобразном евроазиатском облике.
Александр-плац. Оренбург строился как город-крепость и с самого основания имел оригинальную планировку с двумя главными площадями, на которых проходили парады и различные воинские построения, одна — фактически на набережной Урала, где располагались важнейшие административные здания и два каменных собора, построенные еще при первом губернаторе И. И. Неплюеве, вторая — Александровская (ранее — Плац-парадная) — в центре города, на пересечении двух главных улиц. Свой окончательный вид эта площадь обрела в первой половине XIX века, когда по ее сторонам расположились здания военно-административного назначения в стиле классицизм.
Новое понимание городского ансамбля, органично связанного с планировочной тканью города, искусно сочетающего существующие здания (на севере — глухая южная сторона Гостиного двора) с новыми, предложил архитектор М. П. Малахов, построив на южной и западной сторонах прямоугольной площади три сооружения — Дом для помещения штаб- и обер-офицеров, Городскую управу, Штаб оренбургского гарнизона и Собрание офицерское. В 1822 году между двумя последними зданиями установили памятную четырехгранную колонну в честь дарования императором Александром I свободы городу от воинского постоя, о чем свидетельствовала надпись на чугунной доске, и площадь стала носить имя императора — Александровская, позже ее переименуют в Думскую.
До наших дней Александровская площадь не сохранилась, на ее месте в 1863 году был разбит Александровский сквер, посажены различные деревья и кустарники, сюда перенесут в 1890 году из Зауральной рощи ротонду (1830), чуть позже в центре установят фонтан (1888), на фундаменте которого возведут один из первых в России памятников В. И. Ленину (1925), и сквер получит его имя.
Гостиный двор (1754). Торговый комплекс построен архитектором И.-В. Мюллером в виде воинского «каре» и, по сути, представлял собой крепость: одноэтажное здание с глухими фасадами и с четырьмя бастионами по углам. На рисунке Чернышева представлена южная глухая сторона Гостиного двора, выходящая на главную площадь и демонстрирующая, что вход в торговые лавки изначально был изнутри двора. В 1930-е годы эта часть торгового комплекса будет снесена, сейчас на этом месте ООО «ВолгоУралНИПИГАЗ».
Восточную и северную стороны Гостиного двора реконструируют во второй половине XIX века, будут возведены двухэтажные корпуса с наружным входом, со стороны улиц. В советское время в здании торгового комплекса разместится комбинат шелковых тканей. В XXI веке Гостиный двор переживет свое возрождение, реставраторы вернут сохранившейся части восточной стороны прежний и немного преображенный вид, на северной — воссоздадут заново два корпуса, а вот западная сторона пока ждет своего обновления. Торговый комплекс снова используется по своему первоначальному назначению.
Дом Тимашева (1770-е) — самый знаменитый дом Оренбурга, построенный для помещика Е. М. Тимашева. Это типичный образец городского двухэтажного особняка с мезонином. Здание можно было бы по праву отнести к памятникам культуры уже только по одному списку тех выдающихся людей, которые здесь жили, останавливались, снимали квартиру или были в гостях: военный губернатор П. П. Сухтелен и генерал-губернатор граф В. А. Перовский, путешественники В. Гумбольд и Г. С. Карелин, поэты и писатели А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, В. И. Даль, А. К. Толстой, А. М. Жемчужников и А. Н. Плещеев, композиторы А. А. Алябьев и А. Н. Верстовский и другие.
В конце XIX века на первом этаже этого дома размещались ювелирный и табачный магазины, на втором — Губернское присутствие; в начале XX века — «Пушкинская кофейня»; в 1920-х годах — Дом профсоюзов. После капитального ремонта в 1930-е годы здание приспособили под коммунальное жилье. До наших дней уникальный дом не сохранился, сгорел при пожаре 1999 года. Новодел, что построили на его месте, никакого отношения к знаменитому дому не имеет.
Обелиск на набережной, воздвигнутый в честь освобождения Александром I города Оренбурга от воинского постоя (1852). Чернышев изобразил обелиск дважды в двух разных местах города. На первом рисунке «Александр-плац» обелиск едва заметен на дальнем плане справа, между Городской управой и Штабом оренбургского гарнизона, где он был установлен первоначально в 1822 году. Второй рисунок свидетельствует, что, учитывая значимость события, способствующего активному развитию города после отмены от воинского постоя, памятник перенесли на набережную Урала и поставили ограду.
Нельзя не обратить внимание на густой лес на заднем плане. Губернатор В. А. Перовский придавал большое значение лесонасаждениям, и если на предыдущих рисунках изображены одиночные деревья возле домов и на главной улице, то представленная здесь лесополоса — результат его деятельности по озеленению степного города.
В советское время обелиск был снесен, а на его месте установили памятник летчику Валерию Чкалову (1953), который, к слову сказать, ни разу не был в Оренбурге, но это не помешало переименовать город в Чкалов (1938–1957).
В 2013 году, к 270-летию Оренбурга, благодаря меценату М. Ф. Коннову, по сохранившимся чертежам и старым фотографиям была установлена копия разрушенного памятника на новом месте (Сиреневая аллея, на набережной Урала). Причем теперь это был уже мемориальный комплекс, включающий, кроме стелы с тремя аутентичными камнями, бронзовые плиты с изображением плана Оренбурга, документом о «Привилегии городу Оренбургу» императрицы Анны Иоанновны, указом о заложении города, изображением и биографией императора Александра I, который подписал указ об освобождение города от воинской повинности, и оренбургского военного губернатора П. К. Эссена, при котором это событие произошло.
Современное общество проявляет большой интерес к своей истории, культуре и архитектурному наследию с целью духовного возрождения. Виды старого Оренбурга помогают нам погрузиться в атмосферу середины XIX века, понять, что в этот период были построены здания, которые являются «визитной карточкой» города, и оценить вклад губернатора В. А. Перовского в развитие архитектурной среды и благоустройство степного города-крепости на границе Европы и Азии.
В период колоссальной переоценки ценностей в нашей жизни особенно остро стоит проблема сохранения и использования историко-культурного наследия. Не все архитектурные объекты, запечатленные в работах Чернышева, сохранились до наших дней, а из сохранившихся часть подверглась серьезной реконструкции, но благодаря художнику мы можем видеть первоначальный вид исторических зданий и еще раз убедиться, что памятники архитектуры придают городу особый колорит, являются неотъемлемой частью его культурной жизни и не могут быть уничтожены при застройке исторического центра новыми, порой сомнительного качества, объектам


















