Ахмад Масуд младший
Появление на политической сцене Афганистана — после того, как талибы захватили Кабул — вице-президента страны Амруллаха Салеха радикально меняет афганскую политическую карту.
«Когда горит дом соседа, не считай, что это не твой пожар».
Евросоюз признаёт, что террористическая организация «Талибан» (запрещена в России) выиграла войну в Афганистане. Заявление верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля о взаимодействии с талибами только на основании факта захвата ими власти в стране не выдерживает никакой критики как с точки зрения морали, так и с правовой и практической точек зрения. Если бы любого узурпатора власти поддерживали только по праву силы, на основании факта захвата власти, то о какой вообще демократии можно говорить, о каких выборности, легитимности власти и прочих так горячо декларируемых Западом цивилизованных системах управления государствами?
15 августа, после захвата власти талибами, США заблокировали счета афганского правительства, на которых находятся более 9 млрд долларов. И сделано это только для того, чтобы деньги не стали подпиткой радикальных исламистов. В поспешности заявления ЕС о поддержке «Талибана» прежде всего видится позиция страуса, засунувшего голову в песок, чтоб не видеть ужасающей действительности. А действительность, с точки зрения Евросоюза, такова: хаос, миллионы беженцев в сопредельные государства и ползучий экспорт радикального исламизма в Европу. Но вся интрига и неопределённость ситуации в Афганистане в том и заключаются, что эти беды не только не законсервируются, но и станут источниками и драйверами этих страшных социальных явлений.
С приходом талибов — детища разведок Англии и Пакистана, в основной своей массе являющихся пуштунами и выходцами из Пакистана, надеяться на то, что, как заявляют лидеры «Талибана», Афганистан станет стабильным, миролюбивым государством, может только наивный человек (в чём никак нельзя заподозрить Жозепа Борреля) или циничный прагматик, преследующий свои цели.
Если бы Афганистан был моноэтническим государством, в основном состоящим из пуштунов, можно было бы это допустить. Но здесь живут таджики (больше, чем в Таджикистане), узбеки, хазарейцы, дарийцы. Куда этот протестующий народ деть? Трёхсоттысячная правительственная армия, с которой на протяжении двадцати лет воевали талибы, полиция, чиновники на службе марионеточного правительства, финансируемого Америкой, — как с ними быть?.. Эти люди, с точки зрения радикальных исламистов, служили узурпаторам, то есть власти, которая творила зульм (несправедливость), подавляла народ, совершала бесчестие и душила ислам.
Учитывая эти цивилизационные разногласия, о каком стабильном и мирном государстве можно говорить?!
Мир, к большому сожалению, не видит Панджшер, Саланг, Джалилабад, Герат и другие регионы, где традиционно проживают таджики. Это те народы и регионы, которые более тридцати лет назад создали Северный альянс, успешно противостоявший «Талибану» и советским войскам, и в итоге в одночасье изгнавшие талибов из Кабула.
Портреты легендарных руководителей Северного альянса — Ахмад Шаха Масуда, маршала Мухаммада Фаима, доктора Абудуллы Абдуллы — до сих пор висят на улицах городов и вдоль дорог Афганистана. Народ их помнит и любит. Сын Ахмад Шаха Масуда Ахмад Масуд призвал весь народ объединиться в Панджшере против «Талибана». Уже сейчас десятки тысяч вооружённых людей собираются под знаменем Масуда для создания Северного альянса — 2. Уже сейчас они воюют и освобождают захваченные талибами территории.
На недавнем совещании в Пакистане с участием министерства иностранных дел этой страны и представителями Северного альянса было предложено федеративное устройство Афганистана, в отличие от талибовского Исламского эмирата Афганистана.
Северный альянс нуждается в срочной помощи — в первую очередь политической, военной и экономической.
Удивляет позиция МИДа России, выстраивающего свои действия на основании заявлений и уверений лидеров «Талибана». Им как воздух нужна передышка для установления своего Исламского эмирата, который в лучшем случае будет как Иран аятоллы, а в худшем его варианте — как Исламский халифат, создаваемый запрещённым в России ДАИШ, или ИГИЛ.
Посол России в Кабуле Дмитрий Жирнов заявил, что охраняющие посольство талибы произвели на него хорошее впечатление: «адекватные мужики». А почему бы им не быть адекватными и хорошими, пока ещё власть полностью не перешла к ним в руки? Разве Жирнов забыл, как талибы резали головы своим идейным противникам, надели паранджу на женщин, запретили учиться девочкам? И какого он ожидает государства от талибов? Можно понять Россию и выжидающее молчание МИДа: на кону стоят интересы нашей страны, Китая, Америки, Ирана. Но все упускают интересы суннитской Турции. Почему бы ей не создать государство на севере Афганистана со своей армией, включающее в себя Таджикистан и Туркмению с дальнейшим присоединением азиатских государств?
Быстрое, а на мой взгляд, запоздалое создание Северного альянса ждёт помощи мирового сообщества и конкретно России и соседних азиатских стран. Тем более что у этого альянса есть легитимный вице-президент Афганистана Амруллах Салех, который призвал народ страны на войну против «Талибана». На днях он прибыл в Панджшер, в штаб Ахмада Масуда, для организации сопротивления.
Быстро меняются события и очертания Афганистана. Как бы не опоздать с формированием нового геополитического пространства на окраинах России и не потерять огромный рынок сбыта российских товаров. Галаба — Хайратон, переход границы между Узбекистаном и Афганистаном, находится под контролем талибов*. В случае ориентации на них необходимо уже сейчас налаживать экономические и торговые отношения с новой властью.
Роман СВОБОДНЫЙ
Фото: ridus.ru, twimg.com,
newinform.com