Доллар США $ — 00,00 руб. Евро € — 00,00 руб. Юань ¥ — 00,00 руб. Тенге ₸ — 00,00 руб.

ЮРИЙ САМОЙЛОВ: «БАНКИР ВЫНУЖДЕН ПОСТОЯННО ДЕРЖАТЬ СЕБЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ТОНУСЕ»

Одно из главных условий успешной деятельности любого банка — не только количество отделений или полнота продуктовой линейки, но и личность человека, который этим банком управляет. Современный банкир должен иметь хорошее профильное образование, уметь разбираться не только в банковских продуктах, но и в жизни, прекрасно знать психологию людей. Ему необходимо обладать конструктивным мышлением и быть консерватором в хорошем смысле слова. Очень важное качество для банкира – умение эффективно работать в команде. Необходимо иметь собственную позицию, вести определенный стиль жизни, расширять свой кругозор, уметь заставлять себя идти к цели и самосовершенствоваться.

В оренбургском банковском бомонде такие люди есть. Кто-то только в начале пути, кто-то уже сумел пройти карьерный путь и стать непререкаемым авторитетом для коллег. К ним обращаются за советом, их особенно внимательно слушают при решении проблем, стоящих перед банковским сообществом. Круг «старейшин» невелик, но в него заслуженно входит председатель правления ОАО «БАНК ОРЕНБУРГ» Юрий Самойлов, которому 31 мая исполнилось 60 лет.

— Юрий Владимирович, сегодня Вы состоявшийся банкир, обладатель огромного количества премий и наград. А можете вспомнить, кто принял наибольшее участие в Вашем становлении в этом качестве? Каким образом это произошло?

— Ни при выборе профессии, ни при моем становлении как банкира у меня особых советчиков не было. В банковской сфере я – энергетик по профессии – оказался неожиданно даже для себя. В 1991 году генеральный директор «Оренбургэнерго» Евгений Викторович Чернышев предложил мне организовать, а затем и возглавить филиал «Электробанка» (соответствующие документы он получил из Москвы буквально накануне нашей встречи). И я согласился, хотя специальных знаний на тот момент не имел. Начинать пришлось с нуля: самому осваивать все виды банковских операций, вникать в документацию, подбирать штат, оборудовать офис. В общем, это был вызов времени, и я его принял.

— И когда Вы поняли, что состоялись как банкир, что достигли в этой профессии статуса и признания?

— Конечно, с момента создания банка до понимания того, что я состоявшийся профессионал, огромная дистанция. Я очень много потратил времени и сил, чтобы постичь основы банковского дела, проанализировать опыт коллег. Рад, что удалось «завербовать» в единомышленники настоящих профи из банковской сферы – Ирину Николаевну Балову и Любовь Вячеславовну Серкову. Они меня многому научили, впрочем, как и я их. Новая российская банковская система только зарождалась, нам приходилось много экспериментировать и принимать решения «на ощупь». А вот по прошествии 4_5 лет пришло и признание нашего банка, появились заметные результаты, а с ними и ощущение настоящего банкира.

— Выбранная профессия наложила отпечаток на Ваш характер? Вы заметили, насколько Вы изменились, работая в банке?

— Безусловно, любая профессия отражается на личности. Я, например, стал несколько более закрытым человеком, поскольку по роду своей деятельности имею доступ к конфиденциальной информации, которую не вправе разглашать. Приходится соблюдать закон «О банковской тайне» не только на работе, но и дома.

— Вы консервативны в своих идеях или готовы достаточно динамично меняться, как только видите перспективное направление?

— Ну, отъявленным консерватором меня назвать сложно. Скорее, речь идет о разумном консерватизме, связанном не с ретроградскими взглядами, а со скоростью принятия решений. Я предпочитаю все детально проанализировать, обсудить и принять максимально взвешенное решение. Думаю, банку это только на пользу.

— Не секрет, что банкиров нигде в мире не любят, считая, что они паразитируют на теле экономики. А как Вы охарактеризовали бы свою профессиональную миссию?

— Да, у части людей есть такое мнение. И очень трудно доказать, что мы другие. Прошли те времена, когда банки «гребли деньги лопатой», а банкиры были главными людьми в экономике. Сегодня кредитное учреждение – далеко не ростовщическая контора двадцатилетней давности (хотя отдельные примеры «сиюминутных» банков есть). Большинство же финансовых учреждений (и наш банк в том числе) заинтересованы в планомерном поступательном развитии вместе со своими клиентами и доказали это многолетней работой. Банки сегодня – важнейшая часть экономики, ее инфраструктуры.

— Но скажите честно, Вам не обидно, когда Вы – уважаемый самодостаточный человек, с широким кругозором и интересными увлечениями, оказавшись в каком-то кругу людей, воспринимаетесь, прежде всего, как банкир, «денежный мешок»? Знакомство с Вами выгодно, ведь можно решить какие-то проблемы…

— Когда я только начинал работать в этой профессии, то приходили и друзья, и знакомые, и знакомые знакомых, просили о чем-то. Но мне кажется, я сумел всем дать понять, что такие решения единолично не принимаю, в банке есть определенные правила и регламенты, нарушать которые я не буду. И как-то количество индивидуальных просьб практически сошло на нет. Были обиды, но люди понимали, что это моя позиция, которой я твердо придерживаюсь.

— И тем не менее как часто Вам лично приходится участвовать в разрешении конфликтов между банком и клиентами? Можете ли Вы своим волевым решением пойти против установленных правил?

— На первом этапе работы – да, приходилось. Сейчас технологии, процедуры и регламент у нас настолько отработаны и автоматизированы, что мое вмешательство будет лишним. Все настроено на то, чтобы клиент и банк вместе смогли решить свои задачи к обоюдному удовольствию. Сегодня по долгу службы в поле моего зрения – не отдельные проблемы с клиентами, а стратегические интересы всего банка, всей совокупности клиентов. Да, постоянно приходится вести диалог и с регулятором, и с коллегами, и с контролирующими структурами, и с акционерами.

— Вы долгое время с незначительным перерывом являетесь председателем Ассоциации банкиров области, и всегда Вас избирают единогласно. Вы лучше всех знаете, как руководить коллегами? В целом какая польза от этого органа? Что он дает лично Вам?

— Мы работаем в рамках АКБО с 1997 года, и всё это время я не руковожу коллегами, а привлекаю их к совместной деятельности по выработке взаимовыгодных решений, направленных на укрепление регионального банковского сектора и объединение усилий с целью развития экономики нашего родного Оренбуржья. И это несмотря на достаточно жёсткую конкуренцию на рынке банковских услуг. Радует, что в кризисы мы всегда находили возможность сплачиваться и не допускать проблем в нашем регионе. А, например, буквально на днях мы обсуждали вопрос передачи информации в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Банки ничего не зарабатывают на этих операциях, но за реализацию подключения к Системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) должны отчислять монополисту очень крупные суммы. У АКБО есть свое мнение по данной проблеме, надеюсь, наши предложения регулятор и правительство услышат.

— Насколько велика роль личности банкира в становлении и развитии банка, который он возглавляет? Можно ли говорить о том, что банк – это отражение характера его руководителя?

— Несомненно, любое предприятие в чем-то похоже на своего руководителя. Банк здесь не исключение. Ведь руководитель задает тон в стратегии развития банка. Кто-то уделяет больше внимания ипотеке, кто-то – рознице, кто-то – корпоративному сектору. У кого-то в банке сплошная электроника, а где-то делают акцент на личном общении. Особенность нашего кредитного учреждения заключается в том, что мы целенаправленно шли к статусу государственного банка, имеющего социальную направленность. Это предмет нашей гордости. Конечно, мы не забываем о прибыли, но этот показатель для нас стоит далеко не на первом месте. Приоритет отдается программам, имеющим важное значение для региона. Например, кредитные программы с пониженной ставкой для бюджетников и пенсионеров или программы поддержки малого и среднего бизнеса.

— Насколько для Вас важна потребность к саморазвитию? Каким образом Вы ее реализуете (не обязательно в профессиональном плане)?

— Учеба – это главное условие для развития и банкира, и человека в целом. Первичное образование – это лишь получение навыков познания. Дальше начинается самообразование, которое во многом характеризует личность. Мне учеба всегда давалась легко, и сегодня ежедневно по утрам я не только читаю новости, но также изучаю аналитику, законодательство, документы (и сугубо профессиональные, и из других сфер). Я должен быть в курсе, статус банкира к этому обязывает.

— Несколько совсем личных вопросов. Как и где одевается банкир Самойлов? Одежда – важная деталь профессии?

— В нашем банке существует дресс-код, разработано соответствующее положение. Это элемент корпоративной культуры. Что касается лично меня, то я уже настолько привык быть «при галстуке», что в ином виде начинаю чувствовать себя неуютно. В Оренбурге есть, на мой взгляд, неплохие магазины деловой одежды, но я предпочитаю приобретать итальянские или немецкие вещи. Сейчас, например, на мне немецкий костюм фирмы OTTO BERG, чьи лекала очень мне подходят. Отмечу, что главным советчиком в выборе одежды является моя супруга. А вот обувь совершенно спокойно покупаю в оренбургских магазинах, самые известные из которых являются клиентами нашего банка.

— Одежда – это внешний комфорт. Но для человека еще важен и комфорт внутренний. Есть ли такие вещи, которые очень хотел, но не может позволить себе банкир Самойлов?

— Мои профессия, характер и привычки уже настолько сформировались… Хотя, я отвечу так: наверное, я не всегда могу полностью расслабиться и отвлечься от ежедневно возникающих вопросов и проблем и, соответственно, вынужден постоянно держать себя в профессиональном тонусе.