Нынешняя экологическая обстановка все чаще заставляет задумываться россиян о своем здоровье. Особенно пугает рост числа сердечно-сосудистых и раковых заболеваний, причем как среди взрослого населения, так и среди молодежи и детей. А потому не удивительно, что в настоящее время российский потребитель все чаще обращает внимание если не на сами продукты питания «нового поколения» – органические, экологически чистые, то как минимум на их состав.
Как утверждает Нина Сетко, к. м. н., профессор, заведующая кафедрой гигиены и эпидемиологии ОГМА, для современного человека сегодня очень важно потреблять экологически чистые продукты.
– Любой продукт содержит элементы, которые характерны для него. Каждый продукт состоит из эссенциальных нутриентов. Эссенция в греческой транскрипции – жизненная необходимость. Т. е. например, мясо содержит белки, жиры, углеводы, макро- и микроэлементы, незаменимые аминокислоты – то, чего нет в сое. Помимо эссенциальных нутриентов в продукте присутствуют чужеродные химические вещества (ЧХВ), т. е. те вещества, которые попадают в продукт через почву, животных, растения, воздух, начиная со стадии его появления. Это удобрения, пестициды, формальдегиды, радионуклиды, тяжелые металлы и прочее. Поэтому больше всего, а именно до 85 % ЧХВ, человек получает с пищей. В их числе нитраты, пестициды, консерванты, красители, канцерогены, а они является причиной многих заболеваний. Ведь иммунные антитела в организме человека вырабатываются только тогда, когда он потребляет белок, витамины, микроэлементы, а это эссенциальные вещества, которые поступают только с чистыми продуктами.
Дачное – не значит «экологичное»
По мнению большинства оренбуржцев, «экологически чистый продукт» – это овощи-фрукты, выращенные на «бабушкиных грядках», то есть продукты домашнего производства. Говоря о них, потребитель обычно акцентирует, что их производство обошлось без применения пестицидов, гербицидов и стимуляторов роста, в них отсутствуют консерванты и красители. Но, по словам специалистов Роспотребнадзора области, еще ни один дачник не принес свою продукцию на экспертизу, поэтому такие утверждения как минимум требуют доказательств.
Очень важно понимать, что качество выращенного продукта зависит и от состояния почвы. «Ее полный лабораторный анализ оренбуржцу обойдется в 1700 рублей»,– поясняет Юрий Пластун, главный специалист отдела агрохимического обследования почв, земель сельхозназначения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору «Россельхознадзор».Для многих это не по карману. А потому утверждать, что дачные овощи самые полезные, а тем более экологически чистые, нельзя. Это касается и крупных землепользователей, многие из них не контролируют должным образом эколого-токсикологическое и санитарно-гигиеническое состояние земельных участков и плодородия своих почв.
Сертификация «ЭКО» – добровольная
В последнее время на стеллажах магазинов все чаще можно увидеть продукты, помеченные знаками «эко», «био», без «ГМО», «натурпродукт» и так далее.
– В России, в отличие от стран Европы, нет стандартов, определяющих параметры экологической чистоты продукта. Поэтому прописать на этикетках производитель может все, что угодно. Это часть маркетинговой политики. В нашей региональной торговой сети нет продуктов с ГМО. А продукты с биодобавками распространяются в аптечной сети, – поясняет Виктор Сидоров, генеральный директор региональной торговой сети «Ринг».
То же самое говорят специалисты Центра стандартизации и сертификации товаров. На сегодняшний день в нашей стране понятие «экологически чистый продукт» (ЭЧП) не утверждено на федеральном законодательном уровне. Нет стандартов экологической продукции, отсутствует закон, который должен регулировать правомерность нанесения «экологической» маркировки.
Но существует добровольная сертификация. К примеру, есть московский знак «Экологичный продукт». Пока он присваивается после успешного прохождения добровольной сертификации. Это совместный проект Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и Союза потребителей РФ. Знаком «Экологичный продукт» могут маркироваться питьевая вода, расфасованная в емкости; продукты животного или растительного происхождения, произведенные из натурального продовольственного сырья, выращенного с соблюдением установленных санитарных норм и правил, и соответствующие требованиям безопасности, установленным для продуктов питания детей раннего возраста. Есть система добровольной сертификации экологического агропроизводства «ЭкоНива», «БИО». В Оренбургской области подобных знаков «не раздают». Зато вполне можно протестировать свой продукт на уникальность характеристик путем проведения различных испытаний.
– Мы можем проводить исследования товаров на наличие или отсутствие в продукции ГМО. Проводим работу по присвоению стандарта ISO 22000. Он необходим организациям, компаниям и предприятиям, которые производят продукты питания, и обязателен для всей пищевой промышленности страны. Для присвоения стандарта безопасности наши специалисты тщательно изучают всю производственную цепочку: поставщиков сырья, технологию, которая используется, конечный продукт, в каком виде он реализуется потребителю. Существуют стандарты экологического менеджмента, который устанавливает требования к самой системе, действующей на предприятии. Есть сертификация в части экологических требований к самой продукции, – поясняет Любовь Каменева, начальник отдела по подтверждению соответствия продукции, услуг и СМК ФБУ «Оренбургский ЦСМ». – На сегодняшний день я видела на маркировке продукции значок «Экология и качество», но не могу сказать, кто это и за какие деньги делает.
Существует еще одна система сертификации – ХАССП, которой доверяют все развитые страны мира. Она требует более четкого выполнения санитарных норм и правил гигиены. На каждую технологическую операцию, на все процессы разработаны документированные процедуры и инструкции, соблюдение их регистрируется соответствующими записями. То есть в отличие от обычного соблюдения санитарных норм и правил системой менеджмента безопасности предусмотрен анализ всех рисков, управление всеми процессами и соответствующее документирование данных анализа и мониторинга.
– Я думаю, Россия интуитивно подошла к необходимости внедрения ХАССП, поскольку наш производственный уровень вышел на этап ориентации на качество, а не на количество выпускаемой продукции, – говорит Оксана Кузнецова (ГНУ ВНИИМП им. В. М. Горбатова Россельхозакадемии). – Многие предприятия сейчас активно внедряют системы на основе принципов ХАССП. Кто-то видел подобные системы за границей, кого-то подталкивают к внедрению сетевые магазины, кто-то прочитал технический регламент «О безопасности пищевой продукции». Однако наиболее эффективно внедряют систему те предприятия, которые сами созрели и осознали необходимость внедрения. Вступление в ВТО также способствовало этому.
Уже около 80 российских предприятий, занимающихся производством продуктов питания на территории страны, сертифицировали эту систему. Одним из таких предприятий является оренбургская компания по производству семечек ООО «Сордес». Сертификация предприятию обошлась недешево – около 170 тыс. рублей. По мнению коммерческого директора предприятия Александра Касьянова, эти расходы оправданы. Для потребителя продукции наличие у изготовителя сертифицированной системы, основанной на принципах ХАССП, – гарант высокого качества и безопасности такой продукции. Покупатель может быть уверен в том, что изготовитель при производстве продукции руководствуется принципами добросовестной практики и соблюдает все требования стандарта по системам менеджмента безопасности пищевой продукции.
– Современного потребителя, помимо всего прочего, интересует полезность продукции, условия, в которых она производится, хранится и транспортируется. Думаю, что мы успешно выполняем свою миссию – помогаем людям поддерживать здоровый образ жизни в современных жизненных условиях, минимизируем влияние вредных факторов на организм человека, тщательно отбираем сырье. Семечки покупаем в Краснодарском крае, белые крупные семечки берем в Турции, крупные черные – в Бразилии, Аргентине. Наша задача донести до покупателя все самое ценное и полезное, что могут дать человеку дары природы. В процессе производства готовой продукции семечки жарим в потоке раскаленного воздуха. Мы не используем ни консерванты, ни усилители вкуса, ни масло. Уверены в своей продукции, а потому не побоялись пройти все процедуры проверки и получить один из самых высоких стандартов качества. Думаю, что это также положительно скажется и на расширении границ нашего бизнеса.
Спрос на «экопродукты»
По мнению экспертов, спрос на «чистые» продукты есть. Но ситуация такова, что люди не могут покупать дорогие продукты с высокой биологической пищевой ценностью. К примеру, по словам московского врача-диетолога, к. м. н. Марины Попович, семье из 3–4 человек придется тратить на покупку экологически чистых продуктов более 30 тыс. рублей в месяц, а это не каждому по карману, даже для москвича.
– В Оренбургской области, по результатам анализа покупательской способности торговой сети, спрос на продукты, которые производитель позиционирует как экологически чистые, пока не увеличивается, – поясняет Виктор Сидоров.
А вот рестораторы напротив заинтересованы в поставках «чистых» продуктов. Так, по словам Алексея Маринина, руководителя Федерации рестораторов и отельеров г. Оренбурга, несоблюдение стандартов – главная проблема местных производителей. А потому нередко приходится, переплачивая средства, заказывать мясо, зелень, картофель в соседних регионах, а также заключать контракты с заграничными поставщиками – у них все стандарты качества неизменно соблюдаются.
– Чтобы продуктивно взаимодействовать с нами, местные производители должны выполнять наши условия. Мы нуждаемся в стабильном качестве. Ведь гость у нас, что называется, возвратный, и каждый раз возвращаясь к нам, этот гость желает получить то же блюдо, того же вкуса, цвета и облика, что и в прошлый раз. Если говорить о культуре потребления экологически чистых продуктов среди оренбуржцев, то она совсем не развита. Мы даже пробовали вводить «фитнес-меню», но оно не пользовалось успехом. Люди не готовы платить за качественное питание каждый день, – делится своим взглядом на ситуацию Маринин.
Фермеры не готовы
Понятно поведение и самих местных производителей. Фермеры поясняют, что если сравнивать с Западом, то ресторанов в России немного. И естественно, что большинству производителей легче и выгоднее ориентироваться не на поставки в рестораны, а на ритейл, торговые сети, оптовиков, которые не предъявляют к продукции столь жестких требований.
– Мне не нужно лишний раз доказывать, что наша продукция экологически чистая и полезная, – поясняет Владимир Жалыбин, директор ООО «Прометей» Ташлинского района. – Наше подсолнечное масло изготавливается из местного сырья. А то, что многие сейчас пишут, что их масло «без холестерина» – это неграмотно, рекламная уловка, ведь холестерин содержится только в животных жирах. Мы выпускаем нерафинированное масло, в сутки до 4–5 тонн, по особой технологии: при производстве расходуем по 80 кВт.ч на термообработку семечек, и все полезные свойства таким образом сохраняются. У нас есть и своя лаборатория, так что за качество своего масла я спокоен. И спрос всегда есть.
Уверен в своей продукции и Михаил Долгов, директор ООО «Саракташский консервный завод».
– Наше предприятие – единственное в Оренбургской области, которое занимается переработкой фруктов и овощей оренбургских плодопитомников. Производим и реализуем до 40 наименований высококачественной, натуральной, экологически чистой, сертифицированной продукции. Все поставляемое сырье проходит «входной контроль», наши собственные лабораторные исследования. К примеру, арбуз с селитрой не примем, такой продукт храниться долго не будет. Дополнительно в процессе производства используем только уксус, без него не законсервируешь салаты, огурчики. Чтобы сохранить вкус свежих овощей и фруктов, консервируем в экологически безопасной стеклотаре в различных емкостях. Сертификацию на «экологичность» никогда не проводили, но мы и так за время своего существования доказали это. Высокие вкусовые характеристики и стабильное качество продукции подтверждаются многочисленными медалями и дипломами различных агропромышленных выставок.
Гордится своей продукцией и фермер Андрей Лунин из села Андреевка Саракташского района:
– Сначала мы разводили перепелов. Для их нормального роста и получения экологически чистых мяса и яиц использовали только проточную свежую природную воду и специальный корм, который по качеству приближен к тому, каким питаются дикие перепелки. Он не содержит антибиотиков, гормонов и ускорителей роста. Со временем появилась идея производства домашней лапши на основе перепелиных и цельных куриных яиц, муки высочайшего качества (твердых сортов пшеницы, которыми издавна славится Оренбургская область). Мука привозится с Восточного Оренбуржья – «зеленой зоны» региона. В производстве применяются исключительно традиционные технологии домашнего изготовления лапши, ручная работа. Мы получали достаточно много высоких наград, но самое верное – народное признание продукта. К примеру, свою продукцию мы распространяем не только в Оренбуржье, большие поставки лапши – а по качеству она не уступает итальянской – идут в сеть московских ресторанов. Считаю, что качеству нашего товара должна соответствовать и цена. Но пока на местном уровне доходы от продаж едва покрывают расходы.
Затраты компенсируют
Сегодня для поддержки местного производителя, который заинтересован в выпуске качественного, безопасного для здоровья населения продукта, реализуется немало региональных программ. Так, например, по данным Минэкономразвития области, продукция 138 местных товаропроизводителей с 2010 года имеет знак «Оренбургское качество». По словам специалистов министерства, присвоение такого знака является беспрецедентной акцией. Проект является долгосрочным и ставит задачи – поддержать оренбургского производителя, оказать содействие в продвижении местных брендов на внутриобластной и межрегиональные рынки. Чтобы продукция получила отличительный знак, она должна пройти проверку на рынке и получить оценку экспертов, закреплённую документами.
Еще одна мера стимулирования местных производителей, предусмотренная Постановлением правительства области от 10 июля 2013 г. № 586-п, – возмещение расходов части затрат, связанных с сертификацией систем менеджмента качества или безопасности. Размер субсидии составляет 70 % от общей стоимости произведенных и документально подтвержденных затрат. На сегодняшний день компенсированы затраты на сертификацию товара СПК «Птицефабрика Гайская», еще две заявки от ЗАО «Птицефабрика Оренбургская» и ЗАО «Орский мясокомбинат» находятся на рассмотрении.
Нужны новые законы
Несомненно, существующая добровольная сертификация в России – это путь к совершенствованию. Она дает возможность развиваться бизнесу, улучшать качество продукции, бороться в мире жесткой конкуренции. Но для производства экологически чистых продуктов на современном этапе экономического развития, в первую очередь, должны появиться законы, регламентирующие использование терминологии «ЭКО» и нанесение соответствующих маркировок. Эти законы должны базироваться на стандартах, устанавливающих жесткие требования к качеству экологической продукции, считают эксперты.
По словам специалистов сельского хозяйства, Россия способна выйти на мировые рынки, выдерживать все международные стандарты и конкуренцию на высоком уровне по многим причинам.
В Европе не культивируются и даже совсем не выращивают некоторые культуры, такие как лекарственные растения, грибы, ягоды, кедровые орехи. На экспорт в Европу, по мнению замминистра сельского хозяйства Оренбургской области Натальи Рыжковой, вполне могли бы идти и местные гречиха и пшеница, которые всегда отличались своим высоким качеством.
Как отмечают эксперты, у России в целом уникальный экспортный потенциал, она обладает колоссальными природными ресурсами для производства экологически чистой продукции. Это 20 % запасов пресной воды в мире, 9 % пахотных земель планеты, 58 % мировых запасов чернозема.
– В России 40 млн га земли, которая не получала удобрений больше 20 лет. И продукция, выращенная на такой земле, будет полностью безопасна для здоровья, именно она нужна нашим людям, – утверждает директор Союза органического земледелия Яков Любоведский.
По данным Министерства сельского хозяйства Оренбургской области, в регионе не используется более миллиона гектаров земли. Этот стратегический запас в любой момент может быть введен в оборот под органическое сельское хозяйство (которое позволяет производить качественную, конкурентоспособную продукцию, востребованную не только в России, но и во всем мире) и приносить немалые доходы в бюджет региона.
Но пока сдерживающим фактором и основным бичом на пути экологически чистого продукта является банальное отсутствие строгой правовой базы и единых правил игры для аграриев.
С принятием регулирующих законов об «экопродуктах», «органическом сельском хозяйстве», внедрением современных технологий устойчивого земледелия увеличится объем отечественного сельскохозяйственного товарооборота более чем на 15 %. Здоровая пища станет более доступной, по сравнению с импортными «экопродуктами», по цене для российского потребителя, считают эксперты. На сегодняшний день спрос на такую продукцию в России удовлетворен лишь на 30 %.
Елена Булгакова.