В рамках празднования 150-летия образования в Оренбурге отделения Центробанка России в областном центре прошел ряд деловых и праздничных мероприятий. Одним из них стало обсуждение задач мегарегулирования финансовых рынков.
По словам Ирины Фоменко, заместителя начальника отдела банковского надзора Отделения по Оренбургской области Уральского ГУ Банка России, более 60 % активов кредитных организаций региона составляют кредиты, поэтому основным риском для оренбургского банковского сектора является кредитный риск.
Аналитика наглядно демонстрирует, что, несмотря на то, что в 2015 году кредитный портфель самостоятельных банков региона снизился, уровень просроченной задолженности не увеличился и составил 3,5 %. Доля стандартных ссуд в кредитном портфеле банков области сократилась с 34,3 % до 30,9 % («хорошие кредиты». — Прим. авт.), а доля нестандартных ссуд возросла с 37,8 % до 40,5 %. При этом возникают случаи, что оценки кредитных рисков Центробанка не совпадают с оценками самих кредитных организаций.
Требует особого контроля и вопрос противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.
— Если раньше система сомнительных операций разрабатывалась до года, то сегодня это делается практически ежедневно, — поясняет ситуацию начальник отдела финансового мониторинга банковской деятельности, финансовых рынков и валютного контроля Отделения по Оренбургской области Уральского ГУ Банка России Андрей Головин. – Поэтому одна из проблем – скорость реакции и самих кредитно-финансовых организаций, и регулятора. Транзитные операции для размывания денежных средств сегодня усложнились и в плане увеличения количества задействованных контрагентов, и в плане их организационно-правовой формы. Если раньше в цепочку были вовлечены ООО, ЗАО, ИП, то сегодня втягиваются и другие субъекты экономики, которые поднадзорны совершенно разным структурам, что усложняет контроль. Плюс меняется форма денежного оборота — от банковских платежей мошенники сегодня перешли на электронные кошельки, яндекс деньги и т. п. Сомнительные операции расширяют и географию деятельности – открываются организации в различных субъектах РФ, проводятся и трансграничные платежи в другие страны.
Наш регион, по словам экспертов, подпадает в зону риска международных схем, поскольку имеет приграничное положение с Казахстаном, с которым действует свободная зона торговли. Такие условия свободного перемещения товаров через границу усложняют возможность контроля. К тому же если раньше проводилась закупка несуществующего товара, отсутствие которого все-таки можно было проверить, то сегодня закупаются услуги, оказание которых очень сложно опровергнуть.
Затрагивался и вопрос о деятельности банковского и страхового бизнеса.
— Российский банко-страховой рынок значительно уступает зарубежным рынкам и его развитие сопряжено с множеством трудностей, — озвучила в докладе Ольга Донецкова, доцент кафедры банковского дела и страхования ОГУ. – Две из них непосредственно связаны с регулированием банковского и страхового бизнеса. Это, во-первых, несоответствие показателей деятельности банков и страховых фирм. Кризис заставил банки ужесточить требования, предъявляемые при аккредитации страховых компаний, что явно не способствует развитию взаимодействия. Вторая же проблема истекает из первой, когда страховые фирмы ставят под сомнение качество применяемых банками методик оценки их надежности. Кроме того, на сегодняшний момент отсутствует стандартная отчетность банко-страховых групп, что снижает информативность об этом рынке в России.
Немаловажной проблемой является и отрыв законодательной базы от ситуации на рынке, что вызывает крайнюю необходимость скорейшего принятия закона о банкостраховании. Ведь в условиях ограниченных возможностей по использованию внешних источников финансирования, внутренние сбережения страховых компаний являются солидным каналом инвестиций.
Ну и конечно, не остался в стороне и вопрос о статусе «региональный банк», который начнет действовать с 1 января 2018 года. По состоянию на 1 августа 2016 года 2 из 6 поднадзорных банков – это банки с капиталом от 300 млн до 1 млрд руб. и активы менее 7 млрд руб. Эти банки при соблюдении всех законодательно установленных требований смогут ходатайствовать о получении лицензии регионального банка. Но для этого есть препятствия – они имеют структурные подразделения в регионах, не граничащих с нашей областью. В связи с нормативными ограничениями им необходимо определиться со своей дальнейшей работой и со своим статусом.
Приятным завершением мероприятия стало признание со стороны регулятора того, что все кредитные организации, которые действуют на территории Оренбургской области, являются финансово устойчивыми.