Сегодня одни аккумулируют летнее тепло, считая это невероятным открытием, другие – модернизируют старое, превращая изобретение в «инновацию», и делают на этом деньги: во всем мире наблюдается спрос на инновации, но… В России, по оценкам экспертов, только 10 % предприятий их реально генерируют и внедряют. Для сравнения, в Германии и Бельгии на инновационные проекты приходится порядка 50–70 % от общего количества проектов. В чем причина такого дисбаланса, разбирался ФЭБ.
По данным экспертов ИСИЭЗ НИУ Высшей школы экономики, проводивших рейтинг регионов по уровню внедрения инноваций, в тройку лидеров по всем критериям вошли Татарстан, Москва и Санкт- Петербург (источник: https://issek.hse.ru/news/). В списке топ-10 также оказались Мордовия, Калужская, Нижегородская, Пензенская, Томская области, Чувашия, Хабаровский край. Так, по наблюдениям авторов исследования, в Чувашии, к примеру, почти треть промпредприятий разрабатывают технологические новинки. Свыше половины продукции Сахалинской области является инновационной, а вот на значительной части территорий Северного Кавказа такую продукцию не производят.
Как поясняют эксперты рейтинга, на итоговые результаты повлияли социально-экономические условия регионов, научно-технический потенциал, инновационная деятельность и качество инновационной политики. Равномерное развитие всех четырех факторов характерно для немногих — Москвы, Красноярского края, Томской, Саратовской, Оренбургской и Костромской областей. «Нормативы» остальных отличаются, порой полярно.
Согласно данным исследования, Оренбургская область в 2014 году занимала 51-е место в рейтинге инновационного развития, потеряв 7 позиций по сравнению с 2013 годом (44-е место).
Приоритеты определены… 18 лет назад
Надо отметить, что наш регион стал одним из первых в России, где был принят Закон «Об инновационной деятельности» (1998 г.). С тех пор Заксобом и правительством области принято более 50 нормативно-правовых актов, так или иначе связанных с развитием и осуществлением инновационной деятельности. Был определен ряд приоритетных направлений развития региональной науки и технологий, в которых имеются реальные предпосылки для увеличения интенсивности работ по производству и внедрению инноваций: биотехнологии, альтернативная энергетика, энергоэффективное строительство, нефтегазохимический комплекс, сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность. Регион поставил перед собой самые смелые цели достичь уровня ведущих мировых держав, а именно: доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, к 2030 г. должна возрасти до 40 –50 %, а доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции — до 20–25 %. Насколько это реально? Посмотрим на нынешнюю статистику.
По данным управления инвестиционного развития Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, в 2015 году насчитывалось 35 организаций, которые выполняли научные исследования и разработки (в 2014 г. – 24), 15 организаций инновационной инфраструктуры и всего 5 организаций осуществляли технологические инновации (!) – т. е. 0,01 % из общего числа организаций в регионе (их 41 760 – на 1 января 2016 года). До 2030 года осталось меньше 14 лет, чтобы осуществить грандиозные планы и увеличить количество инновационных предприятий до 40-50 %. Возможно ли это? Судя по остальным показателям – динамика роста все же есть. Так, по данным минэкономразвития, численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в 2015 году составила 950 человек и по сравнению с 2014 годом увеличилась на 25 %. Внутренние затраты на исследования и разработки в 2015 году также увеличились на 7,3 % по сравнению с 2014 годом и составили 646,6 млн рублей. Основными источниками финансирования научных исследований и разработок в 2015 году являлись средства бюджета – 55,4 % (2014 г. – 55,8 %), средства организаций предпринимательского сектора – 20,2 % (19,2 %), собственные средства научных организаций составили 16,4 % (16,3 %).Всего в регионе в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 1 % увеличилось число используемых передовых производственных технологий и достигло 930 единиц. Доля технологий, внедренных в течение последних трех лет, составила 25,1 % от общего числа разработанных технологий.
Лидерами разработок и внедрения инноваций по-прежнему являются нефтегазовая и металлургическая промышленность. Но предприятия этих отраслей внедряют только такие новые технологии, которые рассчитаны непосредственно на добычу и традиционное производство. Между тем серьезный инновационный ресурс этих отраслей заложен в углубленной переработке сырья, внедрении прогрессивных способов и технологий добычи и транспортировки, производстве новых видов продукции, поясняют эксперты. А это как раз и игнорируется руководителями данных отраслей.
Объем отгруженных инновационных товаров (работ, услуг) по организациям промышленного производства в 2015 году составил 14545,6 млн рублей, или 2,3 % от общего объема отгруженных товаров (работ, услуг), что выше уровня 2014 года на 1,2 процентного пункта.
Затраты на технологические инновации по организациям промышленного производства в 2015 году составили 11018,3 млн рублей (2014 г. – 5184,4 млн руб.). В структуре затрат по видам инновационной деятельности в 2015 году значительная доля (82,2 %) приходилась на приобретение машин и оборудования, связанных с внедрением технологических инноваций. Основным источником финансирования затрат на технологические инновации в 2015 году являлись собственные средства организаций — 48,1 % от общего объема затрат.
В качестве положительных примеров среди предприятий, вкладывающих собственные средства, можно назвать компанию «Оренбив». Российско-итальянское предприятие по убою и переработке скота инвестировало более 40 миллионов евро в мясную отрасль региона, предприятие оснащено импортным оборудованием, на практике использует только передовые технологии по разделке туши, обучает своих сотрудников европейским стандартам и методам работы, которые направлены в первую очередь на эффективность производства.
ОАО «Оренбургские минералы» запустили сразу несколько проектов по выпуску инновационных продуктов: эмульсионные взрывчатые вещества (под производство открыт целый завод); проект по производству строительных материалов с улучшенными потребительскими свойствами, к примеру, изготовление шифера – его повышенная прочность достигнута путем добавления сортового длинного хризотилового волокна. Проектная мощность линии 700 000 листов в год. И еще один проект: по уникальному производству армирующих асфальтовых добавок – сырья для строительства дорог более высокого качества. Объем инвестиций только в щебеночное производство превысил 400 млн руб., что стало одним из самых крупных проектов комбината. Уникальное сырье получают, также используя новые технологи и оборудование, в том числе были закуплены дробилки ударного действия в Чехии.
По словам специалистов комбината, оборудование производительностью 8 млн тонн в год позволяет производить щебень высокой прочности с низким содержанием пылевидных частиц.
Среди медучреждений лидирует Оренбургский филиал ФГУ «МНТК «Микрохирургия глаза», которое также в основном вкладывая собственные средства, разрабатывает и внедряет инновации. За время работы филиалом получено около 70 патентов. Это различные медицинские инструменты для лечения заболеваний глаз, приборы, устройства, рассчитанные на снижение травматичности хирургического вмешательства и времени операций.
Ни денег, ни кадров?
И все же почему в области так мало предприятий, внедряющих технологические инновации? Ведь эксперты уверяют, что инновации, безусловно, интересны потребителям, они облегчают нашу жизнь, положительно влияют на все экономические процессы. Другие возражают: создавать инновации в России мало кто хочет, учитывая тот факт, что 20 миллионов жителей страны сегодня живут за чертой бедности и им новшества будут просто не по карману.
— Если хочешь внедрять инновацию сегодня, то она должна быть очень дешевая. Потому что у людей нет денег. Если идешь на рынок «В2В», то будь готов, что у тебя будет 2–5 клиентов на всю Россию, — уверяет генеральный директор ООО «МиСТ» Александр Юдичев. — Есть пять причин, которые тормозят создание и внедрение инноваций. Основной тормоз – маленький рынок. Чаще бывает так: одно изделие – один клиент. Вторая проблема: на чем, собственно, это все делать. Для того чтобы завезти единицу оборудования из-за границы, нужно на таможню подать массу бумаг, и ни дай бог ошибиться при их заполнении. Третья проблема: нехватка квалифицированных рабочих. К примеру, на моем предприятии 50 % рабочих имеют высшее образование, и все они стоят за станками. Им приходится получать новые навыки на практике, на это уходит время, а значит, снижается эффективность предприятия. Сегодня никто не готовит операторов автоматических станков. А мне нужны люди со знанием принципов механики, электрики, промышленной электроники, принципов бережливого производства и так далее. Четвертая проблема: из чего делать, создавать эти самые инновации? В России нет в достаточном объеме материалов, сырья. Ту проволоку, которую мы используем при производстве готовой продукции, выпускают всего два завода в стране. Листовую «нержавейку» делает всего один завод в стране. Если взять черную металлургию, то на сегодня на «ходу» всего 4 комбината в России. И так далее… И пятый пункт: финансирование, поиск инвесторов. Сегодня существует 40 различных фондов, но из них только 10 работает с реальным сектором экономики. А вкладывать собственные средства не каждый может и хочет.
По словам президента ТПП Оренбургской области Олега Авдеева, в Оренбуржье произвести инновацию, а потом искать ее коммерческое применение, это очень сложный и длительный процесс.
— У нас никак это не поймут, даютгранты институтам. Но, к сожалению, минобр, который отвечает за создание инноваций, не в состоянии совместить эту деятельность в рамках института и внедрения инноваций в реальной промышленности. У него такой задачи нет. Необходимы проекты, в результате которых мы получим такой продукт, который будет использоваться в народном хозяйстве, который даст экономический эффект за короткое время. Сегодня все гранты, что получают оренбургские вузы, по сути, это освоение кандидатских работ на практике.
— Все чаще наука работает, что называется «в стол», и порой создает то, что уже не актуально рынку. А потому сегодня необходимо создавать либо департамент при Корпорации развития региона, либо другую единую площадку, где могли бы аккумулироваться бизнес-идеи, научные проекты с технико-экономическим обоснованием, информация об инвесторах и необходимых ресурсах и прочее. Этот вопрос как раз будет подниматься и обсуждаться на VI Евразийском экономическом форуме, — отмечает Алексей Боровик, начальник отдела инфраструктурных проектов минэкономразвития региона.
Приоритетные ждут инвестиций
В региональном реестре инновационных проектов (http://orbinvest.ru/innovations/projects.php) насчитывается порядка 60 разработок: 35 из них принадлежит вузам, остальные – почти половина – различным предприятиям.
За два года (2015–2016) было профинансировано только 4 предприятия на сумму 5,5 млн рублей, эти средства, по данным минэкономразвития региона, пошли на субсидирование затрат действующим инновационным компаниям, а именно: ООО «Комплексные Системы Утилизации», ООО «Научно-производственное предприятие Лаборатория Матрикс», ООО «Научно-производственная фирма «ЭКОБИОС», ОАО «Завод бурового оборудования».
— С 2010 года наше предприятие активно учувствует в региональных госпрограммах по развитию и поддержке предприятий промышленности, импортозамещения и внедряющих инновации, — поясняет генеральный директор ОАО «Завод бурового оборудования» Александр Медведев. – Мы получали субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, направленным на пополнение оборотных средств; на возмещение затрат на приобретение оборудования, связанных с производством и реализацией инновационных товаров, приобретение патентов и другие. Благодаря поддержке правительства области мы получили льготное заемное финансирование в размере 120 млн рублей от Фонда развития промышленности. Средства были направлены на проект предприятия по разработке и освоению производства линеек буровых установок наземного и шахтного типа. Затраты на создание инновационных разработок последние три года составляли 4-5 % от общего объема дохода предприятия.
При этом два перспективных проекта, имеющих инновационную составляющую на сегодня, приостановлены в связи отсутствием собственных средств: «Производство 3-компонентных одноразовых шприцев с общей мощностью 216 млн штук в год в г. Новотроицке» и «Многоцелевой комплекс по переработке сельскохозяйственной продукции и утилизации растительных отходов (соломы, лузги, стеблей) с получением диоксида кремния и кремнеуглеродного композита».
— В настоящее время прорабатывается вопрос по привлечению инвесторов, – поясняет Татьяна Прусакова, начальник управления инвестиционного развития Минэкономразвития Оренбургской области.
За ноу-хау – в очередь!
Совсем неожиданным стал проект распоряжения Минэкономразвития РФ, в котором говорится о том, что необходимо обязать 87 госкомпаний закупать инновации по графику (источник: http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/02/29/631706innovatsii-grafiku). Проверять закупки будет Корпорация развития малого и среднего предпринимательства: с 1 декабря 2016 г. – проекты планов закупок инноваций, с 1 мая 2017 г. – отчеты о закупках. Компании, которые не выполнили квоту, в 2017 г. будут переводиться на закон о контрактной системе госзакупок – более жесткий, чем закон о закупках госкомпаний, поясняет представитель Минэкономразвития.
Для справки: в 2015 году доля инноваций в закупках госкомпаний составляла примерно 1–2 %.
— Компании, в том числе с госучастием, в первую очередь ищут зарубежные разработки, хотя российские зачастую не хуже, — говорит вице-президент «Сколково» Александра Барщевская.
По мнению эксперта «Деловой России» Алексея Ульянова, спрос со стороны госкомпаний поддержит инновации, а эффект масштаба приведет к снижению цен.
— Многие компании готовы поставлять инновационные технологии, но госкомпании не работают с ними, — говорит директор Союза производителей композитов Сергей Ветохин. – Но, надеюсь, что угроза ужесточения регулирования будет стимулировать госкомпании увеличивать закупки инноваций. А это значит, что, вероятно, появится новый импульс к бОльшему созданию инноваций, а соответственно решению сопутствующих проблем при их разработке и внедрении.
Елена Булгакова.