Доллар США $ — 00,0000 руб. Евро € — 00,0000 руб. Китайский Юань Ұ — 00,0000 руб.

Прогноз. Как будет устроена удаленная работа в мире после пандемии

Не США, не Россия и даже не Китай. Миром в 2020 году рулил вирус COVID-19. Крошечные квазиживые представители микромира изменили глобальную экономику намного быстрее, чем самые могущественные государства. Под натиском болезни свои границы закрывали целые страны, сотни миллионов людей сидели по домам много месяцев, а компании были вынуждены перестраивать подходы к организации рабочего процесса, которые в более спокойные времена сохранялись десятилетиями.

В России — неслыханное дело! — государственная машина успела за мировыми трендами. Дистанционную работу ввели в правовое поле и уравняли в правах “удаленщиков” и поклонников труда в офисе. С момента “ковидных” ограничений прошло больше года, но, судя по всему, возвращение к прежним форматам труда предстоит нескоро, если вообще будет возможно. “Ковид” не побежден, на горизонте мелькает перспектива третьей волны, часть команд ряда компаний продолжает трудиться на удаленке, и чем дольше всё это продолжается, тем выше шанс, что дистанционная работа останется с нами навсегда.

К чести подавляющего большинства компаний — даже очень консервативных в плане организации труда — они убедительно ответили на вызовы, связанные с переводом сотрудников на “дистант”. Технологической основой такой трансформации стали облачные технологии. ДИТы организаций перемещали существующие информационные системы в облака, находили замену решениям on-premise среди SaaS-продуктов, защищали изрядно размытый ИТ-периметр и делали еще много вещей для того, чтобы сам факт “удаленки” не становился препятствием для продуктивной работы коллективов.

ИТ-ландшафт ближайшего будущего

Как и формат удаленной работы, облачная модель потребления ПО и сервисов, вероятно, окажется частью бизнес-обихода в мире после COVID-19. Давайте попробуем спрогнозировать, как будет выглядеть ИТ-ландшафт компаний ближайших трех лет, какие новые возможности он откроет организациям и какие риски может в себе таить.

ПО как услуга (SaaS)

Надо сказать, что SaaS и без помощи коронавируса довольно успешно завоевывал новых приверженцев. Просто в 2020-м году этот процесс существенно ускорился. Особенно повезло компаниям-новичкам. Только что учрежденные организации могут полностью вести свои дела в облаках, выбрав для этого одну из двух популярных платформ — Google Workspace (ранее G Suite) и Microsoft 365 (ранее Office 365). Работа в облаке позволяет организациям сосредоточиться на самом важном — на своих данных и услугах — помогая при этом абстрагироваться от таких чисто земных материй, как работоспособность оборудования и найм квалифицированных ИТ-инженеров для обслуживания и развития инфраструктуры. Потребность в новых рабочих местах и в новых программных продуктах в рамках облачных платформ решается буквально в пару кликов мышью и обходится организациям несравнимо дешевле, чем с решениями on-premise.

Финансовая выгода, обусловленная только операционными затратами вместо капитальных (те самые OPEX вместо CAPEX), простой доступ к информационным системам для сотрудников с любого девайса и из любой точки мира, доступность огромного количества готовых программных решений на все случаи жизни, возможность быстрой миграции в облачную среду — это важные, но не определяющие пункты в пользу перспективности облачного подхода в постковидную эру. Настоящей его киллер-фичей стоит признать широчайшие возможности для совместной работы, которые являются частью облачных рабочих мест и доступы по умолчанию. Ими платформы компенсируют общение, которое затруднено из-за ковидных ограничений в нормальном мире — и тем самым привлекают новых пользователей. Есть данные, что количество подписчиков Microsoft Teams в апреле 2020 года выросло почти на треть всего за полгода. Вполне аргумент!

Облачные хранилища

Одним из первых препятствий, с которыми удаленные сотрудники часто сталкиваются при работе с традиционной инфраструктурой, является доступ к критически важным для бизнеса файлам и документам. Обычно эти материалы спрятаны в локальных серверах и недоступны из Интернета без танцев с бубном — например, без VPN. Однако VPN-подключения нередко либо сложны в применении, либо нестабильны, либо ограничивают пользователей в выборе девайса, с помощью которого можно подключиться к корпоративным ресурсам.

Облачная сущность хранилища как части клаудного рабочего пространства позволяет не думать о подобных ограничениях. Делая выбор в пользу облачного диска, организация существенно облегчает жизнь и пользователям, и админам. Применение клаудного диска для первых позволяет добраться до данных с любого авторизованного облачной платформой устройства, а вторым — не тратить время и усилия на обеспечение подключения VPN с целого “зоопарка” пользовательских устройств.

Обмен файлами

Эта функциональная возможность тесно связана с облачным хранилищем. Сотрудники, работающие удаленно и взаимодействующие друг с другом, обмениваются файлами и работают над документами в один и тот же промежуток времени, чем сокращают сроки выполнения проектов и снижают бюрократию. Скажем, SharePoint Online, один из модулей, поддерживаемых платформой Microsoft 365, предоставляет мощную платформу для обмена корпоративными документами и для совместной работы над ними.

Мобильность и мультиплатформенность

Доступ с разных устройств станет критически важной возможности с точки зрения организации ИТ-ландшафта в мире после COVID-19. Даже “черные лебеди” (такие, как пандемия) не должны существенно влиять на бизнес-ритм и организацию работы компаний. Реализовать эту возможность проще в рамках облачного подхода. Как мы упоминали выше, такой подход более дружественен по отношению к пользователям, не заставляет их воевать с непокорным и малознакомым программным решением, а просто помогает делать свою работу — с любого девайса (планшет, смартфон, ПК или MacBook) и из любой точки мира, где доступно интернет-соединение.

Видеосвязь

“Проговорить голосом” — частая потребность в рамках деловой коммуникации, но возможность видеть собеседника и тем самым настроиться на его волну работает еще лучше.  И Google Workspace, и Microsoft 365 предлагают встроенный видеочат, который если не дает стопроцентного эффекта присутствия на встречах, то во всяком случае максимально его приближает. Динамика подключений к сервису Microsoft Teams, который за полгода на треть нарастил базу пользователей, недвусмысленно намекает на важность общения лицом к лицу.

Вызовы безопасности

Облачное будущее помимо плюсов несет в себе ряд вызовов, с которыми компании столкнутся в ближайшем будущем, либо на которые они вынуждены искать ответ прямо сейчас. Вот, на наш взгляд, какими они будут.

Управление авторизацией с разных устройств

Надо принять как данность, что человек — самое слабое звено киберзащиты в любой организации. Доступ к данным компании с собственного устройства и из любой географической точки в этой ситуации может оказаться палкой о двух концах. Да, сотрудник продуктивно работает в рамках распределенной команды, но насколько хорошо он сам позаботился о защите своего устройства от злоумышленников? Откуда запрашивается доступ к рабочему облачному окружению? Какие IP-адреса используются для доступа к ресурсам? Какие приложения и/или платформы (ПК, MacOS, Android) используются для доступа к среде?

Безопасность совместной работы с файлами и доступа к данным

Ссылка на конфиденциальный документ пошла гулять по чатам в мессенджерах? Важный файл оказался на облачном диске личного аккаунта пользователя, к которому утрачен доступ? Каким бы ни был сценарий, о том, что ситуация вышла из-под контроля, всегда хорошо бы знать первым, чтобы быстро локализовать проблему и устранить ее. Для этого обмен файлами следует взять под контроль, так же как и знать, кто, откуда и из каких приложений получает доступ к корпоративным данным.

“Зловреды” и защита от них

Программы-вымогатели наделали много шума как раз в период пандемии и поставили под вопрос стабильность бизнеса даже тех компаний, у которых, казалось бы, с кибербезопасностью все было отлично. Правда жизни: даже при переходе в облако риск оказаться мишенью такого типа остается актуальным. Что хуже, он не только не снижается, но и растет: случаи, когда целью подобной агрессии становятся облачные приложения (SaaS), хранилища файлов, сервисы электронной почты, учащаются. Чтобы не произошло катастрофы, уместно взять сохранность данных в свои руки и правильно применять средства для резервного копирования и восстановления информации.

Угроза из браузера

Сторонние приложения и расширения для Internet Explorer, Mozila Firefox, Opera и других приложений веб-серфинга также слабое звено в кибербезопасности облачных рабочих сред. С одной стороны, в экосистемах Google Workspace и Microsoft 365 есть только проверенные сторонние приложения, без какой-либо скрытой функциональности. С другой — есть тот самый человеческий фактор, из-за которого злоумышленники могут получить доступ к данным через расширения браузера или через облачные приложения непонятного происхождения. Важно контролировать этот “зоопарк” софта, который может стать причиной брешей в кибербезопасности именно по вине сотрудника.