Верстка областного бюджета на 2021 – 2023 годы в самом разгаре, и впервые этот стратегически важный процесс подготовки главного финансового документа региона сопровождается фактором неопределенности, который внесла эпидемиологическая обстановка.
Опыт прогнозирования доходов и расходов при низких ценах на нефть и ослабевшем рубле у финансово-экономического блока региональной власти, налоговой службы и бюджетного комитета Законодательного собрания области есть. И в 2008-м, и в 2014-м депутатский корпус оперативно, но при этом взвешенно вносил корректировки в доходную и расходную части, обеспечивая исполнение обязательств по зарплатам, пособиям и другим социальным пунктам финансирования.
И сейчас, как принято говорить, кейс решили, хотя задача усложнилась из-за мало предсказуемого течения пандемии коронавирусной инфекции и вынужденных ограничений.
Сразу обозначим главное: в ближайшие три года сохраняются все 80 региональных мер социальной поддержки жителей Оренбуржья. Действующие налоговые льготы для бизнеса и конкретно для инвестиционной деятельности продлены, в число потенциальных льготников включены дополнительные категории.
Доходная база
Так как доходов в 2021 году спрогнозировано меньше на 10,3 миллиарда рублей, бюджет рассчитан с дефицитом. На 2022 год дефицит прогнозируется в размере 8,8 миллиарда рублей, на 2023 год – 8,5 миллиарда. Даже если эти недостающие средства придется заимствовать, то, как отмечают в комитете по бюджетной и налоговой политике ЗС, новые кредиты не приведут к критическому уровню объема государственного долга Оренбуржья (он не превысит по итогам 2021-го 50 процентов собственных доходов региона).
К первому чтению в проекте бюджета-2021 доходы обозначены в сумме 90,7 миллиарда рублей. В структуре налоговых и неналоговых поступлений доля НДФЛ – 31,7 процента, налог на прибыль организаций – 29,5 процента, акцизы по подакцизным товарам – 17,9 процента, налог на имущество организаций – 15,7 процента.
Отметим, что в следующем году поступлений налога на прибыль предусмотрено 20,2 миллиарда рублей. На 2022-й и 2023-й налога на прибыль должно поступить, согласно прогнозу, 21,3 миллиарда и 22,4 миллиарда рублей соответственно.
Какие источники дадут больший доход в сравнении с 2020-м?
Акцизы. Здесь рост обусловлен, во-первых, тем, что вырастут налоговые ставки по всем видам акцизов, зачисляемым в областной бюджет, в среднем на 4 %. Во-вторых, увеличивается норматив зачисления в бюджет субъектов РФ акцизов на нефтепродукты с 66,6 % до 74,9 %. Эти два условия увеличения объемов продажи подакцизной продукции позволяют рассчитывать в 2021 году на прибавку в 3,2 миллиарда (в сравнении с 2020 годом – на 35 % больше).
Новым источником стал налог на профессиональный доход для самозанятых, и в 2021 году от почти 5 тысяч фрилансеров ждут 16,7 миллиона рублей.
Гораздо больше – 237 миллионов – должны перечислить состоятельные оренбуржцы, имеющие годовой доход свыше 5 миллионов рублей. Для этой категории по поручению главы государства планируется повысить ставку НДФЛ до 15 %. В областной бюджет от налога на доходы физлиц будет зачисляться по нормативу 74 %.
Обязательно к исполнению
Из запланированных в 2021 году расходов 64 % определены на социальную сферу. Здравоохранению адресовано около 10 миллиардов рублей.
Для расходов на социалку всегда нужны свои стабильные ресурсы, поэтому важно оказать содействие бизнесу, который и есть источник доходов.
Чтобы поддержать налогоплательщиков, реализующих инвестпроекты в нашей области, но сильно пострадавших в период пандемии, а также инвесторов, которые заключили инвестиционные договоры с 1 июля этого года, в региональные законы «О налоге на имущество организаций» и «Об инвестиционной деятельности на территории Оренбургской области, осуществляемой в форме капитальных вложений» внесены корректировки.
Так, увеличены сроки действия льготы по налогу на имущество организаций с 3 до 5 лет (в отношении каждого вновь созданного имущества) и предоставления налоговой льготы в рамках инвестиционного договора с 5 до 7 лет.
Продлен с 5 до 7 лет и срок окупаемости средств, высвобождаемых благодаря преференции по налогу на имущество организаций. Кроме того, инвесторам, сдающим имущество в долгосрочную аренду юрлицам и индивидуальным предпринимателям, которые относятся к пострадавшим сферам, продлена с 3 до 4 лет льгота по налогу на имущество (в отношении каждого вновь созданного имущества), а общий срок применения налоговой льготы – с 5 до 6 лет.
Напомним, что действующий с 1 января этого года закон «Об инвестиционном налоговом вычете по налогу на прибыль организаций в Оренбургской области» дает право налогоплательщику на уменьшение суммы налога по инвестиционному вычету, который может быть не более 90 % от расходов на покупку, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение основных средств. При этом налогоплательщик заплатит налог на прибыль в размере 5 %. Если налогоплательщик не полностью спишет сумму расходов в текущем периоде, можно уменьшить отчисления в последующих налоговых периодах, но не позднее 31 декабря 2027 года.
Есть принципиальное новшество в законе: со следующего года воспользоваться инвестиционным налоговым вычетом сможет более широкий круг налогоплательщиков. Если в этом году речь шла о 27 направлениях в экономике, то теперь добавились еще 12.
Обратим внимание, что с 2021 года субъектам РФ федеральный бюджет будет компенсировать выпадающие из-за этого инвестиционного вычета доходы: дотации на одно юридическое лицо составят максимально 200 миллионов рублей.
Двухлетние налоговые каникулы до 31 декабря 2023 года вводятся для начинающих предпринимателей, которые заняты в производственной, социальной и научной сферах или оказывают бытовые услуги и применяют упрощенную или патентную системы налогообложения.
Непосредственно на национальные проекты, которые остаются приоритетом, планируется направить почти 17 миллиардов рублей, что на 600 миллионов больше объема финансирования этого года.
Заметный рост расходов на региональные проекты обеспечен как раз за счет собственных средств, если в 2020-м выделяется 5,7 миллиарда, то в 2021-м – 8,5 миллиарда рублей.
На «Безопасные и качественные автомобильные дороги» назначается 6,2 миллиарда рублей (на 38 % больше показателя этого года). Прибавление идет из собственных средств областного бюджета (почти на 2,7 миллиарда).
Затраты Дорожного фонда расписаны на 13,4 миллиарда рублей, из них 12,7 миллиарда – из региональной казны.
Сейчас депутатский корпус рассмотрел основные параметры областного бюджета и до конца года уже должен утвердить все статьи расходов, чтобы с 1 января средства бесперебойно шли на зарплаты, социальные выплаты, на содержание школ, детсадов и больниц.
Председатель Законодательного Собрания Оренбургской области Сергей Грачев:
– Предусмотренный дефицит, а он обозначен в размере 10 миллиардов рублей, может закрываться в течение финансового года дополнительными поступлениями из федерального бюджета и из собственных источников, что уже подтверждалось на практике. Этот процесс соответствует бюджетному кодексу. Мы имеем право рассчитывать на эти варианты. Есть и другие законные инструменты – бюджетные заимствования, выпуск облигаций. Независимо от того, поступят межбюджетные трансферты или нет, регион выполнит все социальные обязательства в полном объеме.