Лето в этом году, собственно, как и предыдущие пять подряд, – довольно засушливое, а осень встречает дождями. А значит, кто-то совсем мало вырастил огурцов, у некоторых не заладилось и с картошкой. Какого урожая осенью ожидать оренбуржцам и по каким ценам? Хватит ли нам запаса овощей на зиму – весну и сможем ли обойтись без западной провизии? На эти и другие вопросы, касающиеся продовольственной безопасности региона, отвечают эксперты журнала.
Тратим больше
В первый месяц лета жители Оренбургской области стали тратить на еду на 31,24 рубля больше, чем в последний месяц весны, сообщает Оренстат. Это означает не то, что оренбуржцы стали больше есть, а, как уточняют эксперты, что стали больше тратить. То есть цены выросли, несмотря на то, что вроде бы жители начали покупать все больше и больше местные продукты. В итоге в среднем по области стоимость минимального продуктового набора в расчете за месяц повысилась на 1 % и составила 3260,79 рубля. Оренстат привел данные по ценам и в городах области. Так, в Оренбурге минимальный проднабор обходится в 3246,56 рублей, в Орске — 3231,11, в Бузулуке — 3366,66 (источник: https://regnum.ru/news/economy/).
Напомним, что в потребительскую корзину сегодня в первую очередь включены продукты питания, которые составляют около 50 % ее стоимости: хлеб, картофель, овощи, фрукты, молочные продукты, мясо, рыба, яйца, масло растительное, жиры, сладости.
Как утверждают в правительстве области, Оренбуржье — один из регионов, имеющий самый высокий уровень самообеспеченности продовольствием в Приволжском федеральном округе. Значит ли это, что местные аграрии вполне могут обеспечить каждого оренбуржца вышеперечисленными продуктами, есть ли дефицит?
Объем мяса в норме, горошка — нет
По данным минсельхоза региона, на территории области производством пищевых продуктов занимается около 600 крупных, средних и малых предприятий.
Как сообщает ведомство, в 2016 году прогнозируется получить урожай овощей не ниже уровня 2015 года. В текущем году в области было посажено 18,0 тыс. га картофеля (100 % к уровню 2015 года) и 7,8 тыс. га овощей (101 %), в том числе: капуста – 1,5 тыс. га, огурцы – 0,7 тыс. га, свекла – 0,3 тыс. га, морковь – 0,6 тыс. га, лук на репку – 0,9 тыс. га, чеснок – 0,2 тыс. га, прочие овощи — 2,2 тыс. га.
К примеру, ежегодная потребность области в продовольственном картофеле 196,7 тыс. тонн, что в полной мере удовлетворяется местными производителями, утверждают в министерстве.
В настоящее время продолжается сбор овощей с открытого грунта. По состоянию на 22 августа текущего года в сельскохозяйственных предприятиях убрано 6,2 тыс. тонн овощей (163 % по отношению к аналогичному периоду 2015 г.) с площади 140,0 га (150 % к уровню 2015 .), средняя урожайность составила 442,1 ц с 1 га (104 % к уровню 2015 г.).
Положительную динамику показали и другие производители пищевых продуктов. Так, за первое полугодие 2016 года, по информации статсборника «Социально-экономическое положение Оренбургской области»: производство мяса и субпродуктов увеличилось на 16,6 %, цельномолочной продукции – на 6,2 %, молока и сливок в твердых формах – на 1,5 %, масел растительных – в 2,8 раза, водки – в 2,3 раза, вод минеральных – на 68 %. Итого индекс промышленного производства пищевых продуктов, включая напитки, за январь – июнь 2016 года составил 104,9 %. Его ростобъясняется не только тем, что старые предприятия увеличивают свою мощность, но и из-за увеличения количества новых производственных единиц в регионе. Так, эффективно работает первая очередь свиноводческого комплекса «Орский бекон» на 50 тыс. свиней. Введена четвертая очередь ООО СГЦ «Вишневский». Запущена в эксплуатацию ООО «Ферма «Луговая» по производству 50 тыс. свиней в год. В целях организации производства товарной свинины в Бузулукском районе заработал свинокомплекс ООО «Экоферма» на 12 тыс. голов мощностью 1080 тонн мяса свиней в год. Завершено строительство предприятия по убою и переработке крупного скота ООО «Оренбив». В рамках реализации инвестиционного проекта «Строительство комплекса по глубокой переработке высокопротеиновых масличных культур» в городе Сорочинске запущен маслоэкстракционный завод. Построен ряд тепличных комплексов в Новоорском, Оренбургском районах, г. Ясном. В 2015 году начата реализация проекта по модернизации и строительству новых теплиц в п. Кушкули на общей площади более 7 га.
— Мы видим, что наш продукт всегда востребован: люди всегда будут кушать мясо. Спрос на продукцию растет. И это не только в России. Мясо с каждым днем становится доступнее все бОльшему кругу людей. И инвестиции необходимо делать постоянно, особенно сейчас, в рамках российской политики по ипортозамещению. Мы как раз оказались в выгодном положении. ООО «Оренбив» – это российское предприятие, и сегодня мы комфортно развиваемся именно в России, — поясняет заместитель директора по экономическим вопросам ООО «Оренбив» Фабрицио Ванди. — Если посмотреть статистику – в России проживает около 150 млн людей, а поголовье скота ежегодно не превышает 15-20 млн, т. е. 1 голова на 10 человек. Этот коэффициент неправильный для страны, в которой как раз можно и нужно развивать животноводство: здесь есть земля, пастбища, необходимые ресурсы. Есть возможности развиваться дальше.
— Сорочинский МЭЗ сегодня обеспечивает более половины производства масла НМЖК, — сообщает Анна Фатикова, руководитель пресс-службы холдинга. — Основные виды продукции Сорочинского МЭЗ — это подсолнечное масло, подсолнечный шрот и лузга подсолнечника. Все эти продукты относятся к категории «В2В» — то есть идут не напрямую потребителю, а направляются на другое производство для использования или переработки. В частности, подсолнечное масло используется как сырье для масложировой продукции — майонезов, соусов и маргаринов — и в этой форме возвращается в Оренбургскую область. Некоторая часть подсолнечного масла отгружается за границу, в страны СНГ и Юго-Восточной Азии, таким образом усиливая экспортные позиции Оренбуржья. Шрот используется как высокопротеиновая кормовая добавка в мясном и молочном животноводстве, а лузга — как альтернативное топливо, в частности на самом Сорочинском МЭЗ. Сегодня мощности Сорочинского МЭЗ позволяют производить до 170 тыс. тонн подсолнечного масла в год. И при норме потребления на человека в год около 8 кг масла означает, что потребность региона в масле составляет 16 тыс. тонн.
В нынешнем году ожидается и увеличение урожая зерновых. По прогнозам минсельхоза, валовой сбор зерна составит порядка 3,2 млн тонн при средней урожайности 11,5 ц с 1 га, что обеспечит область семенами, фуражом, позволит иметь товарное зерно для реализации. Увеличение объема урожая, как уточняют в министерстве, объясняется внедрением интенсивных влагосберегающих технологий.
Новые технологии внедряют и овощеводы.
— У нас не картофельный край, — говорит Владимир Хомутский, глава КФХ Переволоцкого района, — но с годами мы сумели выращивать этот продукт. Хотя в жару это не так просто, а потому приходится изучать и внедрять новые технологии, обеспечивать поля своевременным поливом.
Судя по показателям прошлого года, основных продуктов из расчета на душу населения хватило каждому.
Так, как сообщают в минсельхозе, по расчетам было произведено: мяса 72 кг (при норме потребления в среднем 52,5 кг в год на человека), молока – 400 кг (при норме 283,5 кг), яиц – 541 штука (при норме 203,7 штук), картофеля – 150 кг (при норме 81,1 кг), овощей и бахчевых культур – 363 кг (при норме 111,9 кг).
При этом, уверяют в минэкономразвития региона, до сих пор торговые сети отмечают нехватку предложений следующих групп продовольственных товаров местного производства: рыбы живой, охлажденной и продуктов её переработки; консервированных продуктов из кукурузы, зеленого горошка, фасоли; фасованных, калиброванных сыров твердых и мягких.
Где теряем, или «7 муда»
В японском словаре есть такое слово – «муда». Я с ним познакомилась, еще учась в институте на экономическом. Как выяснилось, это вполне себе профессиональный термин, который означает потери: отходы, лишние запасы, лишние этапы обработки, лишние передвижения, перепроизводство, производство дефектов, потери времени из-за ожидания – «7 муда». В итоге, если этого избегать, то можно существенно экономить, а значит, умножать собственную прибыль, развивать бизнес. Это я к тому, что, изучая и общаясь с местными сельхозпроизводителями, предпринимателями и прочими представителями товарной цепочки, выяснилось, что колоссальные потери идут из-за неправильного хранения, несвоевременной продажи товара, из-за большого количества завезенной продукции с соседних регионов, в объеме бОльшем, чем требуется, и так далее. Все это отражается на ценах местных производителей, которые вынуждены продавать товар ниже себестоимости, а значит себе в убыток, в убыток бюджету региона.
— Покупая завезенный картофель по более низкой цене, местный потребитель, казалось, экономит. Но надо понимать, что сроки хранения такого картофеля зачастую очень короткие. А значит, купив 4 мешка, хозяйка выкинет два порченого продукта. Мы же из года в год культивируем качественный продукт, занимаемся изучением семян, выращиваем те овощи, которые приспособлены к нашему климату, выбираем такие сорта, которые не первый год показывают отличные результаты по хранению. А потому лучше купить 2 мешка, но местного картофеля, переплатив ненамного, но быть уверенным в его долгом хранении, — рассуждает Владимир Хомутский.
Что касается перераспределения товара и его сохранности, то и здесь тоже свои трудности. Не секрет, что урожай убирают осенью, а повышенный спрос на овощи начинается весной. Соответственно требуется создать условия для хранения овощей, и это уже совсем другие инвестиции, что не каждый местный сельхозпроизводитель (в силу разных причин: высокие проценты по кредитам, недостаточный объем оборотных средств и т. д. – Прим. авт.) может себе это позволить. Соответственно, продает выращенные овощи перекупщикам за бесценок, перекупщик – другому спекулянту, в итоге цена становится в три раза выше, чем с «поля». Покупателю невыгодно.
Другая ситуация. Крупные хозяйства, имеющие свои овощехранилища, испытывают иного рода проблемы – выход на широкий рынок, то есть продавать произведенную продукцию не только в ярмарочные дни, но и круглогодично в торговых комплексах, сетях нет возможности.
Единственное решение всех проблем – создать собственный агрологистический центр, который справлялся бы сразу с несколькими задачами: доставка, хранение, сортировка, приведение продукции в товарный вид, распределение и т. д.
Как подтвердили в минэкономразвития региона, сегодня сетевые компании заинтересованы в продаже местных товаров, но не берут его в силу различных причин, в том числе из-за выпуска товаров без использования современных упаковочных материалов и штрих-кодирования; фасовки объёмами, не востребованными потребителями; необеспечения ритмичности поставки продукции; отсутствия предложения мытых, калиброванных, фасованных овощей.
— Проект по созданию агрологистического центра в Оренбуржье интересен как производителям, так и потребителям, то есть торговым сетям, отдельным магазинам, рынкам. Есть похожие проекты на юге страны, где специализируются на яблоках. Агроцентры организованы в Нижнем Новгороде, Туле. Большая часть — 85 % логистических маршрутов завязаны на крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, а также городах Центральной России — Ростове, Краснодаре, на остальную страну приходится всего15 %, — поясняет председатель совета директоров компании «БазисАгроЛогика» Владимир Колесников. – Если говорить о нашем агроцентре, то сегодня полностью подготовлены строительная площадка, проектно-сметная документация. И если сейчас найдется инвестор на стартовой стадии, то до момента реализации нам понадобится всего 8 месяцев. Взять инвестиционный кредит при нынешних банковских условиях мы не можем. Стоимость проекта — порядка 2 млрд рублей, ввиду того что основное оборудование импортное. Мы попытались оптимизировать расходы, при существующем курсе доллара проект стал стоить 1,7 млрд рублей. Но по условиям финансовых учреждений, чтобы получить кредит, мы должны иметь собственных средств в размере 40 % от его стоимости, т. е. 800 млн рублей. Пока это нереально.
Как подчеркивают другие эксперты, агроцентр необходим и иным видам товаров, чтобы упорядочить стихийный рынок – выпускать ровно столько, сколько требуется, избегая складирования и имея опять же гарантированный рынок сбыта.
По словам Фабрицио Ванди, компания ООО «Оренбив» всю произведенную продукцию отправляет в г. Одинцово, где находится один из крупнейших закупочно-распределительных центров. Какую-то часть мясной продукции приходится продавать самим, самостоятельно искать место сбыта, покупателей. Но если бы такой центр был бы расположен в пределах нашего региона, производитель меньше бы тратил времени на поставку товара, сократил бы транспортные расходы, а высвобожденные средства направил бы в оптимизацию, расширение бизнеса.
А между тем
На рынках Оренбурга картофель продается за 23 рубля кило, в выходной день от 15 рублей. Яйца деревенские по 48-50 рублей. Хлеб – 17 руб. Мясо (говядина) – 320 рублей (цены на 9 сентября. – Прим. авт.). Как сложится цена на подсолнечное масло нового урожая, пока неясно.
— В целом по России мировые эксперты дают оценку урожая подсолнечника в 2016-2017 гг. примерно в 10 млн т, что является достаточно высоким показателем и выше урожая прошлого года на 0,4 млн т. Цена масла будет формироваться под влиянием целого ряда факторов. Кроме валового сбора маслосемян, это и темпы их уборки, качество, цены на масла на мировом рынке и т. д., — поясняет Анна Фатикова. — Со своей стороны мы полностью подготовили заготовительный комплекс элеваторов к новому урожаю подсолнечника от оренбургских сельхозпроизводителей.
А пока оренбуржцы покупают растительное масло по 78 рублей за 0,9 л и 160 рублей отдают за 1,5 л.
Можно ли сэкономить на проднаборе?
Оказывается – можно. Новый способ экономить потребителям сегодня позволяют специальные интернет-магазины, которые способны снижать цены на продукты за счет отсутствия арендной платы, коммунальных расходов и зарплаты персонала. Примером может служить интернет-магазин в Екатеринбурге. В Оренбуржье подобных нет, но зато есть активные пользователи других интернет-ресурсов, таких как известные сайты объявлений, где частник предлагает прямо с грядки завезти излишки урожая покупателю по сходной цене, что существенно экономит расходы на основные позиции продуктовой корзины.
Более масштабную идею высказал Владимир Хомутский.
— Нам необходимо возрождать трудовые лагеря. Это и воспитание, и гарантированное обеспечение местными продуктами бюджетных организаций в счет оплаты труда, — считает глава КФХ.
Некоторые эксперты поддерживают такую идею и ее целесообразность, но подчеркивают, что это должно быть принято на правительственном уровне.
Елена Булгакова