РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСОВ ЧИТАТЕЛЕЙ*:
* - ежегодный опрос ТПП Оренбургской области

ОДН: ОТЪЁМ ДЕНЕГ У НАСЕЛЕНИЯ, ИЛИ ОБЩЕДОМОВАЯ НУЖДА НА МИЛЛИАРД

Так что же на самом деле представляют собой пресловутые «общедомовые нужды»? Откуда они вообще взялись и почему мы их не оплачивали раньше? Ответы на эти вопросы следует искать сразу в трёх «судьбоносных» документах, которые один за другим принимало Правительство Российской Федерации и которые фактически перевернули всю систему ЖКХ, работавшую с середины прошлого века по советским лекалам.

Как экономия вышла боком

Давным_давно уже является секретом Полишинеля тот факт, что россияне тратят на свои коммунальные нужды ресурсов чуть ли не на порядок больше, чем европейцы. Так, в начале 2000_х средняя российская семья из 4 человек сжигала света в 6 раз больше, чем аналогичное семейство в Западной Германии. Тепла мы расходовали в 8, а воды выливали аж в 18(!) раз больше. Неудивительно, что федеральные власти стали задумываться о применении неких стимулирующих методов, которые заставляли бы людей экономить.

Оренбург, кстати, был одним из первых городов России, где такие попытки были поставлены на муниципальный уровень. Ещё в 1999 году, при покойном мэре Геннадии Донковцеве наш областной центр выиграл «ресурсосберегающий» грант Европейского банка реконструкции и развития: на эти деньги в домах оренбуржцев устанавливались общедомовые счётчики тепла, в квартирах совершенно бесплатно проводилась проклейка теплоотражающих панелей и замена старых текущих винтовых кранов на современные «полуоборотные» керамические.

Чуть позже началась и эпопея по установке квартирных счётчиков воды: люди очень быстро понимали, что городской норматив в 320 литров в сутки на каждого прописанного человека – просто драконовский. По счётчикам реально потребление этого ресурса снижалось в 10–20 раз.

И когда в 2009 году вышел первый судьбоносный Федеральный закон № 261 «Об энергосбережении…», в обязательном порядке предписывающий установку приборов учёта тепла, воды, газа и света, Оренбург был к нему готов больше многих российских городов. Так, уже к 2010 году счётчики тепла были установлены на 80 % многоквартирных домов; счётчики воды имели более половины квартир.

Но вернёмся, собственно, к теме общедомовых расходов. Впервые о ней заговорили в Правительстве России в 2011 году. И неофициальной причиной тому стало резкое падение объёмов отпуска ресурсов населению со стороны ресурсоснабжающих компаний: водоканалов, теплогенерирующих компаний и энергосбытов. Этого и следовало ожидать: когда люди, установив счётчики, начали считать каждый литр воды и каждую гигакалорию тепла, поневоле пришлось экономить. Утеплялись крыши и цокольные этажи в домах, менялись старые расхлябанные окна и двери в подъездах…Заменялись вечно шипящие унитазные «поплавки» на надёжные силиконовые запоры… В результате, например, только за последние 5 лет объём отпуска воды населению оренбургским водоканалом снизился почти в 2,5 раза. И потребление этого ресурса продолжает падать – примерное на 8–10 % ежегодно.

Примерно такой же тренд и у энергетиков. Утепление домов, установка регуляторов температуры, использование энергосберегающих ламп приводит к тому, что за тепло и свет люди платят всё меньше. Ситуация, правда, несколько сбалансирована введением новостроек и ростом числа бытовой техники: практически в каждой квартире сегодня есть и микроволновка, и стиральная машина, и кондиционер, которые потребляют много энергии. И тем не менее снижение потребления ресурсов населением отмечается и здесь.

Что же делать в данной ситуации предприятиям – жилищным монополистам? Выручка падает, в отличие от аппетитов собственников и менеджмента. Повышать тарифы выше, чем уровень инфляции, нельзя – это вопрос политический, и тут премьер, а затем и президент Владимир Путин, стоят стеной. А денег в прежних объёмах хочется, ведь годовой оборот услуг ЖКХ только в Оренбурге оценивается более чем в полтора миллиарда рублей!

Выход был найден благодаря двум документам – Федеральному закону № 123, вносящему изменения в Жилищный кодекс в июле 2012 года, и печально знаменитому Постановлению правительства № 354, которое вводило новые Правила предоставления коммунальных услуг с 1 сентября 2012 года. Кстати, именно в 354-м Постановлении и появился термин «Общедомовые нужды», из-за которого поднялась волна народного гнева.

Заплати за соседа!

Что же такое по сути общедомовые нужды? До 1 сентября 2012 года на эту расходную статью относили ненормативные потери ресурса после границы раздела балансовой принадлежности. Переведя с канцелярского на русский, можно сказать так: если, допустим, лопнула труба с водой перед входом в подвал дома, то разлившаяся лужа – это потери водоканала. Если же лопнула уже в подвале – то это потери общедомовые, возместить которые должны жильцы, «скинувшись» в «общий котёл». Фундамент дома – это и есть та самая граница балансовой принадлежности.

Аналогично и с электроэнергией. Все потери тока из-за замыканий и утечек в землю до общедомовой электрощитовой – это расходы энергосбыта или элетросетей. Всё, что после щитка – жителей.

Но и это ещё не всё. Определённый процент общедомовых потерь был заложен в сам тариф на ресурс. Проще говоря, когда ежегодно, условно, водоканальщики шли в правительство области, в Департамент по тарифам и ценам защищать цену своего кубометра воды, они УЖЕ ЗАКЛАДЫВАЛИ эти потери в стоимость. Грубо говоря, «куб» воды стоит 10 рублей. Из них на зарплату – 3 рубля, на амортизацию оборудования – 2 рубля, на ремонт труб – 3 рубля и ещё 2 рубля – на потери. Соответственно, с водоканалом и энергетиками обслуживающие организации (ТСЖ и управляющие компании) рассчитывались по факту сбора средств с населения: кто сколько из жителей заплатил – такую сумму и перечислили на счета ресурсоснабжающих компаний. А суммы от должников, которые неиз_ бежно есть в любом доме, «покрывались» за счёт той самой «надбавки на потери» в тарифе.

Кстати говоря, в Оренбурге были и судебные прецеденты, когда ресурсоснабжающие организации пытались взыскать с коммунальщиков денег больше, чем они собирали с населения (например, такие процессы проходили в ТСЖ «Гамма»). В итоге судом ресурсоснабжающим компаниям было отказано: нельзя собирать за энергию и воду больше, чем реально внесли в кассу люди – потребители этих услуг.

Но ситуация развернулась на 180 градусов после 1 сентября 2012 года, когда начало действовать 354-е Постановление правительства. В нём понятие «общедомовых нужд» не имеет чёткой юридической трактовки. И в итоге под эту статью можно подводить абсолютно все расходы ресурса в доме.

Как это выглядит на практике? Очень просто. 261-й Федеральный закон обязывает на каждый дом установить ОБЩЕДОМОВЫЕ приборы учёта ресурсов: тепловые, электрические и водяные счётчики. А 354-е Постановление, в свою очередь, заставляет платить по показаниям общедомовых счётчиков всех жителей. Вот и получается, что если, допустим, в 10-квартирный дом в месяц было подано 100 кубометров воды, но честно заплатили за них только 5 квартир, а ещё 5 «забыли», то половину недоплаченного «раскидают» на всех в виде ОДН.

То есть те пять честных плательщиков фактически остаются в дураках: за их счёт «выезжают» те, кто не внёс в кассу ни копейки!

– Это юридический нонсенс! – возмущена кандидат юридических наук, эксперт в области жилищно-коммунального права Ольга ЗАЛАВСКАЯ. – Фактически речь идёт о солидарной ответственности жильцов за своих же неплательщиков! С точки зрения права это примерно то же самое, как если бы в поручители по многомиллионному банковскому кредиту записали всех, кто стоит в очереди за пенсией в сберкассу, не спрашивая их разрешения. А если основной заёмщик отказался платить по кредиту, то долги начинают взыскивать с соседей по очереди! Это противоречит самой логике гражданских правовых взаимоотношений: невозможно обязать платить человека за услугу, которую он фактически не потреблял. Поэтому моё мнение однозначное – 354-е Постановление в части начисления ОДН нужно немедленно отменить!

На вопрос же, кому выгодно было такое постановление, отвечу так – ресурсоснабжающим организациям, конечно! Не сомневаюсь, что именно они были главными лоббистами этого документа.

В самом деле, вернёмся к нашему примеру с расчётом тарифа за кубометр воды. Те два рубля, которые были заложены на потери, теперь смело можно записать в прибыль, ведь «общедомовых потерь» фактически нет – за всех должников рассчитаются законопослушные соседи. Добавим сюда ещё 15 % роста, который официально разрешён правительством страны как корректировка инфляции – вот и дополнительный источник пополнения доходов!

И что самое любопытное – в областном Департаменте по тарифам и ценам даже речи не возникало о том, чтобы СНИЗИТЬ тарифы, поскольку из них исключаются те самые запланированные потери и недосборы. Ничуть не бывало – если посмотреть обоснование, то эти цифры там по-прежнему включены.

Беззубая власть

А как ситуация обстоит на уровне области? Можно ли предпринять что-то для того, чтобы не применять явно несправедливое и юридически провальное 354-е Постановление? Областной министр, курирующий в том числе и ЖКХ, Сергей ДОМНИКОВ на этот вопрос отвечает категорично:

– Нет, никаких «послаблений» в Правилах предоставления коммунальных услуг не предусмотрено. Все обязаны его выполнять, и мы ничего поделать не можем…

С одной стороны, министр прав. А с другой – открывается любопытная вещь. В Москве, например, ОДН не применяли ни одного дня – тамошний мэр Сергей Собянин сразу понял, что раскидывание долгов одних жителей на других, которые платят всё вовремя и в срок, обернётся социальным взрывом. И 354-е Постановление просто проигнорировали.

В Челябинске, Астрахани, на Сахалине и целом ряде других регионов ОДН перестали выставлять сразу после резкой критики системы ЖКХ, которой разразился президент России Владимир Путин в начале марта. Перестали, хотя официально 354-е Постановление ещё никто не отменял.

А что же мы?

Увы, политической воли нашим чиновникам наложить мораторий на ОДН так и не хватило. В приватных беседах Сергей ДОМНИКОВ лишь разводит руками – до соответствующего решения российского правительства приостанавливать начисление ОДН в отдельно взятом регионе незаконно. А Москва – ну так на то она и Москва. Что нас с ней сравнивать?

Споры о том, что же делать с этими ОДН, идут с февраля. Именно тогда депутатская комиссия во главе с оренбургским парламентарием Еленой НИКОЛАЕВОЙ отправила запрос на пересмотр 354-го Постановления. Обещали разобраться с проблемой в течение двух недель. Но вот уже апрель на носу, а внятного решения так и не видно. Впрочем, «наш» депутат много чего обещает сделать для региона…

– Я не верю, что в ближайшее время произойдут какие-то подвижки в плане ситуации с ОДН, – комментирует управляющий оренбургского ТСЖ «Октава» Владимир ЕВГРАФОВ. – Это же затронет интересы очень крупных «игроков», а лобби у них очень сильное. Мы и сами сейчас бьёмся с наведением порядка в счетах! Но всё как об стенку горох. Все кивают, все соглашаются, что «неправильно и несправедливо», но каждого пятого числа месяца – извольте, получите новый счёт и рассчитайтесь по нему.

Фактически ОДН дискредитировал саму идею экономии ресурсов. Зачем ставить счётчики, энергосберегающие лампочки, зачем считать каждый литр, если всё равно тебя заставят оплатить потери дома? Конечно, идет борьба с неплательщиками, пытаемся подавать на них в суд. Но суды у нас могут тянуться долго, взыскания получить – ещё сложнее. А заплатить-то за всё жителям нужно уже сейчас…