РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСОВ ЧИТАТЕЛЕЙ*:
* - ежегодный опрос ТПП Оренбургской области

Андрей Бородин: «У нас есть планы по наращиванию объемов инвестирования»

В ноябре прошлого года губернатор Денис Паслер изменил структуру регионального правительства. Тогда появилось новое министерство – промышленности. Его главой стал человек из бизнеса, топ-менеджер производственного предприятия Андрей Бородин. Как выстроена работа минпрома, какие вопросы уже решены, а какими предстоит заниматься? Беседуем с министром.

– Какой первоочередной круг задач был поставлен Вам губернатором после назначения?

– Министерство промышленности и энергетики является органом исполнительной власти, ответственным за выработку и проведение единой промышленной политики на территории нашей области. Основа этой политики – тесное взаимодействие с предприятиями, выявление проблем развития, поиск вариантов их решения. Это наша главная задача.

В числе подзадач могу выделить проведение системного анализа государственных программ и мер поддержки, направленных на развитие промышленности, оценку возможности участия в этих проектах оренбургских предприятий, поиск и привлечение желающих реализовать соответствующие направления, а также их поддержку и сопровождение.

Не секрет, что бизнес с определенной долей осторожности относиться к вопросам взаимодействия с органами власти. Возможно, это связано с низкой информированностью о направлениях их деятельности, возможно, с некоторой закрытостью госструктур.

Между тем сегодня существует достаточно большое количество инструментов и мер, в том числе и финансовой поддержки, которые могут и должны стать реальными инструментами помощи бизнесу. Поэтому еще одной нашей задачей является обеспечение информационной открытости и прозрачности всех процессов, а также вовлечение в работу по получению господдержки как можно большего числа предприятий области.

Немаловажным является и привлечение на территорию области инвестиций и средств федерального бюджета. Это еще два важнейших направления работы, которые нам обозначил губернатор Оренбургской области Денис Владимирович Паслер.

– Вы озвучили ранее информацию о том, что в области будут профинансированы несколько новых инвестпроектов на сумму более 160 млн руб. Что это за проекты?

– В конце 2018 года в нашей области появился региональный Фонд развития промышленности. Он был создан по решению правительства области, и на его капитализацию были выделены серьезные средства из областного бюджета – более 170 млн рублей. Сегодня, если немного продолжить о задачах министерства, мы ведем работу по активизации его деятельности и привлечению предприятий к реализации проектов развития за счет льготных займов нашего фонда. Они и должны создать финансовую основу для реализации тех инвестпроектов, о которых я говорил. Здесь и проекты развития действующих предприятий, а также проекты по возобновлению работы ранее остановленных производств.

На сегодняшний день льготный заем получили два предприятия. В их числе ООО «Профметалл», реализующее проект по покупке и установке оборудования для производства кровельных и строительных материалов, а также ООО «Тюльганский электромеханический завод», проект которого направлен на приобретение координатно-пробивных станков и роботизированных комплексов.

В завершающей стадии находится принятие решения о выдаче займа ОАО «Уралэлектро», которое планирует модернизировать процесс литья заготовок под давлением.

Также планируется профинансировать проект АО «Южно-Уральский завод магниевых соединений», где будет приобретено оборудование для серийного производства кизерита, который применятся в химической, текстильной и бумажной промышленности, а также в медицине. Часть средств может быть выделена на возобновление работы ТПК «Орские заводы». Предприятие простаивало с декабря 2016 года из-за разного рода финансово-организационных проблем.

Интерес для нас представляют проекты ряда других предприятий области. В их числе ООО «ОК-Инжиниринг» – оборудование для производства комплектующих для линий пищевой промышленности, ООО «МП Промстроймаш» – цех по производству кузнечно-прессового оборудования, ООО «Висла» – модернизация производства оконных конструкций.

– Один из целевых показателей для этих льготных займов – производительность труда. Это связано с реализацией нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости»?

– Да, все верно, здесь прослеживается тесная взаимосвязь. Сегодня национальный проект разделен между двумя ведомствами: министерством промышленности и энергетики и министерством экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области. Финансовые меры, стимулирующие к модернизации и созданию новых производств, закреплены за министерством промышленности и энергетики Оренбургской области. Главным целевым показателем нацпроекта является ежегодный рост производительности труда на средних и крупных предприятиях несырьевого сектора экономики.

На данный момент 10 предприятий Оренбургской области вовлечены в его реализацию, семь из которых являются субъектами деятельности в сфере промышленности. На 2024 год показатель роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики Оренбургской области должен составлять 106,3 %.

Еще раз повторю, что по всем программам, призванным способствовать развитию промышленности, наши специалисты оказывают полную консультационную поддержку. Мы нацелены на диалог и совместный поиск путей поддержки для тех производств, которые готовы расти и развиваться.

– Поскольку мы углубились в тему инвестиций, то еще один вопрос: расскажите подробнее о работе по развитию нового механизма заключения специальных инвестиционных контрактов – СПИК 2.0. Кому они интересны и чем?

– Да. Стоит отметить, что новый механизм заключения СПИК преимущественно будет решать задачу развития и передачи новых технологических компетенций. Целью обновленного механизма СПИК будет являться привлечение долгосрочных частных инвестиций в высокотехнологичные проекты и внедрение передовых технологий для локализации производства продукции, конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынках. А результатом поддержанных государством инвестиционных проектов в рамках СПИК должно стать осуществление серийного производства промышленной продукции на основе современных технологий.

Основные изменения нового механизма СПИК затронут прежде всего состав участников СПИК, то есть останется только федеральный СПИК, но региональные СПИК, заключенные без участия Российской Федерации, сохранят свою силу. Увеличен предельный срок действия специальных инвестиционных контрактов до 20 лет – в зависимости от объема инвестиций. Процедура заключения СПИК становится более прозрачной: заявительный порядок заключения прежних контрактов заменен на конкурсный отбор.

СПИК является эффективным инструментом поддержки инвестиций. И его привлекательность для инвесторов заключается в стабильности регуляторных и фискальных условий. Эта привлекательность будет проявляться в мерах стимулирования, таких как льготные ставки по налогу на прибыль и по налогу на имущество организаций, предусмотренные законами Оренбургской области.

Кроме того, преимущества СПИК проявляются в заочном предоставлении статуса «Сделано в России» и упрощенном доступе к госзаказу – без конкурсных процедур.

На сегодняшний день оренбургское предприятие ООО «Тюльганский электромеханический завод» подало заявку о включении современной технологии. Это изготовление стеклопластиковых лопастей с углеволоконным поверхностным слоем для ветроэлектрической установки арктического исполнения. Конкурсные процедуры и экспертизу наше предприятие прошло успешно. Технология, разработанная тюльганским заводом, вошла в перечень видов технологий, признаваемых современными технологиями, и теперь министерством совместно с заявителем ведется работа по подготовке мероприятий для заключения СПИК в Оренбургской области.

– В конце 2017 года Правительство РФ объявило о создании Единой системы сплошной маркировки и прослеживаемости товаров. Государство планирует полностью внедрить маркировку к 2024 году. Какая работа ведется в этом плане?

– С 1 июля запрет на оборот немаркированной продукции введен в отношении производителей табачной продукции, обуви и лекарственных препаратов. Это требование затрагивает в Оренбургской области только производителей обуви и лекарственных препаратов.

До 1 октября должна завершиться маркировка фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек, духов и туалетной воды. Производителей таких товаров в области нет.

Следующий этап перехода на обязательную маркировку товаров должен завершиться 1 января 2021 года. Он затронет предприятия легкой промышленности, которые занимаются производством одежды и белья. На территории области 101 организация, основной вид деятельности которых связан с производством таких товаров.

В настоящее время мы ведем работу по информированию участников оборота о вступающих требованиях, налаживаем с ними консультационное и информационное взаимодействие. В министерстве организована «горячая линия» по вопросам маркировки, совместно с Центром развития перспективных технологий запланирован ряд информационных и обучающих семинаров с участием производителей.

– Поскольку публикация интервью придется на период празднования Дня нефтяника, то оцените работу нефтегазового сектора региона и перспективы его развития.

– Добыча и переработка нефти и газа долгое время служила опорой развития не только Оренбургской области, но и государства в целом. Мы накопили большой опыт, сформировали и освоили новые компетенции, ресурсные условия позволяют нам еще в течение десятилетий получать отдачу от наших природных богатств.

Основные стратегические направления развития нефтегазового сектора остаются неизменными.

Несмотря на всю волатильность на рынке нефти, спрос на углеводородное сырье сохраняется, и мы уверены, что после завершения глобальной пандемии рынок восстановится.

Вместе с тем разведанные запасы постепенно сокращаются, на первый план выходит необходимость проведения новых геологоразведочных работ, освоение месторождений трудноизвлекаемых запасов.

Именно поэтому в настоящее время по поручению губернатора Оренбургской области ведется работа по корректировке Стратегии развития Оренбургской области до 2030 года. Для этого привлечены представители научного сообщества, нефтяных компаний, органов власти.

Правительством области, АО «Стратеджи Партнерс групп» и рабочей группой по приоритетному направлению «Нефтегазсервис» разработан проект плана развития нефтегазового сектора Оренбургской области. Согласно данному проекту область должна увеличить добычу всех типов нефти к 2030 году наполовину, в том числе за счет запасов доманиковых месторождений. Коэффициент извлечения нефти на месторождениях должен увеличиться с 19 % до 30 %. Нефтегазовый сектор должен повысить эффективность переработки углеводородного сырья, в первую очередь за счет увеличения уровня утилизации попутного нефтяного газа до 80 – 85 % и развития глубокой его переработки с целью извлечения полезных компонентов.

Намечено сразу несколько направлений работы.

Во-первых, будет активизирована инновационная политика в области, упор будет сделан на внедрение новых технологий в нефтегазовом секторе. Привлечение нефтедобывающих и нефтехимических компаний, нефтесервисных компаний и поставщиков комплектующих будет рассматриваться в качестве приоритета политики по привлечению инвестиций.

Во-вторых, активное развитие проектов по трудноизвлекаемым запасам и сверхвязкой нефти на территории области. Область должна стать лидирующим национальным центром компетенций по добыче трудноизвлекаемых запасов и сверхвязкой нефти для всех крупных нефтяных компаний, работающих на нашей территории. С этой целью предполагается создать и развивать технологические полигоны для отработки методов добычи трудноизвлекаемых запасов и сверхвязкой нефти, привлекать нефтедобывающие компании, обладающие соответствующими технологиями, и развивать партнерство с вузами, обладающими компетенциями в этой сфере.

Область будет содействовать активизации разведки углеводородного сырья, максимально снимая барьеры, привлекая компании, обладающие соответствующими компетенциями, а также включаясь в программы геологоразведки федерального уровня.

Мы переходим от слов к делу в вопросах утилизации и переработки попутного нефтяного газа. Это задача, не имеющая простых решений, необходимо будет пройти долгий переговорный процесс с ключевыми нефтяными компаниями, начнем мы с аудита реальных объемов попутного нефтяного газа на месторождениях.

На горизонте 2025 – 2030 годов в Оренбургской области будет развиваться нефтехимическое производство. Перспективным должно стать направление по переработке отходов Оренбургского газоперерабатывающего завода для получения продуктов, обладающих высокой экспортной привлекательностью. Будет развиваться ряд перспективных продуктовых направлений по производству сжиженного природного газа и других высокомаржинальных нефтепродуктов.

Задачи стоят перспективные, масштабные, но я уверен, что мы и наши газовики и нефтяники их достойно выполним! В преддверии же профессионального праздника хочу пожелать всем работниками и ветеранам нефтяной и газовой промышленности крепкого здоровья, оптимизма и уверенности в завтрашнем дне. Удачи и благополучия, успехов и процветания. С праздником, уважаемые коллеги!