РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСОВ ЧИТАТЕЛЕЙ*:
* - ежегодный опрос ТПП Оренбургской области

Клубы для успешных: есть ли польза?

Бизнес-клубы в России переживают второе рождение, считают эксперты. В столичных городах руководители и владельцы крупных компаний готовы платить до 800 тыс. руб. в год за возможность рассказать другу о своих проблемах в жизни и бизнесе в уютной обстановке. А как в регионах?

Насколько бизнес-клубы интересны предпринимателям и какие цели преследуют руководители самих клубов – выяснял ФЭБ у оренбургских экспертов.

Если верить историческим данным, то первые объединения управленцев, собирающихся на закрытые заседания, стали появляться в России еще в девяностые, но особой популярностью не пользовались. Тогда мало кто понимал, зачем они нужны. Сейчас страна переживает новый всплеск интереса к такому формату общения. К примеру, один из столичных клубов, созданный на личные инвестиции одного из предпринимателей, сумел выйти на самофинансирование, а другой клуб после полутора лет работы в Москве успешно открывает отделения по всей России. В Оренбуржье пока таких примеров нет.

Но уже громко о себе заявили бизнес- клуб Союза «ТПП Оренбургской области», бизнес-клуб «Армада» и бизнес-клуб «Ключевые персоны». При этом, безусловно, есть и другие деловые сообщества, которые объединяются в разного формата клубы – закрытые, открытые, временные. Здесь собираются люди с едиными интересами, доходами, проблемами и т. д.

- На Западе более полутора века назад бизнес-клубы стали неотъемлемой частью деловой культуры. В современной России нетворкинг, то есть возможность быстро и эффективно решать деловые задачи во время простого общения, в последние годы тоже успешно развивается. Интерес к такому формату есть, но мы столкнулись с тем, что не все готовы платить за членство в клубе. На данный момент наш бизнес-клуб «Армада» законсервирован на неопределенный срок. Работаем над его концепцией, разрабатываем новые идеи мотивации, - поясняет Виталий Койрах, руководитель проекта «Бизнес-клуб «Армада».

Мотивация: для чего объединяются успешные люди?

Образованные, успешные и открытые ко всему новому люди уже оценили формат клубного общения. Но замотивировать предпринимателей с ограниченным количеством свободного времени, как видим, не всем руководителям деловых сообществ удается. А это, пожалуй, самое главное.

Среди опрошенных экспертов ФЭБ мнения по поводу интересности и полезности клубов разделились.

- На мой взгляд, у оренбургских бизнес-клубов не совсем четко сформулированы задачи и цели, для чего они созданы. Какова их идея: собрать в одном месте предпринимателей, чтобы в неформальной обстановке обмениваться своими проблемами, связанными с ведением бизнеса, либо создать площадку для саморекламы членов клуба? Пока непонятно, - высказался Сергей Филиппов генеральный директор ГК «Стройландия».

И есть обратные высказывания предпринимателей, которые уже получают пользу и результаты после посещений бизнес-клубов.

- В первую очередь мне это интересно. Участие в клубе не дает бизнесу никаких физических благ. Здесь мы не получаем льгот, финансирования, бесплатных помещений. Но мы получаем нечто более ценное – новых людей, знакомства, знания. Это позволяет успешнее решать стоящие перед бизнесом задачи и двигать его вперед, - делится Татьяна Дёмина, генеральный директор группы компаний «Секретория». - Часто предпринимателю просто не с кем обсудить свои проблемы. Не все вопросы можно озвучить подчиненным, членам семьи. Людей, которые занимаются бизнесом, как правило, волнует одно и то же. А потому поддержка коллег – важное условие для ведения успешного бизнеса. Общаясь, мы не только больше узнаем друг о друге, но и о бизнесе других резидентов. Каждый резидент предлагает дружеские приветственные скидки для членов клуба, нам проще договориться об интересных условиях, отсрочке платежа и т. п. А еще это, безусловно, помогает решать практические задачи. К примеру, выносила на мозговой штурм идею корпоративных подарков собственного производства. Резиденты дали отличную обратную связь, в результате чего наша компания смогла улучшить свой конечный продукт.

Подтверждает слова коллеги Ольга Сажнева, индивидуальный предприниматель:

- Безусловно, встреча с резидентами клуба – всегда приятное событие. Получаемая информация при встречах является полезной, стимулирует к действиям.

Как пояснила Милана Левченко, президент бизнес-клуба Торгово-промышленной палаты Оренбургской области, в клуб приходят те предприниматели, которые понимают тот факт, что мир не стоит на месте, что всегда нужно двигаться вперед, совершенствоваться, обучаться самому и обучать персонал, быть актуальными во все времена.

- Исходя из этого, каждый четверг наши резиденты на бизнес-завтраках получают полезную информацию для себя и своего бизнеса. Программа встреч выстраивается таким образом, что, уверена, никто не остается равнодушным, - поясняет Милана Левченко.

А вот по мнению Ильдара Курманаева, организатора бизнес-клуба «Ключевые персоны», мотивацией объединяться в единый клуб может стать возможность участия в нестандартных, интересных, профессионально подготовленных событиях. Проводить совместный отдых, в том числе с семьями, в кругу участников бизнес-клуба.

- Наша цель - дать жизнь новому явлению, но с соблюдением традиций деловых клубов, лучшими из которых являются классические английские клубы, - поясняет Ильдар Курманаев.

А как у зарубежных коллег? Обладая схожим устройством, клубы различаются по целям, на достижение которых направлена их деятельность. Так, главной идеей объединения «Бильдельбергской группы» является организация неформального обмена информацией между участниками без принятия взаимных обязательств, выстраивания отношений с потенциальными партнерами.

Зачастую европейские бизнес-клубы становятся сильным инструментом для решения каких-либо задач, к примеру, устранения «коммуникационных перегородок» между представителями разных элит. Как правило, клубы для достижения целей активно взаимодействуют с внешней средой – через публикации своих материалов в СМИ, подключают государственные и международные организации, проводят пресс-конференции.

Число резидентов ограничено?

Ведущие бизнес-клубы страны нередко являются объектами для подражания. Они диктуют свои своды правил, которым должны следовать резиденты, ограничивают или не ограничивают количество членов (в «Римском клубе» оно равно 100. – Прим. авт.), внедряют дресс-коды и т. п. Сложнее попасть в закрытые вип-клубы, которые принимают только «своих», отбирая их по объему, видам бизнеса и т. п.

Встречи членов зарубежных клубов могут проходить раз в год («Римский клуб»), раз в месяц («Век»), раз в неделю (Ротари клубы) и т. д. Наиболее распространенными форматами встреч являются ужины, круглые столы, семинары. К участию в последних зачастую приглашаются люди, не являющиеся членами клуба.

- Наш бизнес-клуб – это не закрытое сообщество. Но существуют определенные критерии для вступления, - сообщает Татьяна Дёмина. - Одним из требований является рекомендация члена клуба. Членство не зависит от возраста и стажа предпринимателя. При этом членство в бизнес-клубе – это определенная привилегия и статус. Считаю, чем больше членов будет в клубе, тем плодотворнее будет его работа.

Олег Овчинников, директор тренинг-центра «ПерсоналПроф» полагает, что ограничивать количество резидентов нельзя, «лишние отсеются сами, а небольшое сплоченное ядро клуба приведет к его закукливанию».

- Изначально «костяк» состоял из 60 человек, получивших первых членские карты, которые дали  право заходить на закрытые ресурсы официального сайта клуба и возможность посещать все без исключения события. Ежегодно в клуб вливается от 30 до 50 участников, - утверждает Ильдар Курманаев.

Бизнес-клуб может иметь большое будущее и развиваться в вертикальном и горизонтальном направлении, считают другие оренбургские эксперты.

- Вовлекать нужно новых резидентов, это новые идеи, возможности расширить границы, а вертикаль можно строить исходя из опыта и профессионализма. О закрытости клуба или оптимальном количестве можно говорить тогда, когда речь идет о вип-резидентах, - полагает Ольга Сажнева.

Цена входа

Как упоминалось выше, в столичных городах члены клуба готовы платить до 70 тыс. рублей в месяц. А взносы зарубежных элитных клубов еще выше. Так, 25 000 долларов – сумма взноса для потенциальных резидентов Club 33 («Клуб 33»), при этом требуется годовой членский взнос в 10 000 долларов. Такие траты, как уверяют сами члены клуба, оправдывают себя. Резиденты участвуют в интереснейших событиях, куда пускают только «своих», им предоставляется аренда люксовых авто, скидки на эксклюзивные туры по всему миру, именные парковочные места и многое другое. Одним из самых дорогих считается «Йеллоустонский клуб», вступительный взнос в котором составляет 300 000 долларов и 30 000 долларов - годовой взнос.

Бизнес-клубы в российских провинциях пока «скромничают».

- У нашего клуба нет цели заработать деньги. Основная задача - создать бизнес-сообщество, полезное друг для друга и для города в целом, - поясняет Милана Левченко.

В среднем по городу цена входа в клубы составляет от 1000 до 2000 рублей, что для многих оренбургских предпринимателях вполне приемлемо.

- Я готова заплатить и больше, если буду получать значительные плюсы от участия, - говорит Татьяна Дёмина.

Как считает Ольга Сажнева, чтобы быть готовым на определённый взнос, резидент должен для себя понимать ценность клуба.

- Благодаря партнерам, заинтересованным в избранной аудитории бизнес-клуба, участие в мероприятиях для членов клуба бесплатное, - сообщает Ильдар Курманаев. - Кроме того, резиденты клуба получают приоритет при организации событий и сами могут выступать инициаторами встречи, предоставлять бизнес-площадки, приглашать интересных спикеров.

Бизнес-клуб как отдельный бизнес

Превратить нетворкинг в отдельный бизнес пока не каждому удается. Как правило, на это уходят годы.

- Может ли бизнес-клуб стать доходным видом бизнеса? Наверное, может, но в городах-миллионниках, не у нас, - уверен Сергей Филиппов, руководитель ГК «Стройландия».

Противоположное мнение у Татьяны Дёминой.

- Я убеждена, что ничего невозможного нет, но наш бизнес-клуб к этому точно не стремится. Для нас это абсолютно некоммерческое объединение по интересам. Безусловно, у клуба есть организационные расходы, поэтому мы уплачиваем членские взносы – но они не становятся источником доходов для организаторов, - уточняет Татьяна Демина.

Дмитрий Этманов, генеральный директор ООО «Линкор Плюс», считает, что вполне возможно превратить клуб в доходный вид бизнеса при условии, если он будет продвигать резидентов на разных уровнях, оказывать им реальную помощь в развитии.

- В перспективе нашего клуба стоит задача проводить больше тематических семинаров с привлечением известных персон в мире предпринимательства, такая потребность есть. В этом случае входной билет на событие будет оплачиваться. Но мы не ставим себе цель зарабатывания денег. Главное – создать реально действующее сообщество активных предпринимателей, готовых получать пользу и удовольствие от общения и реализовывать интересные проекты. Кроме того, на встречах регулярно проходят благотворительные аукционы, что позволяет нашему клубу оказывать помощь семьям и детям, нуждающимся в поддержке, - сообщает Ильдар Курманаев.

Чего не хватает оренбургским клубам?

По идее, как считают эксперты, клуб должен создавать такую среду, в которой даже тот, кто не планировал стать предпринимателем, создает бизнес. А чего не хватает нашим оренбургским клубам?

- Зачастую клубы приглашают в наш регион коучей со своей образовательной программой, и они, безусловно, могут быть интересны, например, начинающим бизнесменам. Но для меня важно, чтобы бизнес-тренер имел свою историю успеха в предпринимательстве, просто теоретики малоинтересны, - высказался Сергей Филиппов.

Руслан Абдршин, председатель Оренбургского отделения Ассоциации молодых предпринимателей России, считает, что бизнес-клуб должен защищать интересы резидентов от незаконных посягательств приближенных к власти людей. Если он этого не делает, то всё остальное бессмысленно, заключает эксперт.

Елена Булгакова

Бизнес-клубы в цифрах

24 тыс. участников в самом старом международном бизнес-клубе — нью-йоркском YPO. Он существует уже 67 лет.

В 2,5 раза быстрее других растут компании, чьи CEO — члены крупных бизнес-клубов.

$15 тыс. в год — самая высокая цена годового абонемента, столько платят члены клуба Vistage из Калифорнии (США).

$4,7 млн в год зарабатывают в среднем резиденты международной Entrepreneurs Organization, штаб-квартира которой располагается в штате Вирджиния (США).

Источник: http://www.rbc.ru